О ШИИТАХ (Продолжение)

Шиитское кредо (акыда). На самом деле, говорить о каком-то  общем и обще приемлемом кредо, одинаковом для всех шиитов не приходится. Шииты бывают разные. Хотя, вообще-то, у суннитов тоже  говорить о какой-то единой суннитской акыде  не приходится (желающие могут обратиться к статье «Про акыду»).  Однако речь сейчас о шиитах. Так вот, не то чтобы у них нет общей концепции, она есть, вот только выражена она в разных шиитских школах по-разному. Так что же роднит всех шиитов? Как можно догадаться, это их отношение к Али и его потомкам. Мы, мусульмане-сунниты, тоже с большим почтением относимся к Али и его потомкам. «Тогда в чем же различие?» — спросите вы. Дело в том, что наше уважение и любовь к Али не умаляет достоинства других сподвижников, а сама фигура зятя и двоюродного брата пророка не заслоняет собой личность самого пророка, как в случае с шиитами. Есть один вопрос, который мы, сунниты, считаем вопросом практического характера и не считаем столпом веры, тогда как у шиитов этот вопрос не просто является частью их акыды, а, так сказать, образует эту самую акыду. Это вопрос лидерства, по — шиитски «имамат». Чтобы было понятнее рассмотрим некоторые моменты шиитской акыды на примере разных шиитских течений.

Зейдиййа. Это шиитское течение восходит к потомку пророка по линии Хусейна (если быть точным, то к правнуку Хусейна) Зейду ибн Али Зайн аль абидину. По своим воззрениям это шиитское течение считается самым умеренным и близким к суннитам. Адепты этого течения не превозносят своих имамов (речь идет, конечно, не о имамах мечетей, а духовных лидерах) до уровня пророка или даже до уровня близкого к пророческому, они считают их обычными людьми, с той лишь разницей, что, по их мнению, они достойнее всех остальных людей помимо, конечно, пророков. Кроме того, они не обвиняют никого из сподвижников пророка в неверии (пусть это не удивляет уважаемого читателя, обвинение в греховности, а то и в куфре, в адрес отдельных сподвижников в шиитской среде — обычное дело) и не питают неприязни к первым трем праведным халифам (питать неприязнь к этим благородным мужам: Абу Бакру, Умару и Осману, для шиитов тоже в порядке вещей).

Вот некоторые зейдитские воззрения (не лишним будет напомнить, что это не просто воззрения, а часть их акыды):

  • Зейдиты считают, что когда наш пророк (мир ему и благословение) покидал этот мир, он оставил после себя наместника (имама), но при этом пророк не назвал его имя, а лишь обозначил его качества. Тогда как эти качества не присутствовали в полной мере ни у кого, кроме Али. Эти качества: принадлежность к роду Хашимитов, богобоязненность, ученость, щедрость, родство с пророком, продолжение пророческого рода и многие другие качества. После Али имамами должны становиться потомки Фатимы, дочери пророка.

Раз уж мы коснулись лидерства (имамат) в шиизме, будет нелишним отметить, что все без исключения шииты верят в то, что пророк после себя оставил наместника, и этим наместником является ни кто иной, как Али ибн Абу Талиб. Тогда как после Али наместниками и лидерами уммы должны быть его потомки. Однако, как известно читателю, в суннитской среде считают несколько иначе: пророк не завещал после себя никакого наместника.  Естественный же  ход событий расставил все по местам. Лидерами уммы становились именно те, кто и должен был стать, и именно по степени достоинств и заслуг. И так все четыре халифа, называемые также «Праведные халифы – хуляфа ар-рашидун». Поэтому в суннитской среде самым достойным среди сподвижников считается Абу Бакр, потом Умар, потом Осман ибн Аффан и, наконец, Али ибн Абу Талиб.

  • Зейдиты считают, что если при наличии более достойного кандидата на роль имама имамом (так или иначе) стал другой, менее достойный человек, то власть этого халифа будет считаться легитимной. Таким образом, зейдиты считают легитимным власть Абу Бакра и Умара и не обвиняют никого из сподвижников в вероотступничестве.
  • Зейдиты верят в то, что в двух разных регионах единовременно может независимо друг от друга существовать два имама, главное, чтобы они обладали необходимыми качествами и были выбраны уважаемыми и авторитетными в среде мусульман людьми (ахль аль халль уа аль `акд).
  • Зейдиты также верят в то, что человек, совершавший грехи, навечно попадет в ад, если только не отойдет от грехов и искренне не покается (сделает тауба). Тогда как сунниты, к примеру, верят в то, что любой, кто имеет хотя бы крупицу веры в сердце, не останется в аду навечно. Таким образом, в этом вопросе зейдиты сходятся во мнении с мутазилитами. Вообще мутазилитская школа оказала существенное влияние на зейдитское направление как в вопросах акыды, так и в вопросах фикха.

Чуть выше упоминалось имя Зейда ибн Али, который является прямым потомком пророка и к которому восходит данное течение. Дабы избежать превратного понимания, типа «а вот, праправнук пророка, оказывается, был шиитом»), хочется отметить пару важных моментов. Во-первых, как известно, любой даже суннитский мазхаб не состоит и не может состоять лишь только из воззрений своего основателя (к примеру, систематика ханафитского мазхаба  есть плод усилий многих сотен ученых, а не лишь одного Абу Ханифы). Соответственно, не представляется возможным, так сказать, вычленить воззрения Зейда ибн Али от воззрений, которые были внесены в идеологию зейдитов после него.   Во-вторых, исторически доказанный факт: и Абу Ханифа, и имам Малик ибн Анас (основатель маликитского мазхаба) симпатизировали и тайно поддерживали Зейда ибн Али, за что были репрессированы властями. Как известно, Абу Ханифа умер в заточении, а имам Малик от последствий побоев в тюрьме. Возможно, некоторые начитанные братья возразят, мол, Абу Ханифа был репрессирован за то, что не захотел принять пост судьи (кадый). На самом деле это лишь формальная причина, точнее даже формальный повод для аббасидского халифа Абу Джафара Мансура подвергнуть Имама А`зама гонениям, истинная же причина репрессий указана выше. Все это приводится здесь для того, чтобы отмести возможные превратные мнения в адрес Зейда ибн Али, ведь два великих суннитских имама, основателя мазхаба не стали бы питать симпатии и поддерживать человека, у которого, как это модно сейчас у нас говорить «неправильная акыда».  

После гибели Зейда ибн Али и репрессий, направленных на тех, кто ему симпатизировал, течение стало слабеть. Другие шиитские течения частично поглотили и частично привнесли свои воззрения в это направление. Таким образом, часть поздних зейдитов стали рафидитами (от глагола ра-фа-да: отречься, отказаться), которые не принимают легитимность власти Абу Бакра, Умара и Османа на посту халифа. Сегодня некоторое количество зейдитов проживает в Йемене, и по своим воззрениям они близки к ранним зейдитам (тем, что не стали рафидитами).

Имамиты (имамиййа). Бóльшая часть современных шиитов, проживающих в Иране, Ираке, Пакистане, Индии и в других исламских странах — это шииты-имамиты. Имамиты делятся на множество фракций, некоторые ученые насчитывают до семидесяти ответвлений. Часть из них относительно умеренные по своим воззрениям, другими словами, их кредо не идет в разрез с прямыми предписаниями Корана и нормами шариата, тогда как есть и такие фракции, чья акыда никак не вяжется с Исламом. Есть также такие фракции, которые настолько скрытны, что не представляется возможным сказать, во что они на самом деле верят и чем руководствуются. Однако всех их объединяет один «пункт»: все они верят в то, что во главе уммы должен стоять «избранный лидер» (имам), которого также называют «уáси – заповедованной». Причем традицию «заповеди» они возводят к пророку. По мнению имамитов, пророк Мухаммед (мир ему и благословение) прямо и открыто назначил Али своим преемником, который перед смертью оставил своего преемника (по заповеди пророка), тот своего и так далее. Имамиты, в отличии от тех же зейдитов, считают, что пророк назначил преемником конкретного человека, а не ограничился обозначением качеств имама. Они говорят: «В этом мире нет более важного дела, чем назначение халифа, и поэтому пророк просто не мог уйти из этого мира, не оставив преемника. Ведь пророк был направлен людям для того, чтобы улаживать отношения между людьми и решать их проблемы. Для пророка не дозволено уходить из этого мира, оставляя людей в положении, где они стали бы впадать в разногласия и создавать анархию. Напротив, пророку дóлжно (ваджиб) ясно и недвусмысленно назначить преемником после себя человека, на которого люди могли бы положиться и к которому они могли бы обращаться с вопросами и проблемами. Так вот, таким человеком и является Али».  В подтверждение данного тезиса они приводят доводы, основанные на, по-своему, достоверных хадисах и преданиях, а также определенным образом трактуют некоторые исторические факты. Формат данной статьи не дает возможности привести их доводы и контр-доводы суннитских ученых, отмечу только, что полемика эта длится не одно столетие и занимает не одну сотню фолиантов. Среди имамитов самыми многочисленными фракциями являются так называемые «двенадцатидесятники» (исна `ашариййа) и исмаилиты.

Двенадцатидесятники (исна `ашариййа). Свое название это течение получило за то, что они верят в двенадцать имамов – носителей сакральной пророческой власти и авторитета. Вот имена этих имамов (от первого до двенадцатого в порядке очередности): Али ибн Абу Талиб – Хасан ибн Али – Хусайн ибн Али – Али Зайн аль Абидин – Мухаммад аль Бакир – Джафар ас-Садик – Муса аль Казим – Али ар-Рида – Мухаммад аль Джавад – Али аль Хади – Хасан аль Аскари – Мухаммад аль Махди. Считается, что последний имам ушел в сокрытие в доме своего отца и больше не появлялся. Двенадцатидесятники расходятся во мнениях относительного того, сколько было лет последнему имаму, когда он уходил в сокрытие (самое укрытие называют «сирдаб»), кто-то считает, что в четыре, кто-то — в восемь.

Еще одним камнем преткновения является вопрос подчинения и послушания последнему имаму. Часть считает, что он уже в этом возрасте был халифом, обладал знаниями и авторитетом, что делает необходимым признание его как лидера и послушание. В то время, как другие считают, что прерогатива вынесения решений ложится на плечи ученых – последователей последнего имама. Сегодняшние «двенадцатидесятники» придерживаются последнего. На сегодняшний день около половины населения, живущего в Ираке, это шииты- двенадцатидесятники, также как и бóльшая часть населения Ирана. Немало двенадцатидесятников и в Ливане, они есть также в Сирии и многих других исламских странах. В тех регионах, где двенадцатидесятники представлены в меньшинстве, они стараются «дружить» с суннитами и не вызывать в них антагонизм.

Теперь коснемся исна `ашариййского кредо. Все имамиты без исключения верят в том, что имам или уаси является непререкаемым авторитетом в вопросе вынесения решений и установления законов шариата, что любое сказанное имамом слово – закон, и что имам в принципе не может вести себя не по шариату. Если задаться вопросом, как в понимании представителей исна `ашариййи соотносятся законы шариата с функциями имама, то для ответа на этот вопрос следует учитывать три важных момента:

  1. Имамы, в понимании исна `ашаритов, — это преемники пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), которым тот передал тайны шариата. По их мнению, пророк передал людям лишь часть законов шариата, а часть – из-за того, что время еще не пришло – передал своим преемникам, чтобы раскрыли их людям, когда в этом будет необходимость. Налицо принципиальное расхождение с суннитами, которые считают, что пророк передал всем людям все положения шариата, не утаив ни одного из них, да и не должно пророку утаивать от людей повеления Аллаха!
  2. Все, что говорят преемники, и есть исламский шариат, потому что слова преемников дополняют слова пророка. Другими словами, слова преемников имеют такой же вес и статус, что и слова самого пророка. Все дело в том, что, по мнению шиитов, любые высказывания преемников есть тайные знания, которые им передал пророк, и поэтому они говорят не по своему разумению, а передают то, что им передал в свое время пророк. Мы, сунниты, в свою очередь, верим в том, что в Исламе есть только два непререкаемых авторитета — это Коран и сунна, тогда как слова и высказывания любого другого человека не могут приравниваться к этим двум источникам.
  3. Преемники вправе сужать общие положения шариата и обособлять абсолютные нормы.

Вполне естественно, что люди, наделенные такими полномочиями и авторитетом, должны быть не вполне обычными людьми. И, действительно, имамы в глазах всех без исключения имамитов — это люди, которые не совершают ошибок, не забывают, не заблуждаются, не совершают грех, не сомневаются, являются чистыми и очищающими. Имамиты верят в то, что:

ü  Имам должен быть безгрешным еще до того, как стал имамом и, естественно, после того. Причем полностью безгрешным как с видимой, так и с невидимой стороны.

ü  Имамы должны доказать свой статус при помощи разного рода необычных проявлений, они называют эти проявления «муджиза – чудо», также как и в случае с пророками.

ü  Имам является носителем абсолютного знания во всех вопросах. связанных с религией и со всем тем, что было передано пророком.

ü  Знание имамов из разряда дарованных Аллахом (`ильм ладунни). Они обладают этим знанием, и это знание не из разряда решений и умозаключений.

ü  Имамы — это не только носители знаний, но также восполнители и хранители шариата.

ü  Имамы — это наместники Аллаха на земле, носители Его завета. Благодаря качеству безгрешности имамов (`исмат), религия гарантированно будет убережена от искажений и трансформации.

Другими словами, имамиты почитают своих имамов-преемников, чуть ли не за пророков, о чем они в общем-то даже и не стесняются говорить вслух. Да они и сами говорят, что «заповедованный имам» (имам аль уаси) отличается от пророка только одним: имаму, в отличие от пророка, не приходит откровение (вахйи).

Указанные выше положения дают некоторые представления о акыде двенадцатидесятников, и, как считают наши улемы, остальные имамиты во своих воззрениях не далеко от них ушли.  Конечно, все вышесказанное лишь предельно короткое, тезисное изложение их воззрений, и эти воззрения они по-своему разъясняют и свои тезисы подкрепляют далилями. Однако формат газетной статьи не позволяет вдаваться в подробности, да оно нам и ни к чему!

Исмаилиты.  Исмаилиты (исмаилиййа) — это еще одно ответвление имамитов. Исмаилитов сегодня достаточно много в Индии и в Пакистане. Есть они также в Южной и Центральное Африке, в странах Ближнего Востока и в некоторых других мусульманских регионах. В вопросе преемственности имамов исмаилиты сходятся с двенадцатидесятниками до шестого колена, то есть до Джафара ас-Садика, но, по мнению исмаилитов, седьмым имамом является не Муса аль Казим, а другой его сын – Исмаиль, а после него его потомки. Не трудно догадаться, откуда берется само название данного течения. Следует отметить, что это течение неоднородно и делиться на разные фракции, как относительно умеренные (я бы даже сказал «с большой натяжкой») так и крайние, вышедшие из Ислама фракции. Исмаилитов также называют «Батынитами». Тому есть две причины: первая —  их невероятная скрытность, обусловленная гонениями и репрессиями. Вторая — склонность искать в шариате потайной смысл (батын) и излишне вольное трактование аятов Корана (склонность к та`вилю). Если буквально в двух словах обозначить крайние исмаилитские фракции, то это небезызвестный Хасан Саббах со своими асасинами, которых еще называли гашишиты. Это Фатимитская династия, владевшая Египтом и частью Ближнего Востока. Это Карамиты, которые в один год в сезон хаджа вторглись в Мекку, перебили паломников, выломали из Каабы Черный Камень (хаджар аль асвад) и увезли с собой. Потом аббасидскому халифу пришлось заплатить приличный выкуп, чтобы вернуть святыню обратно. Это рафидиты, творящие «беспредел» в отношении мусульман-суннитов в сегодняшней Индии и в Пакистане. Это нусайриты, которые сегодня творят бесчинства в Сирии, вырезая стражей правопорядка и  грабя население (желающие могут легко найти интересующий фото-видео-текстовый материал на просторах интернета). Кстати, те же нусайриты еще вчера «помогали» крестоносцам против мусульман, за что крестоносцы их «любили» и назначали на ключевые посты. После того, как Нуреддин Занги и Салахуддин Аййюби выдавили крестоносцев, нусайриты затаились, но каждый раз, когда появлялась возможность, они вновь появлялись, чтобы убивать, грабить и бесчинствовать. После того, как появились монголы, нусайриты «помогали» и им тоже.  А есть еще друзды, кадыяниты, бабиты, бахаиты и иже с ними…

В общем, объять необъятное в очередной раз не получилось. Хотелось бы надеяться, что этот и предыдущий материал дадут некоторое представление о том, кто такие шииты и нужна ли нам их идеология. Помощь и успех лишь от Аллаха!

Ахмад Исхаков