Мавлид: за и против

 На самом деле и те, и другие в какой-то степени и правы, и не правы. Празднование мавлида относится к деяниям мубах. Важно, чтобы при праздновании мавлида не нарушались те или иные нормы шариата.

С точки зрения советника Европейского меджлиса фетвы Файсала Мавляви, празднование мавлида разрешено шариатом, даже если сподвижники пророка и последующие поколения его не отмечали.

Со временем многие мусульмане стали несведущими и утратили знания о жизни пророка, особенностях его характера и нрава. Любовь, которую верующие должны испытывать к пророку, стала поверхностной. И тогда

один из мусульманских правителей собрал ученых и поручил написать книгу о пророке и его достоинствах. По этому случаю был организован праздник. С этим согласились другие мусульманские ученые современники автора книги. И с тех пор сохранилась традиция отмечать мавлид ан -Наби. Но празднование рождения пророка не является одним видов поклонения, которому обучил нас Всевышний Аллах. Скорее всего, это обычай и традиция, который придумывают люди. Подобные традиции либо затем утверждаются шариатом, если они не противоречат духу Корана, либо запрещаются, если содержат недозволенные действия. Поскольку празднование мавлида является напоминанием людям о достоинствах пророка, его морально-нравственных качествах, то по сути это относится к деяниям категории мубах. Шейх Юсуф аль-Кардави считает, что празднование рождения пророка можно одобрить, хотя сподвижники и не отмечали ни мавлид, ни хиджру, потому что они жили в то время, и то, что представляет для нас знаменательные даты, для них было обыденной жизнью. И как говорил один из сподвижников пророка Саад бен Аби Ваккас, «мы учили наших детей сурам из Корана и рассказывали им о военных походах посланника». Тогда не было необходимости напоминать мусульманам о тех событиях, они были у всех на устах и в сердах. Но прошли века, и люди стали забывать о тех историях, и поэтому сегодня нужно напоминать мусульманам о тех героических временах, чтобы не только освежить память, но и пробудить в людях гордость за своих предков.

Юсуф аль-Кардави писал: «Я отмечаю в месяц рождения пророка рождение пророческой миссии Мухаммада и рассказываю о его жизни людям. Когда наступает хиджра, я рассказываю об этом времени и думаю о том, какие уроки можно извлечь из этих событий».

Ученый шейх Саид Хава (современный сирийский мусульманский ученый) вот что говорит по поводу мавлида: «В зависимости от стран и народов в праздновании мавлида было выдумано много новых традиций, и по этому поводу всегда возникало много споров и дискуссий. Есть люди, которые запрещают этот праздник, и есть те, которые его защищают. Я хочу привести слова средневекового ученого Ибн Таймии, который, как известно, отличался строгостью и бескомпромиссной борьбой с бидгатом. Суть их заключалась в том, что само по себе то, что люди собираются на мавлид, не относится к деяниям наших предков, но в самом собрании реализуются цели шариата. Например, этот месяц – лучшее время изучения жизни пророка и его достоинств, время выражения любви пророку, время интенсивного изучения шариата, который донес до нас пророк, поэтому в нем нет ничего предосудительного.

Нередко мавлид использовали для достижения политических целей и при помощи него демонстрировали политические линии того или иного государства.

Например, в Египте, когда правили фатимиды (шиитская ветвь в исламе), они широко праздновали и день рождения имама Хусейна, и дочери пророка Фатымы, и имама Али, и имама Хасана, и мавлид самого пророка, и день рождения правящего халифа. Как сообщает историк Аль-Макризи, когда пришли аюбиды, будучи суннитами они пытались уничтожить все, что связано с фатимидами.В том числе не приветствовали обычай праздновать мавлид. Когда к власти в Египте пришли мамлюки, то празднование дня рождения пророка возобновилось.

Как пишет историк Ибн Ийас, в 922 году по хиджре он был свидетелем того, как пышно праздновали в Египте мавлид: устраивали конкурсы чтецов Корана, читали стихи, поэмы, хвалебные оды о пророке, а уже в 923 году, когда к власти пришли турки-османы, того внимания к празднованию рождения пророка уже не было. Видимо, они также хотели избавиться от традиций, связанных с прежним государственным правлением.

В заключении хотелось бы привести известный исторический факт из жизни Наполеона Бонапарта, связанном с использованием праздник мавлид в политических целях. В 1798 году ( 1213г. по хиджре) он направил солидную сумму денег шейху Бикри, старосте потомков пророка, проживающему в Каире в квартале Узбекия, для празднования рождения пророка Мухаммеда, выражая тем самым уважение не только к почтенному старцу, но к и мусульманским традициям.