Автомат и Коран в Башкирии будут по разные стороны баррикад

Таким образом, этому органу теперь придан более высокий статус, и подчиняться он будет напрямую главе региона, чего прежде еще никогда не было.

— Подобное ведомство существует в нашей республике уже несколько десятилетий, — рассказывает председатель Совета Вячеслав Пятков. – Однако функции его с течением времени менялись, и сегодня они резко отличаются от тех, какие, скажем, были в советский период. Религия сегодня выступает в роли одного из основных общественных институтов, поэтому конструктивный диалог между государством и представителями различных конфессий в наши дни важен как никогда. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов уделяет выстраиванию государственно-конфессиональных отношений самое пристальное внимание. Этим и объясняется изменение статуса Совета и постановка перед ним целого ряда новых задач.

Реорганизованному Совету уже с первых дней своей работы придется заняться решением целого ряда проблем, накопившихся во взаимоотношениях государства и религиозных сообществ. Казалось бы, какие проблемы могут быть сейчас, когда государство лояльно относится ко всем, когда притеснения, которым подвергались верующие в советскую эпоху, далеко позади, когда каждому дана возможность исповедовать любую религию, строить свои культовые здания, молиться в домах единоверцев, даже не регистрируя религиозные организации? Как это ни парадоксально, но именно сегодня, когда у всех граждан страны есть возможность свободного выбора веры, когда политические деятели и духовные лидеры стараются объединить свои усилия для поддержания мира и стабильности в нашем обществе, Россия столкнулась с глобальной конфессиональной проблемой. И эта проблема – ислам.

— Конечно же, дело здесь не в самой религии, — говорит Вячеслав Пятков. — Ислам – одно из ведущих мировых вероучений с красивым философским взглядом на мироздание. Однако, к сожалению, находятся люди, которые пытаются исказить эту религию и заставить ее служить своим преступным целям. Здесь нет необходимости приводить какие-либо отдельные примеры. Сегодня мы чуть ли не каждый день сталкиваемся с сообщениями о насилии и терактах, творящихся якобы под знаменем ислама.

Чаще всего жертвами радикальных псевдоисламских группировок становится молодежь. Оно и понятно. Зрелого человека, твердого в своих взглядах и убеждениях, имеющего четкое представление о религии, которую он исповедует, сложно сбить с пути, а вот молодым людям проще всего вбить в голову ложные идеи, не имеющие ничего общего с исламом и призывающие к насилию. Вот и получается, что молодые ребята ставят в один ряд Коран и автомат и с кличем «Аллах Акбар!» бросаются с шахидским поясом в толпу на станции метро. И все это за обещанный им главарями таких экстремистских группировок рай.

Существует две основных причины, по которым молодежь попадает в это болото.

— Во-первых, это конечно, недоработка со стороны государства, которое не всегда и не везде оказывается в состоянии обеспечить досуг молодежи, направить ее энергию в верное русло, — считает Вячеслав Пятков. – Во-вторых, не меньшую ответственность за такое явление несут и духовные лидеры, которые упускают своих молодых последователей, не доносят до них своевременно суть своего учения, не пользуются со стороны молодежи должным авторитетом. Ведь роль духовного наставника состоит в том, чтобы направлять последователей своего вероучения, разъяснять его тем, кто недопонимает, и убеждать тех, кто усомнился. Молодой человек, не способный самостоятельно разобраться в сути вероучения и не попавший своевременно под благотворное влияние священника, становится легкой добычей радикальных политических и религиозных организаций.

На Кавказе за последние два десятилетия проблема псевдоисламских группировок приобрела уже хронический характер. Но в последнее время подобные объединения под прикрытием ислама пытаются развернуть свою деятельность и на территории нашей республики – в регионе, где последователи ислама и христианства в мире и согласии живут рядом уже более 450 лет. События минувшего лета показали, что попытки взрыва газопровода или убийства имама вполне возможны и у нас.

— Объединенными усилиями государства и духовных лидеров в республике будут приняты все необходимые меры, чтобы подобные псевдорелигии просто не смогли выжить в нашем обществе, — говорит Вячеслав Пятков. – Наша задача – навести идеологический порядок в республике. Хотя в целом у нас и так порядок. Есть лишь отдельные проблемы, которые, я думаю, будут решены в рабочем порядке. Например, нас сегодня в первую очередь волнует Зауралье. Этот край находится на достаточно большом удалении от столицы республики, в нем сложилась непростая экономическая и духовная ситуация. И именно здесь мы намерены вместе с работниками духовных управлений устранять недоработки, которые были допущены в последнее время.

Конечно, борьбой с бандитами, которые закладывают взрывчатку на газопроводах, будут заниматься правоохранительные органы и спецслужбы. У Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ более мирные цели и средства. Вместе с представителями доминирующих в республике конфессий Совет будет вести идеологическую борьбу. Его задача – с помощью конференций, круглых столов, работы с верующими на местах установить диалог, доказать людям, попавшим под влияние псевдорелигиозных организаций, их неправоту, постараться вернуть их в лоно традиционных конфессий.

— Человек должен понять, что жизнь нам дается один раз и нельзя бессмысленно отдавать ее в 25-27 лет, совершив перед этим тяжкие преступления, — говорит Вячеслав Пятков. – Мне бы хотелось призвать всех, кто попал под влияние псевдорелигиозных организаций, одуматься. Таких людей не ждет ничего, кроме наказания и позора. Такие люди не могут считаться верующими, потому что верующий человек – это в первую очередь тот, кто уважает и любит родителей, детей, общество, государство. Верующий человек – это патриот. Такой человек никогда не направит оружие на своих сограждан. В нашей республике представители разных конфессий и национальностей живут вместе бок о бок уже сотни лет. Мы вмести строили города и заводы, выращивали хлеб и растили детей. И мы никому не позволим посеять зерно раздора в нашем обществе.

ИА «Башинформ»