О ПОРЧЕ И СГЛАЗЕ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Предисловие. В нашем современном обществе – несмотря на весь технический и научный прогресс – принято ссылаться (при разного рода испытаниях и неурядицам) на, скажем так, разного рода метафизические факторы. На вершине рейтинга, конечно, здесь представлены такие явления как порча и сглаз. В семье проблемы? Навели порчу. Бизнес не идет? Сглазили. И прочая и прочая. Вот об этом и хотелось бы в этот раз поговорить.

Порча: определение. Что же такое порча? Ну, если попытаться дать определение, с претензией не некую академичность то можно, наверное, выразиться так: порча это целенаправленное вредоносное воздействие на тонком (метафизическом) уровне, ставящее целью нанести физический, материальный, психический или иной урон человеку/людям. Другими словами наведение порчи так или иначе связано с практикой магии и колдовством, которые, как известно в Исламе запрещены. На этот счет есть достаточно много достоверных хадисов. Вот лишь один из них, передаваемый от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) в сборнике хадисов Насаи: «Тот, кто вяжет узлы и плюет на них, занимается колдовством (делает сихр), тот кто делает сихр, совершает ширк (придает сотоварищей Аллаху). Кто на чем поведется, с тем и останется». Причем в Исламе запрещено не только заниматься колдовством, но и обращаться к колдунам и магам. В одном из хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Тот, кто идет к колдуну и принимает то, что он говорит, не уверовал в Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) и во все то, что ему было ниспослано». Как мы видим, даже обращение к колдуну может ввергнуть мусульманина в пучину неверия, не говоря уже о том, чтобы самому практиковать магию, которая в хадисах очень часто приравнивается к неверию. Конечно, ученые полемизируют на предмет того, делает ли любая и каждая колдовская практика человека автоматически неверным (кяфиром), кто-то говорит да, делает. Кто-то говорит не любая и не каждая. Хотя все сходятся на том, что колдовство в любом виде и под любым «соусом» является тяжким грехом (как минимум).

Реальность порчи и колдовства. Однако, давайте вернемся к вопросу о порче. Итак, закономерный вопрос: насколько реально данное явление и насколько реален вред? Здесь, как и практически в любом вопросе есть две крайние позиции, условно говоря, есть скептики и есть параноики. Одни не верят и подвергают сомнению, другие истово верят и пребывают в страхе. Есть, конечно, срединная позиции тех, занимает взвешенную позицию осведомленного и вооруженного. Итак, существует ли порча на самом деле? Так как мы мусульмане, попробуем ответить на этот вопрос в рамках мусульманской методологии. Ведь как поступают мусульмане, сталкиваясь с тем или иным вопросом и явлением? Правильно, ищут ответ в Коране и сунне, а также в извлечениях (истинбат), сделаных учеными на основе Корана и сунны, а также в рациональных доводах, которые зиждутся на принципах и основах Ислама, выведенных учеными, опять-таки опираясь на Коран и сунну. Итак, в Коране мы встречаем описание такого явления как сихр, которое можно перевести как магия и колдовство (с некоторыми мыслями на этот счет читатели могут ознакомиться в статье «О колдовстве»). Идем дальше, ага, вот в хадисах от Бухари и Муслима мы встречаем риваеты о том, что на посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) навели порчу, и он в течение некоторого времени испытывал недомогание, как результат подобного вредоносного влияния. Вот собственно и ответ для скептиков на их вопрос: насколько реальна порча? Настолько, что даже на величайшего из пророков навели порчу, и он испытал недомогание. Я полагаю, что для верующего муслуьманина описания подобного рода, переданное через достоверные хадисы, являются более чем веским доводом. Конечно, тот, кто в жизни никогда не сталкивался ни с порчей, ни со сглазом, может пребывать в сладком неведении, тут уж каждый сам решает. Однако более здравым подходом, представляется позиция предупрежден – вооружен.

Бойцы магического фронта. Следующий, как мне представляется, актуальный вопрос: кто и зачем наводит порчу? Вопрос «зачем», конечно, более простой: это проявление негативной стороны человеческой натуры: ревность, зависть, злоба, ненависть… С вопросом «кто» несколько сложнее: в случае с пророком (мир ему и благословение Аллаха) это был человек по имени Лабид ибн `Асам и говорится, что это был иудейский священник. Хотя это довольно странно, ведь Ветхий Завет такого рода практики, мягко говоря, тоже не приветствует. Хотя тот факт, что ту или иную нехорошую вещь делает священник, не делает эту нехорошую вещь хорошей или легитимной. Чего греха таит, нам тоже нередко приходится сталкиваться с высказываниями типа: «Вот вы говорите, что спиртное в Исламе запрещено, а вот наш мулла говорит, что пятьдесят грамм коньяка перед сном можно» или «Наш деревенский мулла сам выпивает» и так далее. В общем, так или иначе, порчу наводят те, кто владеет такого рода техниками и те, кто претендует на владение. Хорошая новость: всякого рода аферистов и проходимцев из второй категории предположительно более 90% из всех заявленных на рынке магов и чародеев всех сортов. Правда эта хорошая новость не является хорошей для кошельков тех наивных простаков, которые кочуют от одного сверх-, супер-, мега-, экстра- мага и чародея к другому. Плохая новость в том, что людей владеющих разного рода «грязными» техниками хоть достаточно мало, но они реально есть. Положение также усугубляется великим множеством книг и пособий по магии, ворожьбе, гаданию, спиритизму и так далее. Нередко любопытствующие дилетанты имеют много проблем с последствиями деяний рук своих. Поэтому, хочется предостеречь уважаемых читателей и попросить их, чтобы они предостерегли других: не лезьте туда, куда вам не надо! Сколько примеров тому, как люди просто для развлечения вызывали духов (занимаясь спиритизмом), а потом не могли отделаться от вызванных ими же джиннов и оказывались в психиатрической лечебнице. Совсем не улыбчивая перспектива, вам не кажется?! Сколько примеров тому, как люди имели серьезные физические и психические в итоге разного рода «магических» практик. Не нужно вам туда! Кстати, буквально пару слов о джиннах: одним из способов вредоносного воздействия на человека является подселение к нему джинна (иногда и не одного) или «пассажира», как это называют некоторые специалисты по экзорцизму. Среди мусульман нашего региона бытует мнение (и оно достаточно устойчивое), что вся практика сихра (колдовства) сводится к использованию джиннов в той или иной сфере. Хотя практика использования джиннов (называемых в христианской традиции злыми духами, бесами и демонами) в колдовстве имеет место быть (пусть те, кто с этим не сталкивался иронично ухмыльнуться, дай вам Бог никогда с этим не столкнуться!) все же мне представляется неверным все сводить к джиннам. В порче, наведенной на нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), джинны не были никак представлены.

Порча: лечение и профилактика по сунне. Ну, да, ладно. Как бы там ни было, движемся дальше: вероятно самый животрепещущий вопрос, хотя нет, пожалуй, целых два животрепещущих вопроса: как предотвратить подобное воздействие, то бишь как защититься от порчи? И как противостоять, а еще лучше свести на нет порчу или иное вредоносное воздействие, если оно уже имеет место быть? Некоторые мусульмане делят поступки, поведение, образ мышления и даже стиль одежды всех мусульман на две категории: «по сунне» и «не по сунне». В данной конкретной ситуации такая классификация может оказаться уместной в поиске ответа на два столь важных вопроса. Начнем с конца, то бишь не с профилактики, а с лечения. Итак, как поступил наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) в ситуации, когда на него навели порчу? Обратился к Аллаху с мольбой и Аллах ниспослал суры Фаляк и Нас (113 и 114 суры Корана) с тем, чтобы посланник Аллаха читал их и обрел исцеление. Так и произошло. Передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышынего) прочитал суры Ихлас (112 сура Корана), Фаляк и Нас 11 раз и с каждым прочтением ему становилось все легче и легче. Что же касается предметов, через которые была наведена порча на пророка (гребень, волосы из бороды, соцветие финиковой пальмы) и брошенные в один из колодцев, то риваяты разняться: в одних говорится, что он пошел к колодцу со своими сподвижниками и закрыл его; в других говорится, что вытащил из колодца артефакты и, предположительно, уничтожил. Почему предположительно? Потому что данные предметы не были выставлены на обозрение и не было публичного уничтожения, что объясняется не желанием посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) акцентировать на это внимание людей. Анализируя ситуацию ученые делают следующие выводы: 1) В данном вопросе (как и во всех остальных) самым приоритетным было и остается обращение к Аллаху с мольбой; 2) На разного рода метафизические манипуляции (будь то наведение порчи или что-то иное) вовсе обязательно отвечать тем же (искать артефакты, отвечать ответными манипуляциями или привлекать людей, владеющих подобными техниками и т.п.). По крайней мере наш пророк так не делал. 3) Следует прибегать (как в профилактике так и в лечении) к чтению определенных сур и аятов. В частности это суры Ихлас, Фаляк, Нас, Фатиха, аят аль Курси. Передается, что посланник Аллах читал Ихлас, Фаляк, Нас, дул на ладони и обтирал все свое тело (делалось по три раза перед сном), если же посланник Аллаха чувствовал недомогание, то он читал и дул больное место или же проводил по нему правой рукой. Если же хворал кто-то из его близких он читал эти суры на него и дул, а также проводил правой ладонью по больному месту. 4) В хадисах также передается, что помимо указанных сур посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) он читал определенные молитвы, читал и дул на больное место, а также проводил правой ладонью. Более подробную информацию можно найти в книгах, посвященных пророческой медицине и лечению заговором (рукьйа или рукийа), благо сегодня таких книг хватает. А каковы профилактические меры от разного рода вредоносного воздействия в рамках методики «по сунне»? В общем-то все те же: взывание к Всевышнему с мольбой о защите и покровительстве (лучше, конечно, пользоваться теми дуа, что делал сам посланник Аллаха) и чтение определенных сур и аятов. Кстати, даже перед отходом ко сну, помимо указанных выше сур Ихлас, Фаляк, Нас и аята аль Курси, посланник Аллаха читал еще много чего: сура Саджда, последние аяты суры Бакара, суру Мульк и еще порядком сур и аятов. Все это, как мне кажется, как минимум должно нас наводить на мысли о том, как серьезно мы должны подходить именно к профилактике и предупреждению. В общем-то метод «по сунне» сводится к одному: установление и поддержание крепкой и нерушимой связи с Аллахом, посредством мольбы, выполнения Его предписаний и отстранения от запрещенного Им.

Альтернативный путь. Возникает резонный вопрос: а «не по сунне» тогда как? И вообще, к чему такое деление: по сунне и не по сунне? Начнем опять с конца: есть два способа решения вопроса: основной и альтернативный. Основной, как можно было уже догадаться, это тот что описан выше и назван методом «по сунне». Это наиболее простой, понятный, эффективный и, что крайне важно, безопасный путь. Альтернативный путь это путь тех, кому основное решение, по тем или иным причинам, недоступно и неосуществимо. Итак, каково альтернативное решение вопроса? Ну, по всей видимости, он заключается в том, чтобы найти специалиста, который бы решил нашу проблему за нас. Казалось бы это еще более простое решение, ведь самому делать ничего не нужно. Однако, на самом деле, это решение несет в себе больше вопросов, чем решений. Во-первых, как найти такого специалиста? Ведь людей с подобного рода проблемами тьма-тьмущая, а вот компетентных людей кот наплакал. Хотя всякого рода шарлатанов, проходимцев, аферистов и просто клоунов – да простят меня многоуважаемые читатели – с избытком. И вообще, по наблюдениям вашего покорного слуги, это серьезный рынок, где в мутной воде можно половить золотых рыбок (как не кощунственно это звучит). Лично я за всю свою жизнь знал лично буквально двоих-троих специалистов, которые были бы практикующими мусульманами, следовали законам шариата, разбирались в этой сфере, да и просто были порядочными людьми. В общем, поиск и нахождение компетентного человека уже сама по себе серьезная проблема: где его искать? Как его искать? Каковы критерии отбора? Как проверить на предмет компетентности? Даже, скажем, нашли, но он живет где-нибудь во Владивостоке, что тогда? Ехать туда? Везти его сюда? В общем, больше вопросов чем решений. И проблемы на этом не заканчиваются. Всегда есть риск, что даже будучи компетентным специалистом (допустим, нам повезло) его вмешательство лично нам или нашим близким не поможет, что тогда? Искать по новой? Я уже не говорю о таких вещах, как риск упасть в ширк или вероятность того, что положительный эффект может оказаться временным. Собственно по этому спасение утопающих это забота прежде всего самих утопающих, вследствие чего основное решение и имеет такой высокий приоритет.

Сглаз. Ну, и наконец, хотелось бы хоть и вкратце коснуться такого явления как сглаз. Сглаз это нецеленаправленное вредоносное воздействие метафизического характера. Отличие от порчи в том, что порчу наводят целенаправленно и осознанно, желая нанести урон человеку/людям. Тогда как при сглазе чаще всего такая цель не ставится и эффект возникает в результате нецелевого воздействия: человек посмотрел и сглазил. Причем сглазивший сам же может и переживать за то, что стал причиной сглаза. Обычно эффект сглаза увязывается с завистью и ревностью. То есть если человек смотрить с завистью на кого-то или что-то, то может сглазить. Это верно лишь отчасти, потому что на практике сглазить может не только взгляд зависти, но также взгляд порицания и взгляд восхищения. В исламской традиции принято говорить «машаАллах», «баракаАллах», «субханАллах» когда смотришь с одобрением и восхищением, чтобы не сглазить. Таким образом, совершенство и красота приписывается истинному Творцу, Всевышнему Аллаху. В некоторых регионах принято использовать всякого рода пестрые безделушки с изображением глаза (чаще примитивном и упрощенном). Объяснение довольно простое: изображение глаза перетягивает на себя внимание и не дает сконцентрироваться на объекте, который предполагается от сглаза защитить. Хотя довольно сложно судить, вяжется ли это как-то с канонами шариата, поэтому немало тех, кто такого рода вещи порицает. Следует отметить также, что не все люди одинаково «глазливы». Второй момент, есть люди более подверженные сглазу, чем все остальные. Есть также люди вовсе не подверженные сглазу. Что же касается лечения и профилактики, то они все те же: обращение с мольбой ко Всевышнему, чтение сур, аятов и дуа.

Дуа. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидует». Аминь.

Ахмад Исхаков