Хариджиты: вчера и сегодня
Иначе людям было очень легко ориентироваться в происходящем и учиться на ошибках. Ведь тогда было достаточно более или менее знать некое явление, чтобы, столкнувшись с его точной копией, так сказать, клоном, чтобы человек воскликнул: «Ага, тебя я уже видел, помню!» Однако в действительности все происходит немного иначе: немного либо значительно меняются формы, условия, протекание; всегда меняется время и место… Все это значительно усложняет процесс понимания и анализа происходящих событий, становиться затруднительным сопоставлять происходящие явления с теми, что уже имели место быть в человеческой истории, делать выводы. Во всем этом, несомненно, есть мудрость Всевышнего, который подвигает людей думать, анализировать, учиться… И все же бывает и так, что некоторые сегодняшние тенденции настолько близки и, практически, идентичны с теми, что уже оставили свой след в истории, что невооруженным взглядом видно, чьи это там торчат ушки. Одним из таких явлений, на мой взгляд, является хариджитское движение или хариджизм.
История явления: вчерашние хариджиты. Слово «хариджит» происходит от глагола: ха-ра-джа (вышел) и означает «вышедший (из повиновения), оказавшийся во вне, восставший». Этим термином впервые стали называть бывшую фракцию из сторонников Али (да будет доволен им Аллах), которые, впоследствии, восстали против него.
Хариджиты и Али (да будет доволен им Аллах). Считается, что первое появление хариджитов произошло в битве Сыффин, где с оружием в руках столкнулись Али и Муавия (да будет доволен ими обоими Аллах). Хотя некоторые ученые считают, что корни данного движения лежат глубже и простираются до времен вероотступничества (в эпоху правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах)) и лжепророков. Прежде чем перейти к краткому обзору событий, вытолкнувших хариджитов на сцену истории, не могу не оговориться: во-первых, изложение событий будет предельно кратким и лаконичным, в соответствии с обозначенной темой и заданным форматом. Соответственно из этого предельно сжатого повествования не следует делать далеко идущих выводов относительно того, кто там из сподвижников был прав, а кто нет. Во-вторых в суннитской среде всегда считалось некорректным осуждать одних сподвижников, вставая на сторону других. Это больше присуще шиитам и тем же хариджитам. В-третьих, не следует забывать о том, что все люди, кроме пророков, подвержены влиянию нафса и шайтана. В-четвертых, люди иной раз бывают заложниками ситуации и далеко не всегда будет справедливым рассматривать произошедшее с позиции: «он был не прав поступая так-то» или «почему он допустил то-то и то-то?»
События в битве Сыффин развивались следующим образом. Али и Муавия (да будет доволен ими обоими Аллах) со своими сторонниками выступили и стали сражаться друг с другом. В какой-то момент войско Али начало побеждать и сторонники Муавии прибегли к военной хитрости: повесили на свои копья листы из Корана. Таким образом, они как бы показали свое желание прибегнуть к третейскому суду Корана. Али, видя, что это всего лишь военная хитрость, отдал приказ продолжать сражаться до тех пор, пока Аллах не выявит среди двух сторон победителя. Однако часть сторонников Али отказались сражаться и стали требовать от него прибегнуть к третейскому суду. Али был вынужден согласиться. Противоборствующие стороны пришли к обоюдному решению: с каждой стороны будет выбран один человек в качестве третейского судьи и решение этих судей и определит исход конфликта. Муавия выбрал Амра ибн Аса. Али хотел выбрать Абдуллаха ибн Аббаса, но часть его сторонников, вышедшая из повиновения, вынудила его избрать Абу Муса аль Аш`ари. В итоге, по решению судей, где опять таки не обошлось без хитрости, Али был низложен, а Муавия выбран халифом. Из истории мы знаем, что это не способствовало урегулированию конфликта, раскол лишь углубился. Однако, не будем отвлекаться от выбранной темы. Дальнейшие события в среде бывших сторонников Али протекали достаточно любопытно: хотя хариджиты (а это и были те самые, как принято считать, первые хариджиты в исламской истории) сами вынудили Али пойти на мировую и выбрать человека в качестве третейского судьи, они сами же посчитали это тяжким грехом. Они потребовали, чтобы Али нарушил соглашение и покаялся в тяжком грехе, ввернувшем его – как они считали – в куфр (неверие). Себя, кстати, они тоже посчитали совершившими тяжкий грех, ввергнувший их – как им казалось — в куфр (неверие), поэтому они покаялись и снова приняли Ислам. Однако они не смогли убедить Али ни нарушить соглашение, ни принести покаяние и принять – как они требовали – Ислам. Тогда они сообща отделились от войска Али и разбили лагерь в месте под названием Харура. По этому месту их еще называют «харуриййа». Своим лозунгом они выбрали аят, точнее часть 40 аята суры Йусуф: «…решение принадлежит только Аллаху…» (сура Йусуф, 12/40). К этой группе стали присоединяться бедуины пустыни. Так появилось первое организованное хариджитское движение, принесшее немало бед и пролившее немало крови.
Причины появления данного явления, по мнению ученых, кроется в ограниченности мышления и узколобости бедуинов пустыни, которая помешала им приспособиться к изменениям и развитию, происходившим в эпоху Праведных Халифов. Потому что хариджиты среди бедуинов Наджда и, как следствие суровых условий обитания, отличались жесткостью, ограниченностью мышления, грубостью и твердолобостью. Ввиду ограниченности мышления и узости кругозора, сопряженной с изолированностью от цивилизованного общества, они оказались не способны к пониманию Ислама и анализу его положений. В Коране, между тем, сказано: «Бедуины — еще сильнее в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику. Аллах — знающий, мудрый!» (сура Тауба, 9/97) Некоторые ученые, такие как покойный профессор Мухаммад Абу Захра, в числе факторов называют межплеменное соперничество. Доказательством тому, по его мнению, служит тот факт, что большинство хариджитов были из племени Раби`а, которое еще в джахилиййи враждовало с племенем Мудар, из которого, кстати, были курайшиты, державшие бразды правления в своих руках и в джахилиййи и в Исламе. Приход Ислама смягчил, но не устранил ненависть и чувство соперничества, что и проявилось, в частности, в виде появления и развития хариджитского движения. Хариджиты были известны тем, что они время от времени проявляли недовольство в отношении власти, подстрекали людей против правящего режима и поднимали восстания. От их рук погибли праведные халифы Осман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах). Были совершены покушения на Муавию ибн Абу Суфьяна и Амра ибн Аса (да будет доволен ими Аллах).
Диспут Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами. В качестве хрестоматийного примера хариджитского мышления хочу привести диспут, приводимый в классических источниках по исламской истории, между Ибн Аббасом и хариджитами. Как известно, после событий при Сыффин хариджиты отделились от Али, выбрали себе правителя и стали самостоятельной организованной группой. Али отправляет к ним Абдуллаха ибн Аббаса с тем, чтобы объяснить им их заблуждения и повлиять на них. В результате этого диспута порядка 2000 тысяч человек осознали свои ошибки и оставили лагерь хариджитов. В источниках рассказывается следующее: Ибн Аббас рассказывает: «Я надел лучшую одежду йеменского покроя и отправился к ним. Когда я к ним пришел, был уже полдень и они отдыхали. По-правде говоря, я еще не встречал людей более усердных в своем поклонении, чем они. От многочисленных намазов их руки были в грубых мозолях, словно колени верблюда. На лбах были отметины от земных поклонов (саджда). Одежда их была чиста и опрятна. Лица и глаза были измождены бессонницей. Они сказали:
— Зачем ты суда пришел?
— Я пришел суда от сподвижников посланника Аллаха, чтобы поговорить о тех людях, которые находились рядом с ним и в отношении которых ниспосылались откровения. Ведь среди вас нет ни одного из них! (В действительности, среди хариджитов никогда не было сподвижников пророка. Здесь и далее в скобках комментарии, которых нет в оригинале текста. Прим. Автора).
Некоторые из них сказали:
— Не спорьте с курайшитами. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Они ведь — народ препирающийся!» (сура Зухруф, 43/58) (Хотя на самом деле этот аят был ниспослан в отношении мекканских многобожников (мушриков))
Двое-трое из них сказали:
— Нет, пусть говорит.
Ибн Аббас сказал:
— Скажите, что вы не поделили с двоюродным братом и зятем пророка, с человеком, который первым в него уверовал и в рядах которого находятся другие сподвижники пророка?
Они сказали:
— Мы расходимся с ним в трех вопросах.
— Что это за вопросы?
— Во-первых, он прибег к решению людей в отношении религии Аллаха, тогда как Аллах говорит: ««…решение принадлежит только Аллаху…» (сура Йусуф, 12/40) Разве после этих слов Аллаха есть место решению людей?
— Что еще?
— Али сражался с людьми (с Аишей и Муавией, да будет доволен ими Аллах), но не брал ни пленных (пленные отпускались), ни трофеи. Если те, с кем он сражался были неверными (кяфирами), то трофеи должны были быть дозволенными для Али. Если же они были верующими, то проливать кровь верующих запретно (харам).
— Ладно, что еще?
— Али отказался от титула повелитель правоверных (амир аль му`минин). Если он не повелитель правоверных, то значит он повелитель неверных (амир аль кяфирин).
— Есть ли еще что-то, с чем вы не согласны?
Они сказали:
— Нам достаточно и этого.
Ибн Аббас сказал:
— Если я приведу доказательства из нерушимого писания Аллаха и сунны пророка в отношении ваших возражений, то оступитесь ли вы от своих притязаний?
Они сказали:
— Да, отступимся.
— Что касается вашего возражения относительно решений людей в религии Аллаха, то (сам) Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас…» (сура Маида, 5/95). В отношении же мужа и жены Аллах говорит так: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи…» (сура Ниса, 4/35). А теперь я спрашиваю вас и призываю поклясться Аллахом, что более важно: принять решение человека, которое удержит людей от взаимного кровопролития и помирит их, или же решение в отношении (жалкого) кролика, которому (красна) цена четверть дирхама либо в отношении разлада между мужем и женой? К тому же вы знаете, что если бы Аллах захотел, то вынес бы решение Сам и не оставил бы людям.
— Валлахи (Клянемся Аллахом), удержание от пролития крови и улаживание отношений (между людьми) более важно.
— Теперь, что касается вашего высказывания: Али сражался, но не брал ни наложниц, ни трофеи. Скажите, вы что оскорбляете вашу матушку Аишу? Или же считаете, что можно взять ее в качестве наложницы подобно другим женщинам? Если вы так считаете, то вы впали в неверие. Если же вы считаете, что она – не мать правоверных, то вы все равно вышли из Ислама и стали неверными. Ведь Аллах говорит: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери» (сура Ахзаб, 33/6) Видно вы колеблетесь между двумя видами заблуждения и неважно, которое из них вы выберите. Теперь, отказываетесь ли вы от своих (ложных) воззрений?
Они в изумлении посмотрели друг на друга и сказали:
— Да, отказываемся.
— Что же касается вашего слова: «Али отказался от титула повелитель правоверных (амир аль му`минин), то сейчас я вам расскажу вам нечто, что вам явно понравится:
В день (подписания соглашения о перемирии в) Худайбиййи посланник Аллаха (мир ему и благословение) пригласил курайшитов для подписания соглашения. Он (пророк) вместе с Абу Суфьяном и Сухайлем ибн Амиром должны были составить и подписать соглашение. Посланник Аллаха сказал: «Али, пиши! Это решение Мухаммеда, посланника Аллаха». Мушрики запротестовали: «Если бы мы знали, что ты – посланник Аллаха, то не стали бы тебя отстранять от Каабы и воевать с тобой. Вместо этого следует написать: «Мухаммед сын Абдуллаха». Тогда посланник Аллаха сказал: «Клянусь Аллахом, я – посланник Аллаха, даже если вы и считаете это ложью. Али, пиши: Мухаммед сын Абдуллаха».
Теперь скажите мне, если посланник Аллаха, который, вне всякого сомнения, превосходил Али, согласился с тем, что он не будет упомянут в качестве пророка и не стал из-за этого неверным; то разве лишение титула повелитель правоверных (амир аль му`минин) делает Али неверным? Итак, отказались ли вы и от этого воззрения?
Они сказали:
— Смотри-ка, что-то мы об этом не подумали. Да, мы отказываемся.
Ибн Аббас говорит: в итоге две тысячи из них вернулись к прежней жизни, тогда как четыре тысячи из них остались заблудшими и погибли в последующих сражениях» (Абдурраззак, Абу Ну`айм, Бейхаки)
Хариджиты во времена Али и династии Омеййадов. Как видно из повествования Ибн Аббаса, его оппоненты мыслят буквально, узко и, достаточно, примитивно. Этим обусловлена их реакция на доводы Ибн Аббаса, что видно из их слов типа: «Смотри-ка, что-то мы об этом не подумали». Следует отметить, что Али (да будет доволен им Аллах) не ограничился отправкой Ибн Аббаса и не оставил попыток вразумить этих людей. Он встречался с лидерами движения лично и, приводя доводы, пытался им объяснить, что их позиция не опирается ни на Коран, ни на сунну, а является лишь неверным пониманием этих первоисточников. Однако Али не удалось убедить этих людей в неверности их взглядов. Хариджиты славились своим упрямством и фанатичной преданностью своим взглядам. В какой-то момент, на фоне убийства Абдуллаха ибн Хаббаба ибн Эрэта и его беременной жены, а также вызывающего поведения хариджитов, Али принимает решение сразиться с ними, идет на них с войском и многих из них уничтожает.
Хариджиты и Абдуллах ибн Хаббаб ибн Эрэт. Трагичная смерть Абдуллаха ибн Хаббаба ибн Эрэта заслуживает того, чтобы о ней рассказать поподробнее. Эта действительно печальная и мрачная история описывается в источниках следующим образом: «Абдуллах со своей беременной женой шел по дороге. На его шее висел Коран. Ему повстречалась группа хариджитов, которые остановили его и стали задавать вопросы: «Что ты скажешь об Али до того, как он прибег к третейскому суду, и про первые шесть лет правления Османа ибн Аффана?» Отвечая на этот вопрос, Абдуллах хорошо отзывается об обоих праведных халифах. Тогда хариджиты спрашивают: «Что скажешь насчет того, что Али прибег к третейскому суду?» На это Абдуллах отвечает: « Скажу, что Али лучше знает писание Аллаха, лучше сохраняет Его религию, чем вы, и что его видение более прозорливое, чем ваше». Тогда хариджиты говорят: «Ну, что же, Коран, что висит у тебя на шее, предписывает нам тебя казнить», ведут его к реке, где отрубают ему голову, а беременной жене вспаривают живот. Потом эта группа идет дальше и, проходя мимо оазиса некого христианина, они просят его дать воспользоваться его финиковой пальмой. На что христианин отвечает: «Да, забирайте». Однако хариджиты говорят: «Нет, не должно нам брать твоих фиников, не заплатив». Христианин: «Да, что вы за люди такие, только что порешили Абдуллаха ибн Хаббаба ибн Эрэта, а теперь говорите, что не можете взять моих фиников не заплатив?!» (из книги аль Мубаррида «Аль Камиль») Таково было хариджисткое мышление: им ничего не стоило повесить на яблоне мусульманина, а потом начать спорить, можно ли есть яблоки, что упали на землю, без ведома хозяина?
Особенности хариджитского характера. Представители этого течения отличались набором качеств, которые, казалось бы, в принципе не совместимы. Если бы всего этого не было в истории, то можно было бы сказать, что так просто не бывает. К примеру, они были очень искренними. Можно, наверное, сказать, что они очень искренне заблуждались. Они были фанатично преданны своим идеям. Настолько, что даже на полях сражений они, иной раз бросали сражаться с противником и начинали дискутировать. В это трудно поверить, но об этом говорится в книгах по истории. Также, судя по тому, что о них пишут в источниках, они были по-своему очень набожными (кое-что явствует из повествования Абдуллаха ибн Аббаса): днями постились, ночи проводили в чтении Корана и в молитвах. Они были достаточно аскетичны, непритязательны и не склонны к прелестям этого мира. Наряду с этим они были достаточно узколобыми буквалистами, избирали себе некоторые аяты или хадисы в качестве лозунгов, убивали и погибали. В чем-то это движение сходно с движением якобинцев во времена французской революции, которые под лозунгом «Свобода, равенство и братство» устроили разгул террора, казня людей направо и налево. Хариджиты тоже терроризировали мусульман под лозунгами «решение за Аллахом» и «непричастность к деспотам». И там и здесь людская кровь текла рекой.
Другими отличительными чертами характера были: эмоциональность, стремление к самопожертвованию и презрение к жизни, как к своей, так и к чужой. Покойный Абу Захра в своей книге «История мазхабов» пишет: «Возможной причиной подобного поведения хариджитов (т.е. стремление к самопожертвованию, желание встать грудью перед опасностью даже там, где нет в этом нужды) является эмоциональная неустойчивость и расстройство нервной системы. В этом они сходны с христианами, жившими в Андалузии, в развитом и цивилизованном мусульманском государстве. Время от времени появлялась группа христиан, которая начинала вести себя неадекватно: в своем религиозном рвении они обрекали себя на смерть. Делалось это так: каждый из этой группы шел к зданию суда и начинал поносить пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) с тем, чтобы навлечь на себя смертную казнь. Таким образом, перед дверьми судов скапливались толпы людей, которых с трудом удавалось отгонять страже, тогда как судьи затыкали уши, чтобы не слышать оскорбления в адрес пророка и не выносить решения о казни. Мусульмане жалели этих несчастных и почитали их за безумцев (по материалам книги «аль Ислам: хаватир уа саваних»)».
Во времена правления Али (да будет доволен им Аллах) во время его проповедей, хариджиты в знак протеста, вставали и уходили. Они вставали и уходили даже во время коллективных намазов. Тех мусульман, что были на стороне Али и Османа они почитали за многобожников (мушриков) и не останавливались перед убийством. Как известно, сам Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф (да будет доволен им Аллах) в конце концов погибает от рук хариджита Ибн Мульджама.
Хариджитская диалектика. При всем при этом не следует считать, что все хариджиты все как один были безумными, психически неустойчивыми неврастениками. Также ошибочным будет считать, что их действия совсем уж были лишены здравого смысла. Среди них нередко попадались очень даже уравновешенные, хладнокровные и выдержанные личности, умевшие отстаивать свою точку зрения и убеждать оппонентов. Рассказывается, что к правителю Омеййадов Абдульмалику ибн Марвану привели одного хариджита. Абдульмалик распознал в нем ученого, обладающего пониманием и недюжинным умом, и попросил человека отойти от хариджитских идей. Через некоторое время правитель повторил свое пожелание, на что тот человек ответил: «Одного раза было достаточно. Вы сказали, я выслушал. Теперь я буду говорить, а вы послушайте». Хариджит стал говорить. Он стал живописать свои идеи и свое направление. При всем при том, он говорил просто и внятно. Абдульмалик ибн Марван рассказывает: «В какой-то момент я начал было уже верить, что рай создан только для них, а сражаться с ними на их пути суть самое богоугодное дело. Потом я все же обратился к незыблемым основам, возродившимся в моем сердце по велению Всевышнего, вернулся в лоно истины и сказал тому человеку: «И этот мир, и тот мир принадлежит Аллаху. Аллах дал мне в этом мире власть, а в ином мире уготовил другие возможности». В продолжении истории говорится, что во время разговора в зал входит сын Абдульмалика, который надрывно плачет, да так, что отцовское сердце не выдерживает. Тогда хариджит говорит: «Оставь его, пусть ревет. Ведь плач полезен и для легких, и для мозга. Да и голос станет лучше. К тому же это приучит его плакать от страха перед Всевышним». Абдульмалик: «И, что, положение, в котором ты сейчас находишься, не мешает тебе говорить подобным образом?» Хариджит: «Ничто не может помешать верующему, говорить истину». В конце концов, Абдульмалик ибн Марван решает посадить его в темницу, при этом он, как бы извиняясь, говорит хариджиту: «Если бы я не боялся, что твои идеи не испортят мой народ, то не стал бы тебя сажать в тюрьму. Ты человек, который ввергнул меня в пучину сомнений и чуть было — не будь на мой стороне содействие Аллаха — не совратил меня. Посему, велика вероятность, что ты станешь совращать тех, кто после меня» (по книге Мубаррида «аль Камиль»). И все же в своих диспутах, они не принимали ровным счетом никаких доводов своих оппонентов и чем сильнее были доводы оппонентов, тем сильнее придерживались своих идей и тем старательнее они искали доказательную базу для контр доводов. В результате они становились фанатично преданными своим идеям, что мешало им воспринимать и обрабатывать иную информацию. В своей фанатичной преданности своим идеям они заходили так далеко, что когда у них не оставалось доводов, они начинали придумывать хадисы. В своих диспутах они были резки и категоричны.
Некоторые хариджитские принципы. В этой части статьи мы рассмотрим основные хариджитские идеи и принципы. Итак, 1)Халифом может стать лишь тот, кто будет избран всеми мусульманами в результате всеобщего открытого голосования, причем он имеет право оставаться халифом до тех пор, пока следует принципам справедливости, подчиняется шариату и не делает ошибок. Если он начнет сходить с пути, то его следует сместить, либо убить. 2)Халифом может быть не только курейшит (по суннитским понятиям это должен быть именно курейшит), причем не обязательно даже араб. По мнению ученых, такой подход обусловлен тем, что при таком положении дел не курейшита будет легче сместить либо убить, ведь тогда не придется иметь дело с могущественным племенем. 3)Любой, кто совершает грех, автоматически становится неверным (кяфиром) (напомним, что по суннитским канонам грех, даже большой, не делает человека неверным, пока он сам не отречется от веры. Упорствующего в грехах суннитские ученые называют «фасик» либо «фаджир» то есть «грешник»). Кроме того, по их – хариджитам – мнению, деяние является частью веры. Соответственно тот, кто не совершает предписаний (к примеру, не совершает намаз), не считается верующим, то есть перестает быть мусульманином. Таким образом, они, будучи абсолютно уверенными в своей правоте и, к тому же, фанатично преданными своим идеям, без малейших угрызений совести могли направо и налево убивать мусульман и присваивать себе их имущество. Что они, собственно, и делали… 4) Хариджиты всегда держались внешнего, поверхностного понимания аятов и хадисов. Они обычно брали то, что им больше подходило. При этом не учитывались не причина ниспослания, ни увязка текста с контекстом, ни специальные речевые обороты и литературные приемы (как то: метафоры, иносказания, гиперболы, ирония и проч.)… Чего стоит лишь их лозунг «…решение принадлежит Аллаху…» (сура Йусуф, 12/40), из-за которого они обвинили в неверии и убили немало мусульман. Хотя с тем, что решение действительно принадлежит Аллаху, не станет спорить ни один здравомыслящий мусульманин. 5)Хариджитов, наверное, еще можно назвать родоначальниками обвинения в неверии (такфир). Они не остерегались обвинять в неверии (куфр) даже сподвижников, таких как: Али ибн Абу Талиб, Осман ибн Аффан, Зубайр ибн Аввам… Что же тогда можно говорить про обычных мусульман!
Конечно, можно было бы, почитав все вышенаписанное, сказать: «Ну, что же, это дела давно минувших дней» и облегченно вздохнуть. Но… Не тут-то было!
Неохариджиты. Хотя, так сказать, правопреемниками хариджитов можно назвать только жителей султаната Амман (умеренных, кстати, хариджитов, называемых «ибадиты» или «ибадиййа»), ну и еще может быть небольшие анклавы в Северной Африке, Ближнем Востоке, там и сям, хариджимзм отнюдь не умер и шагает по планете. Вместо вчерашних хариджитов появились – как их стали называть некоторые ученые – «неохариджиты». В рамках этой статьи мне хотелось бы коснуться и этого удивительного, столь же и уродливого явления: «неохариджизм».
Казалось бы, как может идеология, чья ошибочность подтверждена и неоднократно, причем и теоретически и практически, получить хождение в мусульманской среде? Разве такое вообще возможно? И все же, раз в стране, победившей фашизм, могут вольготно чувствовать всякого рода неофашистские движения, то чего странного в том, что умму, победившую хариджизм, лихорадит от неохариджитских идей? Воистину, Аллах выводит из живого мертвое, а из мертвого – живое! Кто же они, современные хариджиты? Как ни странно мы найдем их и среди поборников так называемого «чистого Ислама» и среди тех, кто считает себя, чуть ли ни рыцарями тасаввуфа, и среди тех, кто считает себя адептом традиционного Ислама – ведь это сегодня опять модно — и еще среди многих разнонаправленных мусульман по всему миру и в нашей стране, даже если они, мягко говоря, недолюбливают друг друга. Однако есть общие черты, которые роднят всех этих людей и, причем не важно, как и чем они себя называют и какими красивыми лозунгами прикрываются.
Современные хариджиты не любят других мусульман. Да и вообще, чаще всего остальных они и за мусульман-то и не считают. Среди своих они называют остальных мусульман мунафиками, скрытыми кяфирами, бидатчиками и т.д. Конечно, они не режут мусульман направо и налево, как делали их предшественники, но их повадки не изменились: они не станут давать вам салям и не будут снисходить до того, чтобы ответить на ваше приветствие и так далее. Такфир (обвинение в куфре) это конек современного хариджита, он так и норовит определить тебя либо в кяфиры, либо в мушрики, либо в мунафики. По их мнению, только они и есть истинные мусульмане. Их совершенно не волнует, совершаешь ли ты намаз, держишь ли пост, совершаешь ли хадж…Их также не волнует, есть ли у тебя в сердце иман, также как и то, что по канонам Ислама следует исходить из внешних проявлений веры (шахада, намаз и т.п.), тогда как заглядывать в сердце это прерогатива Аллаха. Для них все это – по боку. Если ты не один из них, то ты — не мусульманин либо недомусульманин. Причем эти самые «чистые» мусульмане могут легко скооперироваться с действительно не мусульманами против тех, кого они считают своими идеологическими врагами. Писать кляузы и доносы во всякого рода инстанции, это как с добрым утром. Конечно, ведь они приближенные Аллаха, им ведь все можно! Да и вообще, вся их деятельность чаще всего сводиться к одному: цепляться к остальным мусульманам. Причем знамена могут разными: это может происходить под эгидой борьбы с куфром, с ширком, бидатом, ваххабизмом, наконец, суть от этого не меняется. Как и их предшественники, они не принимают и никогда не примут иную, отличную от них, точку зрения. Мусульманин с другой точкой зрения для них – скрытый враг. Им даже в голову не приходит, что могут быть какие-то другие точки зрения, кроме единственно правильной – их. Конечно, они даже на четверть не такие набожные и усердные, как вчерашние хариджиты. Те-то хоть искренне верили в свои идеи и следовали своим принципам. Сегодняшняя хариджитская братия по сравнению с ними выглядит бледно: кроме громких слов и пафоса ничего-то и нет.
Еще одной отличительной чертой является паранойя: пугаются от любого звука, думая, что что-то затевается против них. Они любят хвалиться своими успехами и желают, чтобы все их хвалили. Тогда как похвалить кого-то другого для них – немыслимо. Они очень любят критиковать, причем объектом критики, как правило, становятся мусульмане. В своей критике они жестки и беспощадны. Не чураются и прямого очернения. При всем при этом они не приемлют никакой, пусть даже оправданной и конструктивной критики, в свой адрес. Для них это сродни прямому оскорблению. В общем, они не следуют общим исламским нормам, их норма – они сами.
Часть из них сейчас в горах и лесах, сражаются – как они считают – под знаменами джихада против всяких там тагутов, не боясь объявлять неугодных муртадами (вероотступниками) и не страшась проливать кров невинных. Часть из них – в интернет- пространстве, исходит ядом и желчью. Часть из них ходит в мечети, носит европейскую одежду или не европейскую одежду, носит или не носит бороды… суть не в этом, вопрос в том, что и те, и эти жалят мусульман, сеют раздор и смуту. Не важно, под какими знаменами все это делается, это все тот же старый, вовсе не добрый хариджизм!
Ахмад Исхаков