Первая мечеть Стерлитамака

…Заклейменный классиком беспощадный бунт оказался не столь уж и бессмысленным, по меньшей мере, по последствиям. Потрясенная пугачевскими событиями Екатерина II взялась за реформы государства Российского, которые затронули систему административного деления страны, местное самоуправление, судебную власть… Одной из радикальных мер в рамках реформ Екатерины стало признание ислама в качестве второй государственной религии страны. 
22 сентября 1788 года из-под пера Екатерины II выходит Указ «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». Так было создано Уфимское (с 1796 г. – Оренбургское) Духовное Магометанское Собрание – ныне ЦДУМ, объединившее всех мусульман России. 
В этот же день по Указу Правительствующего Сената ахун мусульманской торговой слободы Каргалы близ Оренбурга (другое его историческое название – Сеитовский посад) Мухаммеджан Хусаин стал муфтием всех мусульман России, «исключая Таврическую область». Первый муфтий будет возглавлять Собрание до своей кончины в 1824 году. Торжественное открытие же Магометанского Духовного Собрания состоялось в декабре 1789 года.
В ведении Духовного Собрания были «испытания» претендентов на должность мулл на знание канонов ислама, надзор за действиями лиц духовного сословия, строительство и ремонт мечетей, никах (бракосочетание по исламским канонам), разбор имущественных споров, случаев неповиновения детей родителям, контроль за ведением метрических книг в мечетях и прочее.
Спустя десяток с небольшим лет, 4 сентября 1800 года, появилась первая мечеть и в Стерлитамаке. Ничего удивительного: после того, как в 1769 году — буквально на третий год своего существования — соляную пристань вернули обратно в Бугульчан на р.Белую, население бывшей Ашкадарской пристани с неясным статусом состояло, в основном, из гарнизона крепости. И лишь с присвоением ей в конце 1781 года статуса уездного города здесь начинают обживаться мещане, купцы и лица других сословий. 
Нет никаких сведений о том, что до этого времени здесь проживали мусульмане. Но уже перепись 1782 года зафиксировала в Стерлитамаке одну татарскую семью. К ревизии 1795 года в городе было учтено еще шесть купеческих семей (26 человек) «магометанского закону» — выходцев из деревень Зириклы, Узянбашево, Хасямутдиново и Балыклыкуль. В «достопамятном» 1800 году, когда в городе открылась первая мечеть, сюда было причислено еще 18 семей татар из того же Сеитовского посада. 
  , 4 1800 , купец Салим Рамеев (в некоторых источниках Ремеев) был назначен первым в истории города главным ахуном соборной мечети Стерлитамака. Предположительно он был переведен сюда из д.Зирган.
 ( «») — , . «» ( ). .
О первом ахуне Стерлитамакской мечети известно немного. Как сказано в одном из архивных документов, «все общество весьма было довольно» им. Но уже в 1807 году по одному лишь «прошению муллы Биккула Биккинина он был безо всякого изыскания и законного осуждения лишен сего звания, а на место его против желания общества определен имамом и мударисом (учителем – авт.) тептяр Нияз Усманов».
  , . , , возглавлял мусульманское духовенство города до 1815 года. Любопытно, что один из его сыновей Мухаметхасан Ниязов в 1834 году не попал под перепись как находившийся в бегах. 
, «» . , 1736 «по приказу его превосходительства, действительного статского советника Василия Никифоровича Татищева… был направлен в Екатеринбург и от его превосходительства послан с письмом к полковнику Тевкелеву через башкирские жилища». Интересно, что он прекрасно знал не только русский язык, но и русскую грамоту, которой научился «в деревне Армете у абыза Мухамедаменя». 
Исторически сложилось так, что муллы были не просто духовными деятелями, но и учителями, самыми образованными людьми и лекарями среди мусульманского населения. 
  о мечетях и медресе в Поволжье встречаются уже в источниках 913 года, то бишь почти 11 веков назад. Уже тогда, по мнению русского исследователя Михаила Пинегина, сущность мусульманского учения была приспособлена для потребностей простого народа. 
Практически в каждой из татарских и башкирских деревень имелась пусть скромненькая, но своя мечеть – обычно просторная изба, отличавшаяся от других домов небольшим деревянным минаретом. И практически в каждой мечети функционировали мектеб (начальная школа) или медресе (учебное заведение более высокого статуса).
Миф о практически поголовной безграмотности татарского и башкирского населения дореволюционной Уфимской губернии не имеет ничего общего с действительностью. По данным переписи 1897 года, грамотными среди татар губернии было 20,4 процента, среди башкир – 18,3 проц., а среди русских – 16 процентов. В том, что процент грамотности среди «инородцев» в конце 19 века оказался даже выше, чем среди русского населения, была заслуга в первую очередь мечетей с их мектебами и медресе.
К началу двадцатого века стали появляться медресе, в которых преподавали не только теологические, но и светские дисциплины, вплоть до физики, математики, химии, психологии, географии, истории, музыки, живописи. В некоторых медресе религиозным предметам отводилось лишь по четыре часа в неделю. 
Как сказано в энциклопедии «Башкортостан», «многие произведения мировых классиков («Марсельеза» К.Ж.Руже де Лиля.., «Овод» Э.Л.Войнич, «Спартак» Р.Джованьоли, «Интернационал» Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю благодаря переводам преподавателей медресе». Неудивительно, что такие прославленные медресе, как «Хусания», «Галия», «Усмания», «Расулия», дали башкирскому и татарскому народам Мажита Гафури, Шейхзаду Бабича, Галимжана Ибрагимова, Сайфи Кудаша, Мирхайдара Файзи, Афзала Тагирова, Мусу Джалиля, Сагита Агиша и других классиков башкирской и татарской литературы. В некоторых медресе срок обучения достигал аж четырнадцати лет! Это были настоящие высшие учебные заведения. 
Выпускники медресе пополняли ряды не только духовенства, но и зарождающейся татарской и башкирской буржуазии, интеллигенции. Многие из знатных дореволюционных купцов Стерлитамака двинули в океан бизнеса прямо из дверей медресе. 
Собственно, с закладкой первой мечети в Стерлитамаке были заложены в городе и основы национальной школы: вскоре при мечети начинает функционировать и первое медресе. Заметная роль в просветительской деятельности в Стерлитамаке принадлежала ахунам из династии Нагаевых. Выходцы из д.Семенкино Стерлитамакского уезда (ныне Аургазинского района) стерлитамакские Нагаевы вели свой род от Шарафутдина Нагаева, поселившегося здесь между 1828 и 1834 годами. 
С 1839 года эту должность исполнял его сын, старший ахун мечети тридцатилетний Камалетдин Шарафутдинов (Камалетдин бин Шарафетдин бин Зайнетдин аль — Стерли), сторонник светского обучения и открытия на территории уезда земских школ с обучением на русском языке. В исторической литературе известно высказывание З.Валиди, хорошо знавшего семью ахуна, о том, что Нагаевы «достигли учености и в светских науках, проявляли интерес к математике и историческим наукам». 
Младшим ахуном Стерлитамакской мечети в тридцатые годы девятнадцатого века был Бахтигарей Абдулкаримович Ремеев, азанчеем и учителем – Ибрагим Ремеев – выходцы знатного рода, давшего известных на весь Урал золотопромышленников, священнослужителей, поэтов, ученых… 
По меньшей мере, до 1870 года в Стерлитамаке была одна мечеть. При мечети, как и полагается, было медресе. Так что с полным основанием можно считать это заведение «прабабушкой» школ для «инородческой» общины города. Конечно, это была не Уфимская «Галия», не Оренбургская «Хусания» и не Троицкая «Расулия», но и здесь уделялось должное внимание светскому обучению: преподавались не только теологические, но и светские дисциплины, о чем недвусмысленно свидетельствуют дореволюционные учебники, которые еще недавно можно было увидеть среди старинных книг городской мечети. В число предметов входили чистописание, чтение на языке тюрки и арабском языке, география, история России, мировая история, письмо, счет в объеме четырех действий арифметики, тюркская морфология, а также основы веры.  
Одним из наиболее известных преподавателей медресе считался Хайрулла-устаз (Хайрулла бин Габдулхабир бин Синджаб). В исторической литературе особо подчеркивается, что преподаватели Стерлитамакского медресе «не замыкались только на богословии; расширяя традиционную учебную программу, стремились обеспечить шакирдам высокий уровень подготовки». Имя одного из выпускников этого медресе, писателя Имая Насыри носит улица нашего города. 
В 70-х годах девятнадцатого века в Стерлитамакском медресе обучалось около двухсот шакирдов, к середине восьмидесятых их уже было около шестисот. В этот период здесь работают такие известные педагоги, как преподаватель русского языка и математики, поэт-просветитель Мухаметсалим Уметбаев. К началу двадцатого века в городе было уже три мечети. Как правило, при каждой мечети имелось пусть маленькое, но свое медресе. 
С приходом к власти большевиков было покончено и с духовенством, и с системой мусульманского образования. До наших дней дошла лишь одна из четырех дореволюционных мечетей Стерлитамака — деревянный храм по ул.Латыпова, построенный еще в семидесятых годах 19-го века. Да здание бывшего медресе при мечети по ул.Советской. Возрождение ислама, как и других конфессий, началось уже в постсоветский период.

Фаяз ЮМАГУЗИН,
Мударис САФИН