О ПРОРОЧЕСКОМ МИЛОСЕРДИИ
Лучшие сыны человечества: пророки. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению обозначенного аспекта, сначала имеет смысл предельно коротко обозначить общие положения, связанные со всеми пророками и посланниками, ведь Мухаммед (мир ему и благословение) тоже был пророком. Итак, все пророки и посланники являются избранными рабами Аллаха, которых Аллах сам отобрал, воспитал и наделил пророческой миссией. По сути, пророки это люди миссии, и все, что они делали в своей жизни, было подчинено той обязанности, которую Аллах на них возложил. Поэтому, рассматривая пример того или иного пророка, не следует упускать из вида эту важную особенность. Мы, мусульмане, верим, что все пророки и посланники все до единого успешно выполнили свою миссию и что их по праву можно называть лучшими сынами человечества. Однако даже среди пророков существует градация. Другими словами, некоторые пророки имеют особые качества, которые делают их выше остальных по степени. В частности наш пророк использует в отношении Исы, Мусы, Ибрахима и Нуха понятие «уль аль азм», что можно перевести как «обладающие решимостью». Кстати, сам пророк Мухаммед (мир ему и благословение) тоже является одним из них. В Коране о них сказано: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет» (сура Ахзаб, 33/7). Однако даже между этими величайшими пророками существуют различия.
Начиная с Адама (мир ему) и заканчивая Мухаммедом (мир ему и благословение) многие факторы претерпевали изменения: менялись люди, менялось их понимание, менялось их восприятие, характер, потребности… В соответствии с этим, каждый пророк, который приходил к людям, должен был обладать именно таким характером, темпераментом и другими качествами, которые бы максимально подходили для выполнения его миссии.
Проклятие Нуха своему племени. В частности к народу Нуха должен был прийти такой пророк, который бы по всем характеристикам подходил бы для донесения до них божественных истин. Именно таким пророком и был Нух (мир ему). Можно даже сказать, что если бы к племени Нуха пришел бы Иса (мир ему), то все равно ему должно было бы обладать такими же качествами, как у Нуха, и вести себя таким же образом, как вел себя Нух. Конечно, если бы случилось обратное и к племени Исы (мир ему) пришел бы Нух (мир ему), то и ему тоже следовало бы вести себя в точности, как вел себя Иса (мир ему). Другими словами, все данные любого пророка, включая даже характер и темперамент, в точности соответствовали тем условиям, в которых им приходилось работать.
Вернемся к Нуху и его племени. Он пробыл среди своего народа 950 лет. За все это время чего он только не испробовал, пытаясь достучаться до этих людей и взывая к ним поколение за поколением. Вот что говорится в Коране: «Он (Нух) сказал: «Господи! Я призывал мой народ ночью и днем, но мои проповеди лишь ускорили их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились. Затем я призывал их открыто. Затем я обращался к ним всенародно и говорил с ними наедине. Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий» (сура Нух, 71/5-10), а также: « Нух сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра» (сура Нух, 71/21-23). Наконец, после многих лет увещеваний, Нух (мир ему), взывая к своему Господу, говорит: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих. Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. А беззаконникам не приумножай ничего, кроме погибели!» (сура Нух, 71/26-28) Что было потом, уважаемые читатели, конечно, знают: произошел потоп, и племя Нуха было уничтожено, за исключением небольшой горстки последователей этого великого пророка. Попутно следует отметить, что ни один пророк, не говоря уже о таком великом пророке как Нух, не может просить чего-то, что шло бы в разрез с замыслом Всевышнего. Если бы Нух (мир ему) попросил бы что-то, в чем не было довольства Аллаха, то Аллах, конечно же, не стал бы исполнять просьбу своего пророка и даже, возможно, наказал бы своего пророка. Поэтому мусульманские ученые считают, что проклятие Нуха (мир ему) было обосновано, что возможно Нух получил соответствующий знак от Всевышнего. Так или иначе, Нух (мир ему) шлет своему племени проклятье и его племя обретает погибель.
Позиция Мусы (мир ему). Как известно, Муса (мир ему) в деле донесения божественной истины столкнулся с активным противодействием фараона и его племени. Муса (мир ему) рассказывал и увещевал, являл знамения и показывал пророческие чудеса: посох, превращающийся в змею, и руку, которая сияла белизной, словно солнце. Фараон и его племя никак не внимали. Потом одна за другой посыпались беды: нашествие жаб, саранчи, вода, которая превратилась в кровь, наводнение… В общей сложности девять знамений. Каждый раз, когда случалась напасть, племя фараона обращалось к Мусе (мир ему): «О, колдун! Помолись за нас твоему Господу согласно завету, который Он заключил с тобой, и тогда мы обязательно последуем прямым путем» (сура Зухруф, 43/49). Однако, как только беда отступала, они возвращались в прежнее состояние. Причем они не просто сами упорствовали в неверии и грехе, они угнетали и мучили последователей Мусы (мир ему). Наконец, в какой-то момент, Муса (мир ему) воззвал к своему Господу: «Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания» (сура Юнус, 10/88). Как известно, фараон вместе со своим войском утонул в море, преследуя Мусу (мир ему) и его народ. Здесь мы видим проявление характера Мусы (мир ему), некоторую жесткость и суровость. Однако и в этом случае, как и в примере с Нухом (мир ему), пророк не мог пожелать погибели целому народу, пусть даже неправедному, лишь по своей прихоти или из чувства мести. Пусть даже мы и не видим явного дозволения со стороны Аллаха, но не иначе как все же имел место быть некий знак со стороны Господа и эти люди не иначе как заслужили божью кару. Кстати, нечто похожее можно увидеть и на примере некоторых других пророков, чей характер и позиции сходны с позициями Нуха и Мусы (мир им обоим).
Следует отметить, что и у Нуха (мир ему), и у Мусы (мир ему) мы видим «проявления силы» самого Аллаха (таджаллият аль джалалиййа), которые у них на шаг впереди «проявлений красы» (таджаллият аль джамалиййа). Теперь давайте обратимся к примеру Ибрахима (мир ему) и Исы (мир ему), у которых, в свою очередь, проявления красы (таджаллият аль джамалиййа) впереди проявлений силы (таджаллият аль джалалиййа).
Мягкосердечность Ибрахима и доброта Исы (мир им обоим). Не секрет, что Ибрахим (мир ему) перенес много тяжелых испытаний на пути выполнения своей пророческой миссии: его прогнал отец, его племя пыталось сжечь его на костре, на его жену посягали, Аллах испытал его самым любимым, что у него было, собственным сыном… Так вот Ибрахим, взывая к Всевышнему, в отношении заблудших рабов Аллаха говорит: «Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный» (сура Ибрахим, 14/36). Мы видим, что Ибрахим (мир ему) не желает наказания и божьей кары для заблудших, а взывает к прощению Аллаха и к милосердию. И, конечно же, его эта позиция не могла быть не обоснована. Ведь если бы Аллах захотел наказать, то непременно сделал бы это. По всей видимости, люди того времени нуждались именно в таком пророке, который был бы мягким и добросердечным.
Нечто подобное мы видим и на примере великого пророка Исы (мир ему). Ведь ему тоже доставалось! Ему одновременно приходилось противостоять жестокости и бессердечию римлян, наряду с косностью и формализмом фарисеев. В конце концов, фарисеи нажаловались на Ису римлянам, а те попытались схватить и казнить его. Почему попытались? Потому что Всевышний Аллах в Священном Писании говорит: «…они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они, действительно, не убивали его. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура Ниса, 4/157-158). А вот Аллах спрашивает Ису (мир ему) о том, что происходило с ним в мирской жизни и посмотрите, как Иса (мир ему) отвечает: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты – Свидетель всякой вещи. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый» (сура Маида, 5/116-118). Воистину великое милосердие и широта души, наряду с предельной почтительностью и смирением в отношении Господа миров!
Милость для миров: пророк Мухаммед (мир ему и благословение). И все же в своем милосердии и доброте пророк Мухаммед (мир ему и благословение) превзошел и Ибрахима, и Ису (мир им)! Да и как тому не быть, ведь сам Аллах не зря называет его «милостью для миров»! Вот, к примеру, что говорит сам Аллах в Священном Коране – да и существует ли похвала больше и достойнее, чем похвала самого Творца! — «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (сура Тауба, 9/128). Аллах называет своего посланника таким эпитетом как «рахим – милосердный», фактически это эпитет самого Аллаха за одним лишь исключением, что в данном случае не использована частица определенности «лам ат-та`риф» (еще называемая определенным артиклем). Я полагаю Аллах не станет разбрасываться словами и если пророк назван «рахим – милосердный», то так оно и есть. А вот еще аят: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Али Имран, 3/159). Здесь Аллах явно указывает на то, что милосердие пророка суть проявление милосердия самого Аллаха, и что он был мягок с ними. Потом говорится: «если бы ты был грубым и жестокосердным…», то есть по сути Аллах дает понять, что пророк не грубый и не жестокосердный. А если еще вспомнить, что этот аят был ниспослан сразу после битвы при Ухуд, где некоторые сподвижники в некотором смысле ослушались пророка и все чуть не закончилось жестоким поражением… Однако Аллах говорит: «извини их, попроси за них прощения и советуйся с ними в делах» и разве пророк (мир ему и благословение) мог ослушаться своего Господа? Примеров мягкости, милосердия, доброты и долготерпения нашего пророка в отношении своих сподвижников, а также заботы и любви к своим последующим последователям превеликое множество. Чего стоит один риваят, в котором рассказывается о том, что пророк встал посреди ночи на намаз и до утра читал приведенные выше 36 аят суры Ибрахим и 118 аят суры Маида, дуа Ибрахима и дуа Исы. Читал, плакал и молил: «О, Аллах! Прости же мою умму!» Наконец, Аллах отправляет к нашему пророку ангела Джабраиля (мир ему) с вестью: «Передай Мухаммеду: Я сделаю так, что в отношении его уммы он останется доволен и не будет опечален».
Причем милосердие и великодушие пророка распространялось не только на его последователей, ведь Аллах не зря сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (сура Анбия, 21/107) Даже мушрики не однократно на своей «шкуре» испытывали милость и милосердие пророка. Вспомним, как он отпустил пленных после битвы при Бадре, как не пожелал уничтожения города Таиф, жители которого не только не вняли пророку, а еще натравили босяков и детвору, чтобы те кидали в него камни – а ведь к нему уже явился ангел гор и ждал лишь его повеления — , как войдя в Мекку победителем и, имея все возможности наказать всех своих вчерашних обидчиков, он выбрал простить их и отпустить… И это лишь частные эпизоды, характеризующие нашего пророка. Однако не зря ведь последний из пророков и печать пророчества вел себя подобным образом! Выходит, все люди земли, к которым он был отправлен в пророческой миссией, нуждаются именно в таком отношении: в мягкости, милосердии, прощении, толерантности, терпении… Ведь пророк Мухаммед (мир ему и благословение) был прежде всего пророком и посланником Аллаха, а потом уже всем остальным. Стало быть, его подход и жизненная позиция никак не могли не увязываться с той миссией, ради которой он жил и переносил испытания. Так где же тогда в нас самих эта пророческая доброта и милосердие? И какие мы после этого последователи, если не берем себе в пример своего же пророка?!
О, Аллах! Наставь всех нас на путь нашего пророка, дай нам возможность перенять его понимание, его методику и его жизненные позиции, сделай же нас истинными последователями того, кого отправил в качестве милости для миров! Аминь.
Ахмад Исхаков