О высокомерии

Если обратиться к этимологии самого слова, то можно заметить, что это слово состоит из двух слов: «высокий» и «мерить», что дает нам некоторое представление о смысле самого слова. То есть если исходить из словообразования, то высокомерие будет означать «быть о себе высокого мнения;  считать себя выше других (вообще выше или же лучше, удачливее, умнее и так далее в каких либо аспектах жизни)». Подобное понимание, кстати, соответствует тому, что написано в толковом словаре.  В русском языке существует достаточное количество синонимов и близких по значению слов: гордыня, спесивость, надменность, заносчивость, чванливость, самонадеянность, кичливость… В этом значении также используют слово гордость, однако стоит отметить, что гордость это не всегда гордыня или высокомерие. Вообще гордость означает «чувство собственного достоинства, самоуважение» и это не является предосудительным, если, конечно, соблюдаются определенные этические нормы.

Для того, чтобы лучше разобраться в сущности вопроса, обратимся к хадису. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не попадет в рай тот, у кого в сердце есть хоть маленькая толика гордыни». Один человек (из присутствующих) возразил: «Людям нравится, когда у них хорошая одежда и хорошая обувь», на что пророк ответил: «Аллах – красивый и любит красивое, а гордыня это неприятие истины и презрение к людям» (Муслим). В этом хадисе очень кратко и лаконично раскрывается суть вопроса. Как мы видим, пророк (мир ему и благословение) отмечает два фактора, формирующие понятие высокомерие: непринятие, отрицание истины и презрение, пренебрежение к людям.

Если подходить к вопросу непринятия, отрицания истины, то самое большое высокомерие – это непринятие Аллаха. Как мы знаем, Истина (аль Хакк) – один из эпитетов Аллаха. Поэтому Аллаха можно назвать самой главной, высшей истиной. Итогом такого высокомерия является отрицание Аллаха (куфр). Причем неважно, что именно послужило причиной отрицания: нежелание повиноваться предписаниям Всевышнего, как это было в случае с мекканскими многобожниками, которые не могли согласиться с некоторыми положениями в шариате, противоречащими, по их мнению, их статусу в обществе. Или же нежелание признавать самого Всевышнего из-за самонадеянности и мнимого ощущения собственной самодостаточности, что мы видим на примере современных мушриков. В любом случае, нежелание признавать Аллаха и Его законы есть самый дерзкий вид высокомерия и по канонам ислама классифицируется как неверие (куфр). Кроме того, величие – опять таки по канонам ислама – присуще одному лишь Аллаху, а остальным нужно склонить головы в почтении и подчинении. В одном из кудси-хадисов сказано: «Всевышний Аллах сказал: «Величие – Моя накидка, могущество – Мое платье. Тот, кто будет со Мной соперничать (хотя бы) в одном (из перечисленных), того Я швырну в (адский) огонь» (Абу Дауд). Конечно, не следует понимать этот хадис буквально, ведь здесь явно имеет место метафора. Из хадиса мы вполне определенно понимаем следующее: величие и могущество присущи Аллаху. Лишь один Аллах действительно великий и могучий, а того, кто попытается посягнуть на то, что присуще Аллаху, Он непременно накажет.

Что же касается второго фактора – презрения к людям, — то это негативное качество, и оно запрещено исламом.  Нетрудно догадаться к каким последствиям во взаимоотношениях людей между собой может такое качество привести: нарушение прав других людей, нежелание помогать соплеменникам, нарушение общепринятых человеческих ценностей (право на жизнь, свобода совести и так далее) и многое, многое другое. Тогда как ислам ставит совсем другие цели и задачи: мир во всем мире, взаимопомощь, всемирное братство… Не говоря уже о том, что ислам призывает людей подчиняться Аллаху, быть смиренными, не ступать по земле горделиво, быть справедливыми…

В этой связи хотелось бы напомнить читателям о падении Иблиса. Как известно, после того, как Аллах создал Адама (мир ему), Он предписал ангелам и Иблису поклониться сотворенному Аллахом. Ангелы подчинились, а Иблис воспротивился. В Коране, описывая мотивацию действий Иблиса, говорится: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (сура Бакара, 2/34). Как мы видим, Иблис отказался подчиниться повелению Аллаха, потому что возгордился, и поэтому стал неверным. Причем глагол «истакбара» в тексте аята может быть переведен как «вознесся», так и «посчитал себя великим», то есть возгордился. Мы также хорошо помним, что за свое неповиновение Иблис был низвергнут из рая и ему было обещано мучительное наказание в Судный День.

Примечательно, что в Коране рассказывается еще один случай непослушания, результатом которого стало низвержение на землю, но в данном случае оступившийся получил прощение Всевышнего. Как можно было догадаться речь идет о первом человеке и первом пророке Адаме (мир ему). Из Корана мы помним, что ему и его супруге было запрещено приближаться к дереву в раю. Иблис обманул Адаму и Еву, убедив их в том, что поедание плода с этого дерева – им во благо, причем поклялся именем Аллаха. Адам и Ева вкусили с дерева и в наказание за это были изгнаны из рая. Однако эти двое в последствии были прощены, и их не постигло наказание, которое постигнет Иблиса. В Коране об этом рассказывается следующее: «Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам:

«Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся.

  Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».

  Он сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты – один из униженных».

  Он сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены».

  Он сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка».

  Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути.

  А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными».

  Он сказал: «Изыди отсюда презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами.

  О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь беззаконниками».

  Сатана стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными».

  Он поклялся им: «Воистину, я для вас – искренний доброжелатель».

  Он низвел их обманом, и когда они вкусили от этого дерева, то обнажились их срамные места, и они стали прилеплять на себя райские листья. Тогда Господь их воззвал к ним: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что сатана для вас – явный враг?»

  Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон»  (сура А`раф, 7/11_23).

В Коране также говорится: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный» (сура Бакара, 2/37)

Анализируя эти и подобные аяты, ученые сравнивают эти два вида непослушания и делают следующий вывод: хотя и Иблис, и Адам оба совершили проступок, Иблис не был прощен, потому что не признал свою ошибку и стал упорствовать в своем заблуждении. Тогда как Адам сразу же признал свою ошибку и покаялся, за что и получил прощение. Выходит, Аллах проклял Иблиса не за проступок, за его упрямство и гордыню. Ученые также увязывают произошедшее с тем, как были сотворены эти два существа и особенности материи, из которой они были созданы. В частности ученые делают вывод, что поступок Адама имеет непосредственное отношение к тому, что он был создан из глины (о чем неоднократно говорится в Коране) и что человеку свойственно быть смиренным, кротким, скромным. Хотя человек очень сильно подвержен греху, Аллах готов его прощать, пока человек осознает свои ошибки, раскаивается в содеянном и старается не ступать на скользкий путь. Есть даже такое выражение: «Ля кабирата мааль истигфар уа ля сагирата мааль истимрар» – «Нет такого смертного греха, которого нельзя было бы замолить, попросив прощения. И ни грешок не считается маленьким, если человек в нем упорствует».

Ученые, рассматривая высокомерие как порицаемое Аллахом качество (в Коране немало аятов, в которых Аллах называет неверных горделивыми и упрямыми), пришли к мнению, что высокомерие – это качество кяфира, которое не присуще верующему. В Коране Аллах характеризует верующих как людей смиренных, скромных, трепещущих от страха перед Аллахом. За примером можно обратиться к первой странице суры Му`минун (Верующие) и к последним полутора страницам суры Фуркан (Различие), хотя описаний такого рода в Коране гораздо больше. Поэтому не случайно гордыня и спесь порицаются даже в таком, казалось бы не столь значительном аспекте, как одежда. К примеру, пророк говорит: «Кто станет волочить одежду по земле из-за гордыни, на того Аллах в Судный День даже не посмотрит» (Муслим). В других риваетах говорится также, что Аллах проклинает таких людей, что не будет к ним милосерден, не простит грехи… Более подробную информацию можно найти в сборнике хадисов имама Навави «Сады праведных» в разделах, посвященных этике одежды.

Зная все это, как-то очень странно наблюдать нередкую, к сожалению, картину сегодняшних дней – высокомерный мусульманин. Само словосочетание уже звучит, мягко говоря, странно. Если бы этого не было в нашей жизни, то можно было усомниться: а разве такое бывает? К великому сожалению, бывает и, к еще большему сожалению, даже нередко. Хотелось бы еще раз напомнить, в начале себе, а потом и читателям, один из достоверных хадисов пророка (мир ему и благословение): «Не попадет в рай тот, в чьем сердце есть хоть маленькая толика гордыни» (Муслим). Одно из мнений ученых на предмет этого хадиса следующее: пока в сердце человека есть хоть пылинка гордыни, он не попадет в рай, даже будучи верующим, потому что гордыня в сердце человека и рай – несовместимы. Хотелось бы напомнить всем братьям и сестрам: быть мусульманином почетно, достойно, ответственно, но это не дает нам право быть горделивыми. Обладание знаниями очень – достойно и ценно, но это тоже не повод для гордыни. Следование сунне пророка очень достойно, это дорога, ведущая в рай, но и это не должно подвигать нас быть высокомерными. Обладание какими-либо истинами частного характера (общими и главными истинами обладают все мусульмане), принадлежность к какому-либо мазхабу либо демонстративный отказ от всех мазхабов, принадлежность к тарикату, приверженность к тому или иному учителю и так далее и тому подобное – все это не повод для высокомерия. В особенности странно и досадно наблюдать, как одни мусульмане задирают нос перед другими. Давайте вспомним, в суре Худжурат сказано: «Лучший из вас пред Аллахом – наиболее богобоязненный», но ведь мы не можем измерить ни свою богобоязненность, ни чью-либо другую! Кто из нас чего стоит, мы узнаем в иной жизни, так стоит ли возноситься?

Если говорить о причинах такого странного явления, то, на мой взгляд, присутствуют две основные причины: слабость веры и отчуждение, отдаленность от личного примера «праведных предшественников – саляф ас-салихин»: сподвижников, табиина и атба`ат-табиина. Они – наш ориентир, и этот ориентир на сегодняшний день утерян. Они те, через кого к нам дошел ислам. Причем они не только и даже, может, не сколько донесли до нас знания по исламу, сколько послужили живым примером того, как нужно жить по исламу. В суннитской среде их понимание ислама всегда считалось эталоном, то есть примером, на который должно равняться. Так вот, если обратится к примеру пророка (мир ему и благословение) к его сподвижникам, к имамам табиина и атба`ат-табиина, мы увидим следующее: это были предельно скромные люди, не выделявшиеся в обществе ни одеждой, ни вызывающей внешностью и ни дерзким либо агрессивным поведением, очень внимательные и трепетные по отношению к единоверцам, очень корректные к оппонентам, трепещущие перед Всевышним, не мнящие за собой каких-либо заслуг и достижений, добрые и милосердные к окружающим. При всем при этом это были не ангелы небесные, а живые люди, с недостатками и слабостями, которым тоже бывало больно, досадно, обидно… Однако все они следовали лучшему примеру, воплощению нравственности, предводителю пророков, посланнику Аллаха Мухаммеду (мир ему и благословение). А он был человеком скромным, смиренным, кротким и добрым. В риваетах говорится, что во время вознесения Мирадж у него был выбор: стать пророком-царем либо остаться пророком-рабом Аллаха. Он выбрал второе. Разве одно это уже не заставит нас, мусульман, задуматься и сделать соответствующие выводы?

Здесь я бы хотел привести маленький пример из жизни сподвижников. Для перечисления всех примеров понадобились бы тома и тома книг.

Омар ибн Хаттаб лежит при смерти, пораженный кинжалом. Вердикт докторов: Омар на пути в иной мир… Лицо бледное… Он то приходит в сознание, то опять впадает в беспамятство. Тут к нему заходит Абдуллах ибн Аббас, племянник пророка, близкий друг Омара, кладет его голову себе на колени и начинает оплакивать. Однако Омар не спокоен, его что-то тревожит. Наконец ибн Аббас ему говорит: «О, Омар! Зачем так переживать? Посланник Аллаха, уходя из этого мира, был тобой доволен. Помнишь, как вы вышли втроем: посланник Аллаха, Абу Бакр и ты. Посланник Аллаха, держа вас за руки, сказал: «Мы и в этой жизни так, и в иной жизни будем так воскрешены». Посланник Аллаха называл тебя своим визирем… Абу Бакр, соратник пророка и твой друг, тоже ушел из этого мира, будучи довольным тобой. И люди тобой довольны, слышишь все, начиная от Сухайля Руми до супруги пророка Аиши, оплакивают тебя. Вот ты кто, О, Омар!» В этот момент Омар, открыв глаза, сказал: «А ты готов засвидетельствовать это перед Аллахом?» и когда тот ответил: «Да, засвидетельствую» Омар сказал: «Альхамдулиллях, теперь можешь положить мою голову на землю и я могу спокойно умереть». Смысл сказанного вот в чем: Омар не полагается на какие-то свои заслуги, хотя их было немало, и на какое-то свое особое положение, он полагается на свидетельство племянника пророка ибн Аббаса. Ни это ли пример тому, как мы должны относиться к себе и к своим достижениям? Примеров такого рода из жизни сподвижников можно привести не один десяток.

Если начать перечислять заслуги Омара, то всего и не перечислишь: первый из мусульман, мухаджир, один из двух визирей пророка, один из десяти, кому при жизни был обещан рай… Омар, который был прозван Фарук – Разделяющий между истиной и ложью. Омар – воплощение справедливости. Омар – основатель государства, как системы в нашем понимании: с налогообложением, регулярной армией, учетом…. Омар, Омар, Омар… И вот он, Омар, и вот его отношение к себе. Вот его слова: «Если бы у меня было земля, полная золота, и я мог бы отдать ее полностью и спастись, то я с радостью бы это сделал». К этим словам комментарии, как говорится, излишни…

Резюмируя, хотелось бы сказать: нам, мусульманам, следует остерегаться высокомерия и каких-либо претензий на величие, ведь истинно великий – Аллах. Об этом и фраза, которая на слуху даже у мусульман, но смысл которой плохо знают даже практикующие мусульмане: «Аллаху Акбар!», что можно переложить на русский как: «Аллах – наивеличайший!» либо «Аллах превыше всего!».

Да убережет нас всех Аллах от болезни высокомерия, да не сведет с истинного пути после того, как мы уже обрели веру, да укрепит наш иман, да усилит наше таква. Аминь.

Ахмад Исхаков