О ростовщичестве: риба

В Коране и в хадисах проходит такой термин как «риба», который очень часто фигурирует в различных переводах Корана на русский язык в значениях: «рост», «лихва», «процент», «ростовщичество». Если обратиться изначально к самому слову «риба», то выясниться, что это слово происходит от глагола «раба», что означает «расти, вырастать, умножаться, увеличиваться». В таком случае слово «риба» дословно означает: «рост, увеличение, умножение».

Как термин слово «риба» означает «процент, взимаемый за пользование денежной ссудой» равно как и «предоставление денежных ссуд под процент». Последнее в русском языке называется «ростовщичество». В первом значении слово «риба» чаще переводят как «процент», «лихва», «рост». В Коране, кстати, есть аяты, в которых слово «риба» в различных ее формах использовано в словарном значении, то есть в значении «умножение, увеличение, рост». Один из таких аятов проходит в Суре Рум: «Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха» (сура Рум, 30/39).

По сути дела «риба» это обогащение за счет другого, способ получать прибыль без усилий, особый вид паразитизма. Поэтому эта практика резко и категоричной форме осуждается исламом. В Коране немало аятов, в которых говорится о недозволенности подобной деятельности, и недвусмысленно порицаются те, кто использует, полученную подобным образом прибыль. Приведем несколько цитат из Корана:

275 «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху.

276 А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена. Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников.

278 О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам

279 Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (сура Бакара, 2/275-276, 277-278)

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (сура Али Имран, 3/130)

Из этих и других аятов мы видим, как категорично отзывается Всевышний о ростовщичестве, тех, кто им занимается и тех, кто использует полученные средства. Причем, как видно из аятов, запрет прямой и недвусмысленный. В таком случае, возникает вопрос: как влияет на жизнь общества подобная практика и в чем пагубность подобного явления?

Если обратиться к истории явления, то обнаружится, что ростовщичество имело место, по крайней мере, уже в римской империи. Хотя возможно, что это явление еще более древнее, однако на этот счет нет достоверных исторических данных. Поэтому можно говорить о том, что, начиная с римской империи и до – по историческим меркам – недавнего времени, присутствовала одна и та же схема: в обществе находились некие предприимчивые дельцы, которые занимались тем, что, давали деньги в рост и, обычно, под большие проценты. Причем система была выстроена таким образом, чтобы должник не смог выбраться из долговой ямы, а только все больше в ней увязал. В результате такой деятельности нередко разорялись крупные помещики и землевладельцы, а ростовщики, не прилагая никаких усилий и создавая ничего полезного, баснословно обогащались. Налицо паразитизм и обогащение одних за счет обнищания других. Примечательно, что это явление было настолько распространенным, что нашло отражение в таких классических европейских литературных произведениях как «Венецианский купец» Шекспира и «Гобсек» Бальзака. Причем в последнем произведении раскрыта жизненная позиция ростовщика и его суть.

В современном мире ростовщичество в том виде, в котором оно было раньше, не так распространено и не имеет серьезных масштабов. Однако это не дает нам повода вздохнуть с облегчением, потому что ростовщичество никуда не делось. Оно просто видоизменилось и превратилось в то, что мы называем «современная кредитно-финансовая система». По сути дела ростовщичество в современном его виде стало гораздо более масштабным, практически вездесущим, практик стало больше и они стали более изощренными. Не говоря уже о том, что оперируемые суммы тоже на порядки увеличились. Если говорить о практиках в современном ростовщичестве, то можно составить очень длинный список: это и различного рода накопительные вклады, и разного рода кредиты, ипотека, страхование и многое, многое другое. Видимо сбылось предсказание нашего пророка (мир ему и благословение), который сказал: «Перед судным днем все будут так или иначе задействованы в ростовщичестве. И даже те, кто не будет давать в рост и брать под проценты, будут покрыты пылью риба».

В том, что это тоже ростовщичество, нет никаких сомнений. Иначе как можно объяснить, что те, кто ничего не производит, имеет право распоряжаться львиной долей денег? Как объяснить что те, кто печатает деньги, имеет монопольное право распоряжаться ими? И как объяснить что финансовые образования дающие, ну скажем кредит на развитие вашего бизнеса, гарантированно получают свой процент не зависимо от того, пошло у вас дело или нет, ничем при этом не рискуя? Чем это не ростовщичество? Причем если раньше люди по своему выбору шли к ростовщику, то сегодня людей и их деньги втягивают в эту систему помимо их воли. Современное ростовщичество и ростовщики покоряют страны, порабощают целые народы. Теперь чтобы покорить страну не нужно с ней воевать, достаточно дать ей кредит.

К счастью, сегодня хоть и медленно, люди, причем не только мусульмане, начинают понимать, что и как происходит. О порочности современной кредитно-финансовой системы уже говорят в определенных кругах. Об этом можно прочитать в работах команды с самоназванием Внутренний Предиктор СССР, на сайте КПЕ (Концептуальная Партия Единения), есть и зарубежные текстовые, аудио-видео материалы, например фильм «Хозяева денег» (Masters of money).

Кстати, современной экономический кризис ничто иное неминуемый итог и, одновременно, показатель несостоятельности современной кредитно-финансовой системы. Причем это не первый подобный кризис. Человечество уже начало разочаровываться в принципах современной экономики и в поисках новых, более эффективных рецептов экономического развития. На этом фоне появился живой интерес к исламскому банкингу, как к серьезной потенциальной альтернативе существующей системе. Интерес к исламскому банкингу уже существует и в нашей стране. У нас даже есть люди, которые занимаются разработкой и продвижением данного направления, такие как: Ринат Беккин, Адалет Джабиев. К сожалению, отсутствие законодательной базы серьезно мешает становлению и развитию данного вида финансовой деятельности. Хотя, есть  информация о том, что в нашей стране уже начали появляться филиалы исламских банков.

В заключение, хотелось бы сказать, что велика и безгранична мудрость Всевышнего, который много веков назад запретил все виды паразитизма, в частности ростовщичество, не дозволив одним людям наживаться за счет других. В свете всего сказанного, можно сделать вывод, что запрет риба был и остается целенаправленным, ни коим образом не потеряв своей актуальности в современном мире. А те сбои, что происходят в социальной и экономической жизни ничто иное, как наказание за несоблюдение заповедей Всевышнего. Пусть Аллах ведет нас дорогой истины и спасет заблуждения и неверия! Аминь.

Ахмад Исхаков