Шамиль Аляутдинов: об Уфе, семинарах и богословах

  

Шамиль-хазрат, благодарим вас, что посетили наш город, столицу Башкортостана, и выделили время пообщаться с журналистами. Для начала хотелось бы узнать, почему ранее не проводили встречи с уфимскими верующими?

Не было такой цели и задачи.

 

Что явилось причиной того, что вы все-таки приехали в Уфу?

Мой семинар – «Мышление Триллионера».

 

Были ли вы ранее в нашем городе?

Был, но уже давно и проездом.

 

Намерены ли вы посещать Уфу для проведения встреч не только «триллионерной» тематики?

Пока не планировал.

 

В одном из анонсов ваших семинаров я прочитал, что к занятиям вы привлекаете и своих старших детей – Ислама и Сафию. Что послужило толчком к этому решению? Какой была их реакция на такую инициативу? И что они делают на этих семинарах?

Анонс, о котором вы говорите, – это вечер «Семейное счастье», он пройдет в Москве 3 марта 2013 года. То есть это не семинар, а встреча с моими читателями. Что же касается семинаров, то старшего сына я брал с собой и в Казань, и в Алматы на семинары «Мышление Триллионера» и «Сценарий Триллионера». На последний семинар в Казани я взял обоих старших детей, сына и дочь. Целью моей является их всестороннее развитие, посещение городов, знакомство с разными людьми, а также, что является главным, – присутствие их в триллионерной информационной среде, дабы триллионерному взгляду на жизнь и соответствующим навыкам они учились с детства. На семинарах они сидят в аудитории среди пришедших, и иногда я задаю им вопросы, чтобы активизировать их мозговую деятельность и приучить к публичным выступлениям. Относятся они к таким поездкам очень положительно. Но, например, в Уфу я их не взял, так как они отставали по школьным предметам.

 

Вы проводите немало встреч с верующими различных городов нашей страны и ближнего зарубежья. Берете ли вы в «гастроли» по России и Казахстану свою семью или оставляете их в Москве?

Обычно беру с собой старшего сына, а теперь и старшую дочь. Ездить всей семьей – это расходное и хлопотное дело.

 

Сейчас в СМИ активно говорят о «традиционном Исламе». Что такое традиционный Ислам?

Не знаю. В своих выступлениях и статьях я этот термин не употребляю.

 

«Черный список» запрещенной литературы Минюста активно пополняется. Когда-то по странному стечению обстоятельств туда попала и ваша книга «Путь к вере и совершенству» (№ 1301). Как решилась судьба этой книги? И каково ваше отношение к судебным решениям о запрете того или иного труда?

Запрет в ближайшее время снимут. Это – недоразумение, как и относительно многих других книг. Проблема – в отсутствии соответствующих экспертов.

 

Различного рода «эксперты» зачастую пугают нас русскими мусульманами: мол, если русский принимает Ислам, он становится потенциально опасным человеком со всеми вытекающими последствиями. Каково ваше отношение к русским неофитам?

Отношение – спокойное. Таким людям я обычно рекомендую прочитать мою книгу «Зачем мне Ислам?», дабы понять что к чему и обезопасить себя от крайностей.

Проблема не в неофитах, а в малограмотности, невежестве современной российский молодежи. Из-за недальновидности во многих жизненных вопросах ее кидает из одной крайности в другую: наркотики и спиртное, многочасовое бессмысленное времяпрепровождение перед телевизором или монитором компьютера, безразличие, апатии и суицид, бары и ночные клубы, радикальные секты националистического и религиозного характера. Подчеркну, что все эти проблемы касаются не только русских, а вообще российской молодежи.

 

В определенных мусульманских кругах почему-то принято обращаться друг к другу как «брат», или «ахъи» (арабский эквивалент). Откуда это пришло? Является ли это сунной, арабской традицией или просто чьей-то выдумкой?

Сунной или арабской традицией это не является. Наиболее вероятно, что такое обращение введено было на постсоветском пространстве в разговорную практику по причине наличия в Священном Коране аята, где говорится о том, что все верующие являются братьями. Подобные обращения, конечно же, встречаются среди мусульман самых разных национальностей мира, но это не столь распространено, как в некоторых религиозных кругах России.

 

Кого из современных мусульманских деятелей России и мира вы считаете авторитетными (для вас) учеными-богословами?

Относительно России не знаю. Что касается мира, то это, например, покойный Мухаммад аль-Газали, которого я считаю очень грамотным богословом прошлого столетия. Масштаб его мысли, к сожалению, недооценен современниками. Из здравствующих это, например, ‘Али Джум‘а и Юсуф аль-Кардави. Относительно последнего можно сказать, что авторитетным для меня является его мнение в богословских вопросах, а не в политических.

А кого из классиков мусульманской мысли Урала и Поволжья вы порекомендуете к изучению? (Насколько мне известно, в свое время вы изучали труды на старотатарском языке)

Ризаэтдина Фахретдинова.

 

С кем из религиозных деятелей Башкирии вы знакомы?

С Талгатом Таджуддином лично знаком с 1991 года, когда он еще работал вместе с моим руководителем – Равилем Гайнутдином. Также многие годы знаком с муфтием Башкирии Нурмухаметом Нигматуллиным.

 

Как вы успеваете одновременно работать имамом, вести преподавательскую деятельность, готовиться к семинарам, читать труды, переводить, отвечать на вопросы, писать книги, выступать в СМИ, поддерживать работу ваших сайтов, проектов и т. д.? У вас сформирована своя команда? Помогает ли вам брат Ильдар-хазрат в вашей деятельности?

Это ежедневная сосредоточенная и целенаправленная работа на протяжении вот уже 15 лет, а также хорошая команда.

Ильдар-хазрат много лет является главным имамом Московской Соборной мечети и ведет несколько социально значимых проектов, а потому у него и своей работы хватает. В любом случае мы оба работаем в одной структуре (ДУМЕР) и параллельно.

 

Спасибо за интересные ответы, Шамиль-хазрат. Надеюсь вскоре снова увидеть вас в Уфе.

 

 

Беседовал Тимур Рахматуллин

 

Читайте также по теме:

Шамиль Аляутдинов приедет в Уфу

Шамиль Аляутдинов ответил на вопросы СМИ Башкортостана

Шамиль Аляутдинов в «Ихласе»

О чем думают триллионеры?