Мзда или благодарность?
Если подарок был сделан после оформления всех документов и не связан с откровенной просьбой или намеками государственного служащего, то в этом нет ничего предосудительного. Также нет ничего предосудительного в том, что вы отблагодарили служащего, если после этого он незаконно не увеличил размер вашей пенсии или не предоставил неполагающиеся льготы.
В случае если, что-то было из перечисленного выше, то это взятка, дача которой относится к великим грехам. Аллах Всевышний в Коране говорит: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех». (аль-Бакара, 188)
Ат-Тирмези приводит следующий хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, проклинал дающего и берущего взятку». В другой версии хадиса говорится, что посредник также будет проклят.
Человек, дающий взятку, совершает грех. Также хочется отметить, что служащим в государственных учреждениях не следует брать подарки, даже если действуют по закону и соблюдением всех инструкций и правил. В таких «благодарностях» практически всегда присутствует интерес. К тому же если этот служащий уволится с занимаемой им должности, то вероятность того, что «благодарность» принесут ему домой невероятно мала. Таким образом, четко прослеживается связь между подарками и занимаемой должностью служащего.
В этой связи хочется привести случай из жизни пророка, да благословит его Всевышний. По свидетельству Абу Хумейда ас-Саиди пророк направил для сбора закята с домашней скотины некоего человека по имени Ибн ал-Атбийя. Когда тот вернулся, сказал: «Это ваше, а это подарили мне». После этого пророк поднялся на минбар, восхвалил и возблагодарил Аллаха, затем произнес: «Что думает работник, которого мы послали с поручением, а он возвращается и говорит: «Это тебе, а это мне?!» Пусть попробует сидеть в родительском доме и посмотрит, принесут ли ему подарки?!»
Исключение составляет, когда мусульманин вынужден давать деньги для защиты своей жизни и имущества или с тем, чтобы получить полагающееся ему по закону. В это связи Ибн Касир в трактате «Китаб аль-гариб» пишет: «Что дается для достижения законного права или защиты от притеснения, не входит в норму (взятки). Согласно преданию Ибн Масуда схватили на землях Эфиопии, и он откупался за два динара. Также имамы из табиинов передают, что нет ничего предосудительно в том, что человек дает подкуп, с тем, чтобы защитить себя от несправедливости, угнетения и тирании».
К книге «аль-Миркат фи шархи аль-мишкат» сказано: «взятка это то, что дают с намерением законное сделать незаконным, а нелегитимное легитимным, что касается выплат для защиты от притеснения или достижения законного, то нет ничего предосудительного». Пусть Аллах сбережет своих рабов и остановит они свои руки от харама. В халяле все наше богатство и достаток. Кто отказывается от чего-либо ради Аллаха, то Он возместит ему это лучшим.