О ХИДЖРЕ

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хиджра или «надо переселяться, брат»

Возможно, кому-то эта тема покажется не столь уж актуальной. Что же, возможно так оно и есть. Однако лично мне приходилось (и не раз) сталкиваться с данным вопросом (в некоторых случаях люди спрашивали мнение вашего покорного слуги). Кто-то перешел от слов к делу и переселился. Мне даже известны случаи, когда люди переселялись целыми семьями. Кто-то еще находится в раздумьях. В общем, мне данная тема не показалась такой уж не актуальной или оторванной от реальной жизни. Хотя, понятно дело, подобными вопросами задаются обычно практикующие мусульмане, обладающие (как правило) достаточно высоким уровнем сознательности (хотя сознательность не всегда подразумевает грамотность, но об этом чуть позже).

Хиджра вчера и сегодня 

Так что же такое «хиджра» или переселение? Ответить на этот вопрос можно как минимум двояко, в зависимости от того, через какую призму смотреть. Поясню, если под данным вопросом подразумевается конкретное историческое явление, произошедшее в раннюю эпоху Ислама, то ответ будет примерно таков (почему примерно, мы увидим позже): хиджра — это переселение пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) и его соратников (да будет доволен Аллах ими всеми) из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году нашей эры.

Хиджра в исторической перспективе 

Здесь мне хотелось бы сделать краткий экскурс в историю и освежить в памяти уважаемого читателя некоторые факты, касающиеся этого, действительно значимого в истории Ислама и мусульман события. Итак, как известно достопочтенным читателям, пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) родился и вырос в Мекке, там же он начал свою пророческую миссию и продолжал ее здесь без малого тринадцать лет. Проповедование божественных истин никогда и никому не давалось легко, и пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) не был исключением. Чем больше проходило времени и чем больше людей принимало Ислам, тем сильнее становилась враждебность и ненависть мекканских идолопоклонников. Насмешки сменяли угрозы, угрозы превращались в расправы. В какой-то момент пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешает группе мусульман (следует полагать не без дозволения Аллаха) покинуть Мекку и перебраться… нет, не в Медину, а в Абиссинию (по-арабски «Хабаша»), та, что находится на терретории современной Эфиопии (а вот и первый «привет» энциклопедиям и толковым словарям, вот почему было сказано «примерный ответ»). С данным переселением тоже все довольно интересно. Во-первых, мусульманам не предписано, а дозволено переселиться. Во-вторых, не всем, а какой-то небольшой части. Полагаю, не обошлось без критериев отбора. Возможно, было дозволено уйти самым уязвимым и слабым мусульманам, которые  при этом могли бы вынести достаточно длинный и суровый переход. В-третьих… а почему именно в Абиссинию? К счастью, пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил возможности гадать на эту тему, объясняя своим сподвижникам свой выбор тем, что тамошний правитель-негус (по-арабски «наджаши») справедлив и не станет чинить произвол в отношении мусульман (хотя, как это принято говорить, официальной религией тогда было, да и сейчас является христианство). Вообще известно два прецедента переселения   мусульман в эти земли. Бóльшая часть переселенцев вернулась потом обратно в Мекку либо оттуда переселилась сразу в Медину. Короче говоря, на предмет этого интересного исторического события можно было бы по – рассуждать, сделать выводы и попытаться ответить на некоторые вопросы (как-то: дозволяется ли мусульманам проживать в регионе, где у власти правитель немусульманин, а сами мусульмане является меньшинством?), но тогда «за бортом» останутся другие, более важные моменты, а мы не уложимся в формат выбранной темы. Газетная полоса, однако, не резиновая. Итак, вернемся к нашему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его миссии. После уже десяти лет пророческой миссии часть мусульман была замучена мекканскими идолопоклонниками, часть умерла в трехлетней блокаде, кто-то сумел уйти в Абиссинию, а гнет с каждым днем только увеличивался. Положение усугублялось еще и тем, что сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) потерял жену и соратницу Хадиджу (да будет доволен ею Аллаха), а также своего дядю и покровителя Абу Талиба. Конечно, пророка (мир ему и благословение Аллаха) это не останавливало от доведения божественных истин. И вот на одиннадцатом году пророчества в сезон паломничества он встречается с группой людей из Ясриба (так тогда называлась Медина), призывает их к Исламу, и шестеро из них принимает новую веру. Вернувшись, эти шестеро начинают призывать своих сородичей, и через год уже двенадцать человек (шестеро тех, первых мусульман и еще шестеро новообращенных) прибывают в Мекку и встречаются с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в местечке под названием Акаба, что в трех километрах от Мекки. Встреча проходит в тайне, и на ней двенадцать человек дают клятву на верность пророку (бай`ат), а сам случай называют «Бай`ат аль Акаба» — Клятва на верность при Акабе (точнее, это первая клятва верность при Акабе). На ней первые мусульмане Медины в частности клянутся хранить верность пророку, быть с ним и радости, и в горести, защищать его, подчиняться ему, не совершать ширк, не прелюбодействовать, не красть, не убивать детей, не клеветать ни на кого, не перечить пророку в благих начинаниях. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправляет с ними в качестве учителя своего сподвижника Мус`аба инб `Умайра (да будет доволен им Аллах), а еще через года на встречу с пророком пребывает уже семьдесят человек, в числе которых две женщины. Тогда происходит вторая клятва на верность при Акабе, после которой собственно и начинается переселение мусульман в Медину. Переселение в Медину приходит к своему концу после взятия Мекки 11 января 630 года (то есть на восьмом году хиджры). На эту тему есть достаточно четкий и очевидный хадис пророка, который проходит в сборниках достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима: «Нет хиджры после взятия Мекки, однако есть джихад (на пути Аллаха) и намерение; если вас призовут сражаться – поспешите». Положений и нюансов, связанных с этим поворотным событием — ведь даже в основу летоисчисления в Исламе взято именно это событие, а ни какое-нибудь другое — в истории Ислама так много, что более или менее подробное описание всего тянет минимум на добрый фолиант (а то и не один). Обозначим лишь некоторые моменты. Во-первых, Аллах предписывает верующим переселиться (что видно из аятов, в которых Аллах хвалит переселенцев и порицает тех, кто стал этого делать, кроме, конечно, тех, кто действительно не смог). Во-вторых, переселение происходит в условиях серьезных лишений и опасности для жизни. Переселенцы вынуждены оставить не только свою родину, дома и нажитое имущество, но и свои семьи и родных, уходя тайком. Переселенцев часто преследуют охотники и следопыты, некоторым из них приходится откупаться. В-третьих, вообще-то было не вполне понятно, что их ждет на новом месте. Конечно, лично я считаю, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не мог не принять мер и не подготовить почву для переселения, но я также не думаю, что мухаджиры очень четко понимали, куда они переселяются и что их вообще ждет. Однако славные соратники пророка (да будет доволен Аллах ими всеми!) шли на это, повинуясь повелению Аллаха, и в надежде  заслужить Его довольствие (которое, как следует из аятов, они в действительности обрели). Хотелось бы чуть задержаться на таком ключевом аспекте (он нам еще пригодится) данного вопроса (да и вообще всех вопросов, связанных с богоугодными делами) как намерение. Есть вот такой любопытный хадис, имеющий место быть в сборниках Бухари и Муслима: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся». В толкованиях к данному хадису сообщается о неком сподвижнике, который хотел жениться на женщине по имени Умму Кайс. Однако она поставила условие, что выйдет за него только в том случае, если он совершит хиджру в Медину. Что тот и сделал. Сподвижникам, по всей видимости, стало известно об этом случае, и они в шутку называли его «мухаджир Умми Кайс – переселенец Уммы Кайс». По сути дела, этот сподвижник сделал то же, что и все остальные: оставил дом и кров, рисковал жизнью и свободой, перенес трудности перехода по пустыне (450 километров по пустыне это вам не выезд на пикник!), но все остальные получили довольство Аллаха, а он получил Умму Кайс! В общем, как поется в одной песне: «думайте сами, решайте сами».  

Хиджра как явление, необходимость в котором может возобновляться 

Ну, с хиджрой (хиджрами, не забываем про Абиссинию) в эпоху пророка (мир ему и благословение Аллаха) вроде более или менее понятно, однако какое это имеет отношение к нам сегодня? Ответ на этот вопрос мы тоже найдем в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха), вот лишь два из них: «Хиджра не закончится, пока не выйдет время совершения покаяния. Время совершения покаяния (тауба) не кончится до тех пор, пока солнце не взойдет с запада» (Абу Дауд, Ахмад Ибн Ханбаль). «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, а мухаджиром — это тот, кто оставил запрещённое Аллахом». (Бухари; Муслим) Другими словами, хиджра — это просто событие произошедшее, в котором участвовали пророк и его соратники, это явление, которое имело, имеет и будет иметь место быть уже после них. В первом приведенном хадисе собственно об этом достаточно прямо говорится, а во втором хадисе говорится о сути данного явления. Конечно, с нами нет пророка (мир ему и благословение), который бы четко сказал, надо ли куда-то переезжать и, если надо, то куда и когда. С другой стороны, может быть это и к лучшему, ведь если бы было предписание, а мы бы его ослушались, то получилось бы, что мы ослушались Аллаха, это ой, как не хорошо! Многие ли из нас готовы вот прямо завтра все оставить: дом, друзей, работу, семью, родных и уехать куда-нибудь на край света? Не то, что на край света, даже в другой город переехать бывает ой, как не просто. Таким образом, вопрос переселения (так же как и вопрос отказа от переселения) — это вопрос понимания, сознательности, подхода и мотивации каждого, отдельно взятого современного мусульманина. Лично мне приходилось слышать и сталкиваться, по крайней мере, с тремя видами переселения или с тремя подходами в переселении (это кому как по душе) со стороны современных мусульман:

1 – Типа хиджра или «эгохиджра»: это когда мусульманин/мусульмане переселяется в поисках лучшей доли или в погоне за длинным рублем. «Почему это нельзя назвать просто: эмиграция. Так было бы проще и понятней?»,-  спросите вы. Я могу только развести руками: это и есть эмиграция, и не какая это не хиджра. И тут даже не принципиально, переехал ли человек в какой-либо мусульманский регион или же, скажем, в Западную Европу (да, да! Некоторые особо интересные товарищи — мусульмане и это почему-то называют хиджрой, это не вымысел), суть не меняется. Ведь ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) не покинули Мекку  и не переселились в Медину в поисках лучшей доли или в погоне за длинным рублем (ну, или, там динаром или дирхамом). Однако если это все же называть хиджрой, то подходящее название тому «эгохиджра» или «типа хиджра». Мне как-то рассказывал один давний брат мусульманин, как он был в командировке в ОАЭ и встретил там своего бывшего сотрудника, который в свое время просто горел идеей совершить хиджру. На вопрос моего знакомого, как у того идут дела (по всему было видно, что человек осуществил свою давнюю мечту), «эгомухаджир» с чувством превосходства начал говорить, что дела у него и его товарищей идут отлично, бизнес процветает, каждый уже обзавелся второй, третьей, четвертой женой, что живут они одной общиной, и с нескрываемым презрением добавил: «А вы живете там в хараме (то, бишь погрязли в недозволенном)».

2 – Хиджра во спасение себя и своих родных: второй вид хиджры, это когда люди уезжают для того, чтобы иметь возможность более свободно исполнять религиозные предписания, получать знания, воспитывать детей в исламских традициях. Такой подход, на мой взгляд, более чем обоснован и те, кто решились на такой шаг, достойны уважения. Таким людям я могу лишь пожелать, чтобы Аллах облегчил им этот путь и чтобы они заслужили свое вознаграждение в соответствии со своим намерением. Мне доводилось слышать о паре таких семей, которые переехали в одну ближневосточную страну.

3 – Хиджра во имя спасения других (рискуя собой): однако самый чуднóй вид переселения, с которым мне приходилось сталкиваться (и поверьте, такие случаи далеко не единичны, хотя нам и право чуднó),  это когда мусульмане переселяются из мусульманского региона в немусульманский с целью донесения слова Аллаха. Такой подход не только вызывает глубокое уважение, но просто восхищает. Именно благодаря таким людям Ислам развивался вчера, развивается сегодня и будет развиваться завтра. Насколько я могу понимать, именно это и делали многие и многие сподвижники уже после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). А как иначе мы можете объяснить, что в Медине покоится всего десять тысяч сподвижников из (сколько их было?) сто тысяч? Что подвигло участвовать в походе на Константинополь Абу Аййуба аль Ансари (да будет доволен им Аллах) в очень преклонном возрасте (ему было далеко за 80, и он не мог сам усидеть в седле, поэтому его к седлу привязывали), где он и был похоронен. Почему первый муэдзин пророка Билял Хабаши (да будет доволен им Аллах) покоится в Сирии, а зять и двоюродный брат пророка Али (да будет доволен им Аллах) в Ираке? Почему им всем не сиделось в Лучезарной Медине, благословенном городе пророка? Сидели бы дома, читали бы намаз, делали бы зикры, растили бы детей, занимались бы бытом? Не думаю, что в Медине им было плохо и что они искали лучшей доли. Может быть дело в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) предвещал, что имя его дойдет до всех земель, над которыми только встает и садится солнце, и войдет в каждый дом. Только сподвижники, в отличие от нас, не сидели и не ждали, когда это произойдет, а приняли данное предсказание как руководство к действию. То бишь, если этому дано случиться, то надо работать над тем, как это осуществить. Пусть Аллах благословит всех этих людей, наделит своей милостью и простит им их грехи, а нам даст возможность следовать их примеру.

Заключение 

Подытоживая, хочется сказать следующее: если идет речь о том, чтобы куда-то переселяться, то решение должно быть обоснованным. Если же речь идет о том, чтобы остаться, то решение должно быть не менее обоснованным. В итоге, каждый решает сам, и сам же будет отвечать перед Аллахом за принятое решение. 

Ахмад Исхаков