Уроки нравственности

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ – ТОЖЕ СУННА

В мусульманском обществе порой можно наблюдать плачевную картину: молодой человек, у которого внешне все по сунне, время от времени совершает поступки, весьма далекие от дел пророка. Шейх Эль Зант сказал, что осознал важность вопроса нравственности мусульман после одного случая в Казани. Ему пришлось побыть переводчиком на проповеди ученого из Турции. Проповедник попросил привести примеры Сунны. Камаль Эль Зант перевел вопрос, не подозревая, какой подвох в нем кроется. Одни ответили: «Пользоваться мисваком». Ученый: «Правильно, Альхамдулиллях». Другие продолжили: «Носить бороду; короткие брюки…» Ученый с улыбкой: «И это правильно. Все? У вас больше нет примеров?» Люди молчат. «Это наша сегодняшняя болезнь. Знаем сунну только с одной стороны. Почему ни один из вас не сказал, что хорошее отношение к родителям – тоже сунна? И правдивое слово. И улыбка при встрече с братом-мусульманином. Мы ведь знаем это».

 СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ НАС ПРИМЕРОМ

«Следование пророку (с.а.с.) должно выражаться во всем, а не так, что «вот это мне нравится – я беру, а вот это потруднее – не мое…» Мухаммад (мир ему) сказал: «Один из вас не уверует должным образом, пока его страх не будет следовать за мной». Сподвижники пророка в этом отношении являются для нас великим примером. Однажды пророк (с.а.с.) стоял на минбаре. Он попросил стоящих людей присесть. В это время в мечеть шел один сподвижник. Он был еще на улице, но решил сесть там, где стоял, услышав слова Мухаммада (мир ему). Хотя пророк имел в виду тех, кто в зале. Мухаммад (с.а.с.), заметив это, спросил: «Зачем ты сел там?» Тот ответил: «Вы же сказали, о, пророк Аллаха, «садитесь». И я сел».

Сегодня некоторые готовы объявить человека лицемером лишь за то, что при намазе он поднимает руку до плеча. Однажды Абу Ханифа и имам Аль Аузари читали намаз. Аль Аузари считал, что надо поднимать руки до плеча, а Абу Ханифа – до ушей. Абу Ханифа начал намаз «просторно», высоко подняв руки, по масхабу. После намаза Аль Аузар решил подшутить над ним: «Ты почему поднимаешь руки так высоко, улететь хочешь?» Абу Ханифа ответил: «А ты что, как курица, слегка? Не умеешь летать?». Несмотря на существующие разногласия, они друг друга уважали, оставались братьями.

Нам следовало бы интересоваться более важным вопросом – поведением Мухаммада (с.а.с.). Даже Всевышний Аллах хвалил своего пророка (мир ему), в первую очередь, за его нрав: «И поистине, ты – человек великого нрава».

СОВЕРШЕННУЮ ВЕРУ ИМЕЕТ ТОТ, У КОГО НАИЛУЧШИЙ НРАВ

Некоторые наши братья считают, что правдивости, честности надо учить детей, а взрослые должны заниматься глобальными вопросами – вопросами акыйды. Мухаммад (с.а.с.) подчеркивал тесную связь между акыйдой, иманом, нравами… Невозможно разделить иман от поведения. Если я заявляю, что верю в Аллаха, в Судный день, то должен поступать соответственно. Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, самую совершенную веру имеет тот, у кого наилучший нрав». Вот где связь. В одном хадисе, переданном от Абу Хурайры, на слова Мухаммада (мир ему): «Клянусь Аллахом, не уверует. Клянусь Аллахом, не уверует. Клянусь Аллахом, не уверует!», сподвижники спросили: «Кто же это, посланник Аллаха?». На что он ответил: «Тот (немусульманин), чей сосед не чувствует себя в безопасности от его вреда». Доброжелательное отношение к соседям является манерой поведения, которая необходима для становления истинным верующим, в полном смысле этого слова, хотя и не является условием веры».

Говорят, что фундамент – это вера, акыйда. Но как мы судим о состоянии фундамента, как мы можем это узреть? Когда Эль Зант искал себе дом, попросил одного инженера-строителя помочь. Шейх в первую очередь обращал внимание на планировку. Один дом понравился ему, но его спутник сказал: «Фундамент слабый». Камаль спросил, как он это узнал, на что ему ответили: «Смотри, трещина». Если человек обманывает, неверно исполняет свой договор, то это такая же трещина, доказывающая, что иман, фундамент слаб. Вера – это не пустословие. Мы иногда сидим и просто обсуждаем вопросы акыйды, пустословим.

 У одной женщины умирает муж. Приходит соседка: «Умер твой муж… Теперь у вас нет кормильца. Ты умрешь с голоду». Женщина оказалась истинно верующей: «Мой муж лишь кушал, а пропитание давал Аллах. Умер тот, кто кушал и был смертен. Остался тот, который давал нам все».

Грамотный в вопросах веры – это не тот, кто во время кризиса начинает дергать друзей, притеснять их, чтобы выжить самому. В такие моменты и проявляется иман, вера в предопределение.

Примером для подражания может служить нам Мухаммад (с.а.с.).

Пророк (мир ему), обозначая свою задачу, сказал: «Я был послан для усовершенствования великих нравов». Почему же мы ставим нравственность на задний план, если сам пророк считал это первостепенным, если он говорил, что самая тяжелая вещь на весах в Судный день – это нравы. Он утверждал: «Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для того, кто оставляет спор, даже если он и прав. Я ручаюсь за дом посередине рая для того, кто оставляет обман, даже когда он шутит. Я ручаюсь за дом в самой вершине рая для того из вас, у кого окажется наилучший нрав». Так же, как каждый из нас трепетно относится к намазу, мы должны стремиться вести себя и выглядеть, как положено. К сожалению, мы мало интересуемся, как Мухаммад (с.а.с.) вел себя с людьми, какие у него были нравы.

МИЛОСЕРДИЕ – ИСТОЧНИК ДРУГИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

Аллах сказал о Своем посланнике: «Поистине, мы послали тебя милостью для миров». Таким образом, милосердие пророка было источником многих других нравственных качеств. Одно из них выражалось в его переживаниях о том, что некоторые люди не принимают ислам. Он не поднимал флаг враждебности, не объявлял неверующих врагами, не говорил, что они безнадежны. Сегодня есть те, кто став мусульманином, объявляет своего отца врагом. А кем они были сами? Как пришли в ислам? Это ведь отец. Надо переживать за своего отца, мать, сестру… В каждом человеке заложена ненависть к грехам. Мухаммад (с.а.с.) рассказывает о двух людях: один был грешным, а другой – праведным. Однажды праведный говорит своему другу: «Поистине, тебя Аллах никогда не простит. Ты безнадежен». Аллах ответил ему: «Кто ставит себя Богом вместо меня?! Поистине, я прощаю его грехи и делаю тщетными твои дела». Нельзя торопиться.

Другое нравственное качество пророка (мир ему) – это его мягкость. В 159-ом аяте суры «Аль Имран» («Семейство Имрана») сказано: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…» Мухаммад (с.а.с.) не пытался затруднять религию, хотя в его власти было сделать некоторые вещи обязательными. Он говорил: «Облегчайте и не затрудняйте». Мы же, как только заходит человек в мечеть, начинаем пугать его предписаниями. Надо приобщать людей к религии постепенно, не нагружая. Пророку порой хотелось долго читать намаз. Но когда он слышал плач ребенка, торопился побыстрее завершить молитву, чтобы мать могла успокоить дитя.

Однажды Абу Ханифа в намазе читал суру «Аль Бакара» («Корова»). После намаза к нему подошел один неграмотный человек и спросил:

— Какую суру Вы сегодня читали? Очень уж длинная.

— Я прочитал «Аль Бакара» («Слон»). Не волнуйся, завтра буду читать суру «Аль Филь» («Слон»).

— Нет, тогда не приду. Если «Корова» такая длинная, то уж «Слон»…

Люди устают от длинных сур. Нужно учитывать и то, что за вами стоят разные люди: и здоровые, и больные.

Надо быть мягким.

Есть еще одна интересная история. Один молодой человек учиться намазу. Боясь, что его узкие брюки могут порваться, он пошел на поясной поклон, слегка нагнувшись. Учитель: «Нет, так не пойдет, это не по Абу Ханифа!» Парень еще немного наклонился. Учитель: «Опять не пойдет. По Абу Ханифа, поставишь на спину стакан воды – не прольется». Молодой человек еще сильней нагнулся – брюки по швам лопнули. И он спрашивает: «Ну что, теперь получается по Абу Ханифа?»

Следующее качество пророка – приветливое лицо и улыбка. Его сподвижники часто это отмечали. Каждый из них считал, что он рад видеть только его. Пророк говорил: «Улыбка – это садака». Сейчас людей пугают мусульманами. Если носят бороду, короткие брюки; хиджаб, значит, фундаменталист, ваххабит… Мы можем исправить такое положение. Например, улыбкой.

Кроме того, нужно различать два понятия – строгость и жестокость. Но не нужно забывать и о мягкости. Когда кто-то делал что-нибудь против него, он все равно был мягок. Если дело касалось религии, он был тверд. Однажды юноша попросил разрешения на прелюбодеяние.  Конечно, Мухаммад (с.а.с.) строго запретил это. Но если кто-то обижал лично пророка, он прощал. Взяв Мекку, он мог рассчитаться со своими обидчиками, которые натворили столько злодеяний, но он всех простил. Он простил даже Вахши – убийцу любимого дяди пророка Хамзы. Надо уметь прощать.

Пророк был настолько мягким, что сподвижники не боялись подходить к нему, шутить с ним. Али (р.а.) рассказывал: «Однажды я кушал финики с Мухаммадом (с.а.с.), а косточки бросал в сторону Пророка. Съев все финики, я показал ему на косточки и сказал: «Смотри, ты все финики съел – все косточки перед тобой». А он ответил: «А ты, Али, оказывается, кушаешь финики вместе с косточками». Или другой сподвижник шутил так: он покупал финики от имени пророка, угощал его, а потом оказывалось, что Мухаммаду нужно было расплачиваться за них у торговца. Скромность пророку не мешала, и никто его не переставал уважать. Надо придерживаться «золотой середины».

ВСЕ РЕШАЕТ ВСЕВЫШНИЙ

Кроме того, пророк был правдивым человеком и верным своему слову. Он не нарушал договоры, заключенные как с мусульманами, так и с немусульманами. Люди, враждовавшие с ним, оставляли ему на хранение свои вещи. Даже условия унизительного для мусульман Худайбийского соглашения с курайшитами, пророк исполнял. Но это в итоге принесло победу мусульманам. Во многих странах Азии и Африки ислам распространился с помощью торговли. Мусульмане торговали честно, как положено, не обманывая. Делали то, что предписывал им ислам. Людей это привлекало, и религия быстро распространялась.

К сожалению, среди мусульман много тех, кто оправдывает свою лень предопределением Аллаха. Мухаммад (с.а.с.), когда хотел добиться какого-нибудь результата, не оставался пассивным. Для достижения цели он делал все, что зависело от него, а потом говорил «на все воля Аллаха». При переселении из Мекки в Медину, пророк выбирает длинную дорогу, по которой никто не ездил в Медину. Эту предосторожность предпринимает пророк, который может просто поднять руки с дуа и ехать спокойным. Несмотря на старания Мухаммада, в пещере курайшиты выследили его. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, шепотом сказал: «Если один из них посмотрит на свои ноги, он нас увидит». Тот человек, который довел курайшитов до пещеры, сказал: одно из двух – или Мухаммад внутри, или он поднялся на небо. Он был уверен, что пророк в пещере. И все равно, они отвернулись от нее и не вошли. Значит, решающую роль играют не наши старания – все решает Всевышний.

 Для справки:

Камаль Эль Зант хорошо известен в мусульманских кругах г. Казани. Родился в Ливане. В 1992 году в возрасте 19 лет приезжает в Россию с целью выучиться на врача. Поступает в медицинский университет г. Казани. Для изучения русского языка начинает ходить в мечеть и общаться с прихожанами. Но там он быстрее осваивает татарский. Вскоре ему доверяют обучать религии группу, состоящую из женщин. Самой молодой из них на тот момент было 40-45 лет. Как признается шейх, его друзья шутили: «Вот Камаль-бабай ходит к своим апалар». В настоящее время шейх является практикующим врачом.

Оксана Назарова