Был харам стал халяль

Действительно в соответствии с технологическим процессом для производства некоторых видов мыла используют животные жиры, в том числе свиной. Более того, в закваске некоторых видов сыра присутствуют запрещенные с точки зрения шариата вещества. Подобные вопросы рассматривались учеными аль-Азхара, и ответы на них опубликованы в журнале «аль-Азхар», который раньше назывался «Нур аль-Ислам».

Норма шариата, по этой проблеме основывается в ответе на следующий вопрос: очищается ли наджасат (ритуальное нечистое) при переходе из одного состояния в другое? Имамы внутри одного ханафитского мазхаба по этому поводу имеют диаметрально противоположные мнения. Так имам Абу Юсуф считал, что переход наджасата из одного состояния в другое не очищает его. Имам Мухаммад, напротив, считал, что с изменением состояния меняется сущность вещества и таким образом оно очищается (йутаххар), потому что исчезает причина, ради которой это вещество было признано ритуально нечистым. Например, мертвое животное считается ритуально нечистым по причине смерти. Когда же оно полностью разлагается, то становится ритуально чистым.

Ученые ханафитского мазхаба предпочитают руководствоваться мнением имама Мухаммада. Так в книге «Фатх аль-кадир ‘аля аль-хидая» говорится: «многие шейхи выбрали мнение имама Мухаммада, и это верно, потому что закон установлен в силу свойства, которым обладает это вещество, с исчезновением сути и свойства этого вещества, исчезает ритуальная нечистота». Основываясь на мнении имама Мухаммада, ученые пришли к выводу, что мыло, при производстве которого были использованы ритуально нечистые с точки зрения шариата жиры, само по себе не является наджасатом и считается ритуально чистым.

Ибн ‘Абидин приводит мнение ханафитских ученых: «Известны фетвы о признании ритуально чистым мыла, в производстве которого использованы ритуально нечистые жиры». Таким образом, мыло, а также шампуни, в состав которых входят животные жиры допустимо с точки зрения шариата, согласно мазхабу имама Абу Ханифы.

По аналогии с этой фетвой можно вынести решение о дозволенности употреблять в пищу сыры, для затвердевания которых использованы некоторые ритуально нечистые вещества, например, такие как сычужная или сывороточная закваски.

В этой связи уместно вспомнить фетву бывшего муфтия Египта покойного шейха Мухаммада Бахита аль-Муты’и относительно хлеба, замешанного на пивных дрожжах или марисе (сорт пива из проса, производимый в Судане). В своем ответе шейх сказал: «Если мариса использована при выпечке хлеба и изменила свои свойства, то такой хлеб можно использовать в пищу».