Никаб: носить или нет?
По вопросу ношения никаба среди мусульманских нет единого мнения. Предлагаем вашему внимаю выдержки из размышлений по этому поводу одного из наиболее авторитетных исламских ученых современности Юсуфа аль-Кардави.
В действительности, пишет ученый, говорить о том, что никаб это нововведение и не имеет никакого отношения к вере и исламу, а было привнесено в религию во времена нравственного упадка не совсем научно и не объективно. Такой подход упрощает суть вопроса и уводит в сторону от объективного исследования истины.
Единственное, что не оспаривает ни один человек знакомый с первоисточниками и мнениями исламских ученых это то, что в вопросе ношения никаба нет единства в ученой среде. Толкователи Корана и знатоки хадисов наши предшественники и современники расходятся во мнении. Причина разногласий восходит к разному подходу к религиозным текстам, касающихся этой проблемы, а также от степени их понимания этих текстов и отсутствия однозначного и категоричного текста. Если бы такой текст существовал, то вопрос был решен.
Ученые по-разному толкуют следующий айят из суры «ан-Нур»: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны». Ибн Масуд трактует слова «за исключением тех, которые видны» как верхнюю одежду, которую нельзя скрыть. Ибн Аббас комментирует эти слова как лицо и руки. Такого же мнения придерживается Анас бен Малик и близко к этому мнение духовной матери мусульман Аиши. Иногда Ибн Аббас к лицу и рукам добавлял серьги и ожерелье. Ибн Атыйя трактует коранические слова «за исключением тех, которые видны» как то, что открывается ветром или при движении.
Также по-разному ученые трактуют следующий айят: «О пророк, скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала…» (аль-Ахзаб/59) Убейда ас-Сальмани понимал слова айта как повеление накрывать покрывалом голову и тело, оставляя не покрытым левый глаз. Икрима вольноотпущенник Ибн Аббаса понимал эти слова как наказ закрывать шею.
Что касается меня, пишет шейх Юсуф аль-Кардави, то я сторонник того, что лицо и руки женщины не относятся к аврату, считаю аргументацию ученых придерживающихся этого мнения более убедительной. Со мной разделяют это мнение многие современные ученые, такие как Насыр ад-Дин аль-Альбани, о чем он пишет в своей книге «Хиджаб мусульманской женщины в Писнии и сунне», также большая группа ученых Аль-Азхара в Египте, университета Аз-Зайтуна в Тунисе, Кайруван в Марокко, а также многие учение в Пакистане, Индии и Турции.
Но было бы неверным утверждать, что все современные ученые придерживаются такого мнения. Целый ряд египетских ученых, ученые из Саудовской Аравии и стран Персидского залива не согласны с этим мнением. Среди них великие ученые современности, покойные шейх Абд аль-Азиз бен Баз и пакистанский ученый Абу Аля аль-Мавдуди. И ныне здравствующий сирийский ученый доктор Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути.