ОБ ОБЛЕГЧЕНИИ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Одна нехорошая тенденция…

Одной из довольно нехороших тенденций в среде практикующих мусульман, причем как в среде духовенства, так и в среде новообращенных, является ужесточение религиозных предписаний и сужение рамок дозволенного. Примечательным является то, что неофиты обычно сужают рамки и ужесточают лично для себя, тогда как представители духовенства имеют обыкновение загонять в узкие рамки других. Я лично сталкивался с ситуацией, когда новообращенная мусульманка, женщина уже в годах, с удивлением для себя узнала, что совершать омовение вовсе не обязательно ледяной водой, а платок, находясь дома, можно снимать. Как выяснилось, так ее научил некий местный хазрат в одной из наших центральных мечетей. Мне, конечно, интересно, а сам этот хазрат (тоже, кстати, в годах) в своей обычной жизни придерживается таких же жестких рамок или это, так сказать, для черни? В общем, явление это довольно нередкое и данный пример далеко не единственный. А что говорится в Коране и сунне по данному вопросу?

«Поистине эта религия легка…»

В риваете от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) говорится: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начнет ее ужесточать, то она непременно победит его (в некоторых риваятах проходит такая формулировка: «кто бы ни ужесточил религию, она его все равно победит») так придерживайтесь же правильного и приближайтесь, и возрадуйтесь и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гадва), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа)»(Бухари) В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): …так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и возрадуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)». Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «она непременно его одолеет», — означают, что религия возьмет вверх, и ужесточающий ее окажется не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество путей (или решений) в рамках религии. Слово «аль-гадва» означает — движение в начале дня, слово «ар-рауха» — движение в конце дня, а слово «ад-дульджа» — движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши — свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило бы вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь. Алла ведает лучше. А вот как идея легкости и облегчения в делах религии представлена в Коране: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура Бакара, 2/185) Общеизвестно, что принцип облегчения в состоянии затруднения или невозможности выполнения предписаний, касается не только поста в месяц Рамадан, но и всех видов поклонения. К примеру, если отсутствует вода для омовения или ее мало либо она, по какой-либо причине, не досягаема, то дозволяется делать таяммум чистой землей. Если человек во время намаза не может стоять или ему тяжело это делать, то он может совершать намаз сидя, а если не может даже сидеть, то лежа, и так далее и тому подобное.  То же самое касается запретов: скажем, свинина или мертвечина запрещены в пищу, но когда верующий сталкивается с угрозой для жизни, то есть кушать или не кушать запретное становится вопросом жизни и смерти, то ему дозволяется употребить запретное в пищу, но ровно столько, чтобы не умереть. Конечно, для того, чтобы было возможно воспользоваться послаблениями, трудности и лишения должны быть объективными и реальными. Вообще в фикхе (исламское право) существуют понятия «азимат – это то, что надлежит делать в нормальной жизни в обычных условиях» и «рухсат (дословно: «дозволение, разрешение») – это то, что дозволяется делать в условиях затруднения и стесненных обстоятельствах». Другими словами Творец, создавший человека и давший (и дающий) человеку все необходимое, определил для него путь и создал систему предписаний и запретов, выполнение которых ему под силу ведь: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей…» (сура Бакара, 2/286) Тогда как, если можно так выразиться, для внештатных ситуаций Он же предусмотрел систему послаблений и разрешений. То, что верующему затруднительно в рамках обычных условий, он может делать в рамках послаблений и разрешений, хотя иной раз человек может выбрать не прибегать к послаблениям, а действовать, так сказать, по протоколу. К примеру, находясь в пути или в состоянии болезни, мусульманин может выбрать все же держать пост и его пост будет действительным (я это к тому, что доводилось слышать и обратное, но подобного мнения придерживаются захириты, а большинство ученых противоположного мнения). Что же касается сокращения намаза в пути, то ханафиты склоняются к идее, что это азимат, а не рухсат, поэтому в рамках ханафитского фикха, сокращение намаза в пути необходимо (ваджиб), а не дозволено. Тогда как шафииты, к примеру, считают каср (сокращение намаза) рухсатом и поэтому в их фикхе сокращать или не сокращать оставлено на усмотрение самого путника. Тема облегчения в Коране не ограничивается лишь 185 аятом суры Бакара, вот еще несколько цитат: «Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы скажем ему наши легкие повеления» (сура Кяхф, 18/88) «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела.» (сура Талак, 65//4) и «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (сура Талак, 65/7) Из этих аятов мы узнаем, что принцип облегчения верен не только для ритуальных, если можно так выразиться, видов поклонения, но также в вопросе расходования на Его пути, а также вопросов, касающихся заключения и расторжения брака и многих, многих других вопросов.  Другими словами этот принцип общий и универсальный в Исламе и мы лишь еще раз убеждаемся в верности слов самого верного и правдивого среди всех людей любимца Аллаха пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине эта религия легка…»

Что более богоугодно: азимат или рухсат?

Конечно, может возникать вопрос: и все же, что более богоугодно, держаться линии азимата, так сказать, до упора, или же следовать рухсату? В одном из риваятов сказано: «Аллах любит того, кто следует пути дозволения (рухсат), подобно тому, как Он любит азимат» (Джами` ас-сагир). Вероятно, многое здесь зависит от самого человека, от ситуации и обстоятельств. Известен случай, когда в одном из военных походов один из сподвижников получил сильное ранение в голову (ему пробили череп) и при этом ему надлежало взять полное омовение, в виду великой скверны (хадас аль кабир) и к кому бы он не обратился за советом, ему говорили: «Мы не видим другого пути для тебя, кроме совершения полного омовения в обычном порядке». Этот человек совершил полное омовение, что окончилось для него осложнением и повлекло за собой его смерть. Когда по возвращению в Медину об этом случае рассказали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он упрекнул его сотоварищей: «Почему вы настояли на том, чтобы он совершил полное омовение и не указали ему на возможность совершения таяммума?» Известен также и другой случай, когда в одном из походов, командиру отряда, которым был Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах!) нужно было совершить полное омовение ввиду большой скверны (хадас аль кабир), но по причине сильного холода и отсутствия горячей воды он совершил таяммум, а потом провел коллективный намаз в качестве имама. По возвращению об этом доложили посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он вызвал Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллаха) и спросил о причине подобного поступка, на что сподвижник процитировал аят, в котором проходила фраза : «не подвергайте себя опасности» и обосновал свой поступок тем, что, мол, вот я и не стал повергать свою жизнь и здоровье опасности. В ответ на это посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) промолчал и улыбнулся, подтверждая, тем самым, легитимность подобного подхода.

«Кто не следует моему пути, тот не от меня…»

При всем при этом говорить о свободе выбора можно лишь когда речь идет предпочтении азимата рухсату или наоборот, да и то с определенными оговорками (как-то: человек может выбирать лично для себя, но не для других, выбор азимата не должен приводить к трагическим последствиям и так далее). Что же касается сужения рамок дозволенного и ужесточения, которые входят в противоречие с человеческой природой или же противоречат общим принципам Ислама, то подход нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) однозначен: подобное совершенно недопустимо. Вот случай из жизни пророка и его сподвижников: передается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах!): «(Однажды) к домам жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что этого не так уж много, сказали: «Как далеко нам до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь» (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» (Бухари; Муслим) Как видно из данного риваета трое сподвижников (или же три группы сподвижников) решили ужесточить для себя рамки дозволенного и стать на путь, как им казалось, максимальной богобоязненности. Однако когда посланник Аллаха узнал об этом, он поставил на вид своим сподвижникам, что нет более богоугодного пути, чем путь посланника Аллаха, который предельно четко следовал предписаниям Аллаха и при этом делал то, что предполагает человеческое естество (в дозволенных рамках, конечно). В некоторых других хадисах посланник Аллаха прямо говорит: «В Исламе нет монашества…» В принципе общее правило выражено в риваете от Ибн Масуда: ««Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!» (аль-мутанатти’уна) (Муслим)

«Лучшие из деяний это те, что наиболее продолжительны, даже если и в малом количестве»

Что же касается вопроса проявления усердия и старания в вопросе совершения дополнительных видов поклонения, то и в этом случае посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) придерживается линии облечения и последовательности в выполнении взваленной на себя ноши. В достоверных сборниках имама Бухари и Муслима есть описание беседы пророка с Абдуллахом ибн Амр ибн Асом (да будет доволен им Аллах!), сподвижником, известным своим аскетизмом и любовью к поклонению. Так вот, в этих риваятах мы видим, что Абдуллах пытается сохранить завышенные нормы, взятых им на себя обязательств, тогда как посланник Аллаха стремиться склонить его к уменьшению нормативов. В конце концов посланник Аллаха говорит: «Послушай, ведь ты не знаешь, может Аллах даст тебе долгих лет жизни…» В последствии Абдуллах ибн Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах!) сожалел о том, что не послушался пророка (мир ему и благословение Аллаха!) и сетовал на то, что силы стали уже не те, и стало очень трудно выполнять, взятые на себя обязательства. Когда же сподвижнику говорили, что, мол, почему бы просто не перестать делать какие-то вещи, ведь это все равно из разряда необязательных поклонений. На что сподвижник отвечал: «Как же я могу не выполнить обещание пророку и не сдержать слова?» Вот еще пара хадисов по теме: Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды  пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов веревку и спросил: «Что это за верёвка?» (Люди) сказали: «Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устает (от молитв)». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Отвяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать». (Бухари; Муслим). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать, (что говорит,) и может случиться так, что(, желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя. (Бухари; Муслим)  Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я часто молился вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, молитвы и хутбы которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными». (Муслим) В общем и целом подход посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был таким: он приветствовал усердие и старание людей на пути поклонения Аллаху, но старался убедить людей брать посильную ношу с тем, чтобы взятые обязательства выполнялись и в дальнейшем , и он также следил за тем, чтобы взятые обязательства по поклонению не мешали выполнению других социально значимых обязательств. Другими словами посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) придерживался линии постепенности, последовательности и постоянства.

О, Аллах! Веди нас прямым путем! Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Аминь.

Ахмад Исхаков