И’тикаф

Для начала поясним, что и’тикаф это один из видов поклонения Аллаху Всевышнему, который заключается в том, чтобы определенный период не отлучаться из мечети, проводя большинство времени в поклонении Аллаху Всевышнему, в виде намазов, чтения Корана, зикра и так далее.

Как правило и’тикаф совершают последние десять дней месяца рамазан, хотя согласно преданиям можно совершить и’тикаф и в другое время. Так однажды Омар Бен аль-Хаттаб обратился к пророку Мухаммеду, да благословит его Всевышний: «Еще до принятия ислама я дал обет провести один день в и’тикафе в мечети аль-Харам». Пророк ответил: «Исполни свой обет».

Как правило, и’тикаф сопряжен вместе с соблюдением поста. Имам Ибн Кайим утверждал, что нет сведений о том, что пророк совершал и’тикаф без соблюдения поста. Кроме того,  в хадисе Аиши, да будет доволен ей Аллах, говорится: «Нет и’тикафа без поста». Это дало основание большинству мусульманских ученых сойтись во мнении о том, что соблюдение поста является обязательным условием и’тикафа.

Безусловно, месяц рамазан является благословенным от первого до последнего дня. Однако последние десять дней месяца имеют особые преимущества перед другими днями рамазана. Именно в последние десять дней пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, ожидал сам и призывал своих сподвижников к ожиданию нисхождения лейлят аль-кадр. Совершение и’тикафа относится к сунне муаккада, то есть к деяниям, которые пророк совершал с особым постоянством и усердием.

Поэтому мусульманам надлежит по мере возможности следовать это сунне пророка и совершая и’тикаф, ожидать наступление лейлят аль-кадр, поклонение в которую лучше, чем тысяча других месяцев, проведенных в поклонении.

Однако мусульмане имеют на себе и другие обязательства, которые им необходимо выполнять. Например, мусульманин может быть связан с работой, зарабатывая себе и своим домочадцам на пропитание. Для него это является ваджибом (обязательным). Как известно нельзя отдавать предпочтение сунне, пренебрегая при этом обязательным (ваджиб). Вместе с тем, когда нет возможности выполнить что-либо полностью, оно выполняется частично.  Также нет никаких указаний в преданиях на то, что и’тикаф должен быть только десять дней, ни больше, ни меньше. Кто может провести в и’тикафе десять дней, тот получит вознаграждение за это, кто может провести в и’тикафе день, два или три – получит вознаграждение за эти дни.