О СМИРЕНИИ (ТАВАДУ`)

 Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

 

Смирение: главная мусульманская добродетель

Несомненно, одной из самых главных добродетелей и одним из самых характерных качеств мусульманина является «таваду`», что можно перевести на русский язык как «смирение, скромность, кротость; ставить других выше себя, не быть высокомерным и заносчивым». В этой нашей статье мы будем больше оперировать понятием «смирение», хотя, по правде говоря, это слово не передает всех смысловых нюансов термина «таваду`». Старание от нас, успех от Аллаха.

Смирение: качество пророков и посланников

Возможно, кому-то из уважаемых читателей может показаться преувеличением, называть смирение главной добродетелью мусульман, а если я скажу, что это, возможно, главная особенность и характерная черта всех пророков и посланников? Кто-то воскликнет: «А докажи!» Можно было ответить: «А докажу!» Однако я лучше приведу аяты, а выводы пусть каждый сделает сам. Итак, с кого из посланников начнем? Может с самого первого человека и первого посланника? Речь идет, конечно же, об Адаме (мир ему).

 

Адам (мир ему): «Если Ты не смилостивишься над нами и не простишь…»

Все, наверное, помнят эту историю: Всевышний поселил Адама (мир ему) и его жену Еву в раю и наказал им не приближаться к дереву. Иблис наущал Адама и таки добился своего: Адам и Ева вкусили плод запретного дерева и были за это наказаны. Так вот, как поступил Адам (мир ему) в этой ситуации? Он смиренно воззвал к своему Господу: «Они (Адам и Ева) сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (сура А`раф, 7/23) В то время как Иблис в похожей ситуации предпочел все свалить на Адама, за что и был проклят Господом навеки. Примечательно, что то, как и какими словами Адам (мир ему) обратился к Господу, было, что называется, попаданием в точку и про это в Коране сказано: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный» (сура Бакара, 2/37) Вообще, чтобы оценить корректность и благовоспитанность пророков и посланников, достаточно просто приглядеться к тому, как они взывали к своему Господу. Вот Адам (мир ему) начинает свое обращение с того, что признает свою неправоту и несправедливость к самому себе. Хотя, казалось бы, все можно было списать на наущение шайтана, а ведь наущение- то было! Кстати, именно так мы и поступаем: во всем чаще всего мы виним кого угодно и что угодно, но не себя любимого. Однако пророки и посланники (мир им всем) они из другого теста. Вот Адам (мир ему) как бы явно и не просит: «прости же меня», а обращается гораздо более утонченно и благовоспитанно: «если Ты нас не простишь и не будешь к нам милостив…» Этими словами подчеркивается потребность Адама (мир ему) и его супруги в прощении и божественной милости, наряду с осознанием и приятием того, что простить или не простить, явить милость или обрушить свой гнев, полностью в ведении Всевышнего. Насколько же эта утонченность и изящество отличается от того, что передается нам через исраилиййат и от того, что проходит в Ветхом Завете. Пожалуй, не смогу удержаться от того, чтобы не привести еще один интересный пример пророческого дуа. В Коране, там, где проходит описание приключений Моисея (мир ему) есть такой эпизод, где он прибыл в Мадьян, спасаясь от мести фараона и его окружения, и помог напоить овец двух девушек, чьим отцом был пророк по имени Шугайб (мир ему) и вот в Священном Писании говорится: «Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (сура Касас, 28/24) Обратите внимание, он не просит: «дай мне Господи», а как бы лишь констатирует свою потребность в любом благе, которое только ниспошлет Всевышний. Какая удивительная корректность и утонченность, наряду со смирением и кротостью! А ведь мы в похожей ситуации либо вопили бы: «Господи, помоги, ну помоги же!» или же опустили бы руки в отчаянии. Можно сказать, что в дуа пророков и посланников высвечивается их истинный характер и натура, но мы почему-то обходим вниманием эти назидательные примеры.

 

Второй праотец человечества Ной (мир ему): «И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток»

А вот еще один пример смирения и кротости. Речь пойдет о Ное (мир ему), которого еще называют вторым Адамом или вторым праотцом человечества и это не случайно, ведь после Всемирного потопа именно от него продолжится род человеческий. Ну, так вот, во время потопа тонет его сын, которого он звал с собой на ковчег, но тот отказался. И вот, после того как вода спала, и ковчег прибило к берегу, Нух (мир ему) молит Господа: «Нух (Ной) воззвал к своему Господу: «Господи! Ведь сын мой – частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты – Наимудрейший из судей». Он сказал: «О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд». Он сказал: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток» (сура Худ, 11/45-47) И вот, давайте представим, легко ли было Ною (мир ему) отказаться от идеи просить за сына, который был плотью от плоти и кровью от крови, и покориться воле Всевышнего? Ни это ли высочайший пример смирения и покорности? Стоило только Аллаху указать Ною (мир ему) на неверность подхода, как он тут же пересмотрел свои позиции, и вот он уже молит и просит о милости и прощении.

 

Иона (Юнус) и Иов (Аййуб) (мир им обоим)

Наверное, нельзя обойти вниманием еще два примера пророческого смирения, кротости, выдержки и терпения. Как мы помним Иона (Юнус) оставил Ниневию после многих лет безуспешных увещеваний и призывов к вере и поклонению. Однако, из-за того, что он покинул города без прямого на то указания Всевышнего, случилось так, что он был выброшен в море, и его поглотила рыба. И вот в чреве рыбы он молит: «Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (сура Анбия, 21/87-88) Во всех перечисленных примерах мы не видим, чтобы пророки и посланники вопили: «за что, как же так, почему со мной приключилось такое и такое!» равно как и прямо просили что-либо от Всевышнего. Обычно идет признание вины и констатация того, как они нуждаются в милости, милосердии и прощении Всевышнего (равно как и все мы, причем даже больше, чем они). Ну и, наконец, пример Иова (Аййуба) (мир ему), который формально не совершил никакого проступка и был подвергнут испытанию на прочность. Как мы помним, Аллах забрал у него потомство, имущество и здоровье. И вот: «Помяни также Айуба (Иова), который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных» (сура Анбия, 21/83)

 

Печать пророков и посланников Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха): пример всех примеров

Очевидно, что никак нельзя обойти вниманием и нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), который был истинным образчиком смирения, скромности, кротости и благого нрава. Внимательные читатели, наверное, уже заметили, что, говоря о смирении и приводя примеры пророков и посланников, акцент был смещен в сторону взаимоотношений человек – Творец, что является самым приоритетным аспектом данного свойства. Действительно, человек должен проявлять кротость и смирение в первую очередь перед своим Творцом и Хозяином. В этом смысле посланник Аллаха пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) является для нас безошибочным и безупречным примером для подражания. По данному вопросу можно привести массу интересных риваятов, но наши возможности ограничены и поэтому приведем лишь один хадис из сборника Ахмада ибн Ханбаля: «Посланник Аллаха сидел и общался с Джабраилем (мир ему), и во рту у него вот уже несколько дней не было ни росинки. И вот он говорит Джабраилю (мир ему): «Уже сколько дней я ничего не ел». Раздался звук, подобный раскату грома (это с небес нисходил ангел). (В ривает от Табарани говорится, что это был ангел Исрафиль). Джабраиль сказал, что этот ангел впервые снизошел на землю. Ангел передал приветствие от Аллаха и вопрос: «Хочешь ли ты быть пророком-царем или пророком-рабом?» Посланник Аллаха вопросительно посмотрел на Джабраиля и тот подал знак: «Будь смиренен пред своим Господом», и посланник Аллаха решил: «Хочу быть пророком-рабом» (Ахмад ибн Ханбаль) Возможно, требуется пояснение, хотя может быть это и излишне, быть пророком-рабом не означает быть чьим-то невольником, а означает быть обычным человеком с обычными возможностями и обычным достатком, иной раз мучаться от голода и жажды, от зноя и холода. Как мы знаем, все это имело место быть в жизни нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха).

 

«О, Али! Будь среди людей одним из людей!»

Как уже упоминалось, смирение и скромность также важны и необходимы во взаимоотношениях человек – человек. И мы знаем, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был среди людей одним из них, как он и завещал своему двоюродному брату и зятю Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах!): «О, Али! Будь среди людей одним из людей!» Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) также как и остальные носил кирпичи при строительстве мечети в Медине, наравне со всеми копал ров, готовясь к сражению Хандак, также привязывал камень к животу от голода; человеку, дрожавшему от страха перед его величием и достоинством, он сказал: «О, брат! Не бойся, я сын корейшитки, которая ела сушеное мясо». Когда люди со стороны приезжали в Медину и заходили в мечеть, то они не всегда могли распознать среди сподвижников пророка, самого посланника Аллаха и очень часто обращались к Абу Бакру, который более высоким и худощавым, и уже он указывал на пророка. Удивительное дело! Величайший из людей, печать пророчества, любимец Аллаха держится так, что его едва можно распознать среди людей как своей одеждой так и своим поведением и манерой держаться.

 

Век «я-центризма», самовлюбленности, самонадеянности и самомнения

А теперь давайте посмотрим на самих себя: как мы себя ведем по отношению к Аллаху и по отношению к людям? В современном мире в моде «я-центризм»: я знаю, я умею, я могу и так далее. Тогда как само это уже противоречит концепции таухида (единобожия), которая является, так сказать, «Он-центричной» концепцией: Он велит, Он запрещает, Он требует и так далее. По мнению некоторых современных ученых, болезненное самолюбие и «я-центризм» — это бич современного человека, и мусульмане, к сожалению, здесь не являются исключением. Вместо того, чтобы говорить «Он», мы говорим «Я». Другими словами у нас у всех, ну, или почти у всех, есть проблема со смирением в отношении Всевышнего. Что же касается взаимоотношений на уровне человек – человек, то ситуация здесь, увы, не лучше. Высокомерие и зазнайство сегодня так распространены, что, кажется, так и должно быть. Хотя Всевышний, описывая качества верующих говорит: «Они смиренные в отношении верующих, и достойные в отношении неверующих» (сура Маида, 5/54) Тогда как у нас больше принято обратное: жесткость и суровость в отношении единоверцев и, зачастую, бесхребетность и унижение в отношении неверующих. И какие же мы после этого мусульмане, люди, предавшиеся Богу? Конечно, я не призываю к жесткости и агрессии в отношении к иноверцам, вовсе нет. Как и во всем другом, пример нужно брать с любимца Всевышнего пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). Он не был ни мстительным, ни жестоким, ни агрессивным. Однако он также не был и бесхребетным и слабохарактерным.

 

Итог

Подводя черту, хотелось бы призвать самого себя в первую очередь и братьев по вере к смирению и кротости по отношению к Аллаху, Единому Творцу и Господу миров. Научиться принимать удары судьбы со смирением и стойкостью, проявляя терпение и выдержку, совершать поклонение с внутренним трепетом и благоговением. Это главнейший приоритет в жизни мусульманина. Пусть Аллах нас наделить качествами истинных мусульман, чтобы мы были мусульманами не только по внешним признакам (стиль одежды, внешний вид, этническая принадлежность) но и по содержанию (по вере, искренности, богобоязненности и другим качествам, присущим рабам, которые истинно предались Господу миров). Аминь.

Ахмад Исхаков