Зачем студентам-медикам религиозная этика?

В Башкирском государственном медицинском университете врачебную этику преподают в обязательном порядке. Но наш медицинский университет уникален, пожалуй, во всей России тем, что здесь вот уже на протяжении десяти лет преподается факультативно еще и религиозная этика. Доцент кафедры философии Диляра Соловьева читает такие элективы (факультативные курсы), как «Религиозная этика», «Религия и современность», «Православная культура в Башкортостане».

Спрашивается, надо ли все это знать будущим врачам и для чего?

Диляра Наримановна считает, что философия, в первую очередь, нужна будущим врачам хотя бы для того, чтобы перестать смотреть на человека, как на машину, напичканную запчастями. А именно так сегодня и  рассматривают наши доктора своих пациентов: починил  больной орган и … гуляй Вася!

К большому сожалению, современная традиционная медицина не рассматривает человека, как целостный организм, в котором, кроме тела, есть еще и душа, и психика, и сознание. Какой там! Нашему доктору на пациента даже иногда и взглянуть-то некогда, бумажки надо заполнять.  А вы о душе, о психике, а?

А между тем, именно целостный подход к человеку с учетом его психических и душевных особенностей дает наиболее эффективный результат в лечении различных заболеваний.

И Диляра Соловьева на своих элективах пытается донести до студентов-медиков подобные взгляды. А кто у нас в обществе занимается душой человека? Кроме психологов, пока только различные религиозные конфессии.

На элективах студенты имеют возможность понять основы мотивов нравственного поведения православных и мусульман, узнать об образцах жизни, почитаемых в религии людей; понять источники проблем современного человека. Студенты узнают о связи медицины и науки с религией, знакомятся с личностями верующих врачей прошлого и современности, понимают, что есть сектантство, противостоящее исламу и православию; узнают об отношении православия и ислама к проблеме наркомании и помощи наркозависимым. На данных элективах студенты, верующие, вне зависимости от собственной конфессиональной принадлежности, и неверующие знакомятся с нравственными принципами, предлагаемыми православием и исламом.

Неожиданные результаты дало исследование мнения студентов о том, что дали им эти элективы. Элективный курс посещают студенты 1-2 курсов всех факультетов по желанию. Для анализа было взято 175 отзывов за два последних года.  И вот на какие вопросы предлагалось ответить студентам:

— Узнали ли они какую-либо новую информацию на элективах?

— Повлиял ли курс на их мировоззрение?

— Что запомнилось?

— Как относятся родители к посещению этого курса?

Практически все студенты отмечают, что данный курс повлиял на их мировоззрение, либо поведение, но степень влияния и глубина воздействия различны. Можно сформулировать наиболее встречающиеся высказывания: пересмотрел свои взгляды на жизнь и смерть. Задумался о жизни и отношениях с окружающими. На поведенческом уровне: стал иначе относиться к людям (конкретно: к родителям, товарищам, взрослым). Стараюсь отказаться от дурных привычек.

Многие студенты также отмечают, что стали понимать людей других религиозных конфессий, перестали бояться священников и хазратов, встречаются даже такие высказывания: «перестал ненавидеть русских», «теперь не боюсь колокольного звона».

Когда в гости на занятия приходят священник и хазрат, студенты слушают их с большим интересом и задают много вопросов.

Конечно, и молодые люди сегодня осознают, что им в жизни нужны какие-то нравственные ориентиры. Но чтобы знания о правилах  нравственности  и морали стали поведенческими нормами, для этого человеку нужны не только теоретические знания, но еще надо и пуд соли съесть, чтобы понять, что заповеди христовы, к примеру, это не пустой звук, а выражение неких универсальных законов мироздания. Без соблюдения их человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Врачей, наверное, это касается еще больше, чем людей других профессий.

Для того и нужны студентам-медикам знания о религиозной этике.

«ОЭГ» поинтересовалась мнением на этот счет и у проректора по воспитательной работе БГМУ Владимира Юлдашева.

— В учебном плане нашего вуза, — сказал Владимир Лябибович, — есть такой пункт, как воспитание толерантности. Чем в этом плане помогает религиозная этика нашим студентам? Она учит толерантно воспринимать верования и обычаи представителей самых разных конфессий, которых у нас в республике много.

К тому же, в последние годы возникло мощное сектантское течение. Ему надо что-то противопоставить. Активизировалась борьба за души молодых людей. И поэтому очень важно давать  студентам понятие о культуре в историческом аспекте.

С точки зрения толерантности, важно  рассказывать студентам об общечеловеческих ценностях, чтобы жить в нашей многонациональной республике в полной терпимости друг к другу и соблюдать коллективные права.

К тому же, возросла угроза обществу со стороны наркомании. Религиозные конфессии также могут немало сделать для профилактики этого явления.

Но в то же время хотелось бы подчеркнуть, что мы – светское учреждение и церковь у нас отделена от государства. Поэтому эти моменты могут изучаться только по желанию студентов.

Студенты же хотят знать религиозную этику. Об этом свидетельствует неизменный интерес к элективам Диляры Соловьевой.

А вот новое руководство медуниверситета – ректор и проректор по учебной части, по мнению Диляры Соловьевой,  — почему-то настороженно относится к религиозным элективам. Оно, например, не сочло целесообразным проведение научно-практической конференции по религиозной этике с приглашением Никона и Таджутдина.

Десять лет назад при другом руководстве вуза такая конференция состоялась и прошла очень успешно.

И Диляра Соловьева опасается, как бы и вовсе не закрыли ее факультатив. К сожалению, узнать мнение на сей счет проректора по учебной работе БГМУ Александра Цыглина, от которого и зависит существование электива, редакции «ОЭГ» не удалось.

Светлана Гафурова, Общественная электронная газета