О СЕМЬЕ (ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСЛАМА)

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Еще одна глубокая, обширная и актуальная во все времена тема: «Семья в Исламе». Очевидно, что не то что более или менее подробное раскрытие данной темы, но даже обозначение общих положений с предельно лаконичными разъяснениями «тянет» никак не меньше, чем на добрую книгу. Посему, на любезно предоставленной мне газетной полосе, я буду делать – иншАллах – тоже, что и обычно: рассуждать о некоторых аспектах этой крайне емкой и предельно важной темы. По сути читателя ждет – если это будет угодно Аллаху – некая карандашная зарисовка, даже больше мимолетный эскиз. Нет никакой мощи и силы, кроме как у Аллаха.

 

Семья как клетка в организме общества  

Начнем мы, пожалуй, с ответа на вопрос: а что же такое семья с позиции общества? Ответ будет такой: семья это базовая и элементарная составляющая общества. Если представить себе структуру общества в виде молекулярной, положим, кристаллической решетки, то семья будет молекулой. Если же вообразить, что общество это организм, то тогда семья это каждая клетка в этом организме. «Постойте-ка» могут возразить некоторые «но ведь есть еще более элементарная частица, это сам человек, каждая отдельно взятая личность?» Действительно, каждую человеческую персону можно представить более элементарной чем молекула, в виде там атома или еще более мелких частиц. Однако известно, что частицы не образующие устойчивых соединений очень часто превращаются в свободные радикалы. Ну, да, ладно, хватит уже метафор. Почему все-таки именно семья, по мнению ученых,  является самой маленькой и самой базовой составляющей частицей общества? Кстати, те же ученые говорят, что еще ни одно государство и ни одна империя не выжила без крепкого семейного уклада. Зависимость прямая и безошибочная: когда разрушаются семейные устои, стагнация и разрушение общества, а значит государства, это лишь вопрос времени. Причин, почему именно семья является ячейкой общества на самом деле много. Приведем буквально пару таких причин. Первое, именно в семье начинается процесс воспитания нового члена общества и именно в семье закладываются моральные и этические нормы, цели в жизни. Помните у Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и сказала кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Пусть Маяковский нам и не указ, но суть подмечена очень точно. Конечно, семья это не единственный фактор, формирующей личность человека, есть еще садик, школа, двор и так далее, но, безусловно, это самый мощный и фундаментальный фактор. Многие вещи откладываются в подсознании, ребенок перенимает и воссоздает модель поведения своих родителей уже в своей семье, причем копирование модели скорее подсознательное, то есть ребенок в будущем будет следовать именно такому поведенческому алгоритму, которое он увидел на примере отношений своих родителей, не зависимо от того, любит он своих родителей или нет. Очевидно, что если ребенок рос в неблагополучной семье, то история скорее всего повторится по новой. Второе, именно в семье новый член общества учится социальным отношениям: общению, умению делиться, заботиться о ближних, делить на своих и чужих, договариваться и так далее. Конечно, в зависимости от модели поведения остальных членов семьи и принятых в ней норм, можно сказать и обратное: в семье могут научить быть лживым, изворотливым, жестоким, эгоистичным, агрессивным и далее по списку. Третье,  обычно на семье лежит не только воспитание ребенка, но  и такие критические по важности вещи как: обеспечение пищей, одеждой, кровом… В общем список причин может оказаться довольно длинным.

 

Семья: исламская модель

Однако давайте вернемся к тому, что ближе к телу: к нашей рубашке, то бишь к мусульманской семье. Ни для кого не секрет, что в Исламе существует институт семьи (никах), что Ислам, мягко говоря, не приветствует ни, так называемые «свободные отношения», (в Исламе это называет «зина» или «сифах»), ни различного рода сексуальные девиации, как, впрочем, и целибат (безбрачие). В хадисе, вынесенном в эпиграфе, посланник Аллаха (приветствие ему и благословение Аллаха!): «Брак (никах) это мой путь». Но, прежде чем мы перейдем к основным положениям, касающимся исламской модели семьи, будет не лишним вспомнить базовые концепции Ислама, касающиеся человека и его предназначения. Итак, человек появился не сам по себе, его сотворил Господь, который сотворил его не абы как и не всуе, а совершенным образом и в соответствии с предназначением. Предназначение человека знать своего Творца, быть достойным Его рабом и, заслужив Его благоволение, стать достойным вечной жизни в раю. По своей милости на протяжении всей человеческой истории Аллах отправлял человеческому роду пророков и посланников (мир им всем!) наделив их знаниями о том, что нужно делать, а чего следует остерегаться, как нужно себя вести и к чему стремиться для того, чтобы заслужить благоволение Всевышнего. Завершающим цепь пророчества и его печатью является пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха!), а последним божьим заветом является Священный Коран. Пророки и посланники (мир им всем!) выступали также в качестве живого примера и модели для подражания, что, по сути, является еще одной милостью Аллаха. По отношению к этой истине люди делятся на две категории: верующие, то есть те, кто принял и подчинился; и неверующие, то есть те, кто отрекся и воспротивился. В соответствии с этой общей концепцией конечной целью брака в Исламе является достижение довольства Всевышнего Творца. Впрочем, это конечная и самая высокая цель всего, что делает верующий человек в этой жизни. Ведь суть мирской жизни это испытание и подготовка в жизни иной, вечной. Как говорил наш пророк (мир ему и благословение Аллаха!): «О, Аллах! Нет жизни иной, кроме жизни вечной». Если же задаться вопросом: а как, собственно, идти к обретению довольства Аллаха в браке? То ответ будет примерно таков: делая то, что завещал Аллах, избегая того, что Он запретил в максимально точно соответствии с тем, что делал и как поступал пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха!) Ведь сам Аллах в суре Ахзаб говорит: «Воистину, в посланнике Аллаха есть хороший пример (для подражания) для тех, кто питает надежду на Аллаха и Судный День» (сура Ахзаб, 33/21).

Пророк как муж и глава семьи

Непреложность следования примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха) у нас, суннитов, обсуждению не подлежит. Однако, практическая часть вопроса, то есть собственно следование примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха!) оставляет желать лучшего и это еще очень мягко говоря! Ну вот, к примеру, как представляется муж-мусульманин в мусульманской семье, в так сказать стереотипном брутальном варианте? Правильно, суровый деспот, не позволяющей даже пикнуть ни жене, ни детям, эдакий самодержец отдельно взятой семьи держащий бразды правления в своих ежовых рукавицах. В то время как жена в такой семье представляется таким забитым молчаливым существом, которому не дозволительно даже иметь собственное мнение, не говоря уже о том, чтобы его озвучивать. И ведь мусульманских семей, в которых так все и обстоит, тьма тьмущая. Если же обратиться к примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха!), многие из нас с удивлением узнают, что данный стереотип и данная модель поведения по сути никак не вяжется с тем, как поступал и действовал пророк (мир ему и благословение!) Вот, к примеру, известно, что пророк (мир ему и благословение!) не только советовался с женами, но и принимал решение в соответствии с этими советами (можем вспомнить Худайбиййю и случай с Умму Салама (да будет доволен ею Аллах!) Я уж не буду пускаться в подробное описание случая —  формат газетной полосы требует некоторой лаконичности — желающие могут обратиться к жизнеописанию пророка.  Многие ли из нас, мужчин, могут таким похвастаться? А у нас говорят: «Посоветуйся с женщиной и сделай наоборот». А как насчет того, как пророк (мир ему и благословение!) бегал наперегонки с женой? Этот случай (и не один) достаточно широко известен и описан. А что вы скажете, если узнаете, что посланник Аллаха называл своих жен уменьшительно-ласкательными именами, иногда давал им шутливые прозвища, шутил с ними, был терпелив к их капризам, никогда не кричал и поднимал руки (два последних факта подтверждаются достоверным свидетельством Анаса ибн Малика), умел быть благодарным, хранил верность (я имею ввиду был верен памяти Хадиджы)? Все это, и еще многое другое, ни что иное, как проявление любви, нежности, ласки и милосердия по отношению к тем, за кого он был в ответе, с кем делил и стол, и кров и ложе. А что же касается ровного и справедливого отношения ко всем своим женам, то эта тема, по сути, требует отдельного рассмотрения. Однако такой возможности у меня нет, поэтому ограничусь лишь описанием одного эпизода, который очень показателен с точки зрения щепетильности пророка (мир ему и благословение Аллаха!) в вопросе справедливого отношения. Рассказывает его супруга Аиша (да будет доволен ею Аллах!): «Как-то ночью, когда был мой черед, посланник Аллах сказал: «О, Аиша! Позволь мне провести эту ночь в поклонении моему Господу». Я сказала: «О, посланник Аллаха! Мне нравится близость с тобой, но мне нравится также то, что тебя радует». Посланник Аллаха встал, совершил омовение и стал совершать ночной (тахадджуд) намаз…» (Ибн Хиббан) Давайте вдумаемся в ситуацию: пророк (мир ему и благословение Аллаха) просит у своей жены дозволения (а как иначе мы должны расценивать его слова) провести ночь в поклонении. Это вообще как?! Это еще притом, что у нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) было особое отношение к намазу, он говорил: «Намаз – свет моих очей», а также: «Я испытываю к намазу такое же влечение и получаю такое же удовольствие, что и вы в отношении своих женщин». Так в чем же дело?  Зачем нужно сначала, так сказать, согласовать этот вопрос с женой? Все дело в том, что эта ночь была ночью Аиши (да будет доволен ею Аллах!), то есть эту ночь пророк (мир ему и благословение Аллаха) должен был провести с ней (напомню, что посланник Аллаха делил свое время между женами поровну) и так как это было право Аиши (да будет доволен ею Аллах), посланник Аллаха не имел права ее ущемлять. Какое щепетильное и трепетное отношение к правам других людей и к справедливости! Какая корректность и  чувство такта! Конечно посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был ни слюнтяем, ни тряпкой, ни подкаблучником – упаси нас Аллах от того, чтобы подумать такое! Семья пророка (мир ему и благословение Аллаха) часто жила впроголодь. В достоверном риваете от Аиши (да будет доволен ею Аллах!) она рассказывает, что луна сменяла луну, еще раз сменяла луну, еще раз сменяла луну, но в доме пророка (мир ему и приветствие Аллаха) не горел очаг и не варилась пища. Когда у нее спросили, а что же вы тогда ели, на что она ответила: «Воду и финики». Еще в одном риваете она говорит, что при жизни пророка не было такого дня, чтобы они наелись досыта хотя бы даже просяными лепешками. Такого рода риваетов превеликое множество и все они широко известны мусульманам.  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мог позволить себе и своим домочадцам лишь такой, предельно скромный уровень жизни. Согласитесь при таком положении дел сделать так, чтобы жены были довольны, задача крайне нетривиальная. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не ущемлял своих домочадцев, но жили они более чем скромно даже по тем меркам. Теперь давайте также не будем забывать, что большая часть его жен побывали в джахилиййи, были замужем за другими (до него), имели свои особенности характера; также не стоит сбрасывать со счетов женскую натуру и такие факторы как ревность, капризность, склонность к интриганству и так далее. Вот при всем при этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) управлялся со своим домочадцами так, что в доме не было ни ругани, ни скандалов, ни  интриг, ни разделения на противоборствующие лагеря. Как ему это все удавалось? Видимо не случайно один из великих ученых сказал: «Если бы у пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) не было бы никаких других пророческих чудес, одно его умение управляться со своими домашними уже само по себе достаточное чудо, доказывающее что он, несомненно, пророк».

 

Немного о полигамии

Кстати, буквально пару слов о многоженстве и справедливости. Приходится слышать (и сталкиваться) с, так сказать, «модой на полигамию» (хотя слово «полигамия – многоженство» не вполне уместно, ведь максимальное допустимое количество жен у мусульманина это четыре). В некоторых кулуарах эта тема активно «пиарится» и выдается,  чуть ли не за самую большую сунну нашего пророка (мир ему и благословение). Хотя по сути дела это не предписание и не рекомендация, это дозволение, очень четко увязанное с таким  понятием как справедливость. Слово «справедливость» в данном случае означает равноправие и равенство возможностей. В Коране сказано: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (Сура Ниса, 4/3). Другими словами, мусульманин, у которого более одной жены, обязан предоставить все своим женам (и своим детям от них) абсолютно равные возможности, что, в частности, предполагает провождение одинаково количества времени, равные жилищные условия, равное материальное обеспечение, равенство перед законом наконец (то есть это когда все жены являются одинакового законными супругами, со всеми вытекающими)… Единственное, где мужчине не вменяется обязанность соблюдать равноправие в вопросе отношения к своим супругам (в силу абсолютной невыполнимости) это чувства, то есть мужчине дозволяется любить своих жен не одинаково. Именно об этом, по мнению ученых, говорится в следующем аяте: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура Ниса, 4/129). Таким образом, между этим аятом и предыдущим нет противоречия. Пишу я все это для того, чтобы предостеречь единоверцев от разного рода авантюр и напомнить о мере ответственности. Про тех, кто не соблюдает справедливости в вопросе отношения к своим женам, в хадисах говорится, что такие люди придут в Судный День с перебитым плечом, не знаю, что это значит, но это явно что-то нехорошее. Не говоря уже о том, что с каждого человека будет спрошено за любое, даже самое маленькое ущемление и несправедливость.

 

Вместо завершения

И вот мы подошли к подведению черты, хотя тема настолько и широкая, и глубокая, что кажется, мы еще ни о чем не начинали говорить. Хочется надеяться, что эта скромная зарисовка на заданную тему будет полезной и натолкнет на размышления. О, Аллах! Прими наши усилия ради Тебя и не сведи с истинного пути. Аминь.  

Ахмад Исхаков