Ашура: день скорби или благодарения?

Наступил один из благословенных месяцев Аллаха Всевышнего месяц мухаррам. В этом месяце 10 числа отмечается день Ашура, по поводу которого среди мусульман сложились разные мнения. Это связано с тем, что в этот день, но в разные годы произошли два события, которые оставили след в истории исламской уммы.

Событие первое – это спасение пророка Мусы, да будет над ним мир, и его народа от фараона и его войска. Имамы аль-Бухари и Муслим в своих сборниках приводят следующий хадис со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, когда пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний, прибыл в Медину, и увидев, что иудеи Йасриба постятся в день Ашура, спросил: «Что это за день, в который вы поститесь?» Они ответили: «Это великий день. В этот день Аллах спас пророка Мусу и его народ и утопил фараона и его войско. В благодарность Аллаху пророк Муса постился в это день. Мы тоже постимся в это день». Тогда пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, сказал: «Мы достойнее вас в отношении к пророку Мусе и ближе вас к нему». Пророк сам постился в это день и велел остальным поститься.

Второе событие – убийство Хусейна сына Али бен Абу Талиба, внука пророка Мухаммеда, да благословит его Всевышний. Его убили в возрасте 58 лет. Это произошло в пятницу в 61 году по хиджре в Кербеле (Ирак). Для мусульман это было большим потрясением. Как пишет Ибн Таймийя: «Убийство Хусейна, а до него убийство Усмана два фактора, оказавшие наибольшее влияние на возникновение смуты (фитна) в мусульманской умме».

Наставления пророка Мухаммеда, да благословит его Всевышний, и его призыв к соблюдению поста в этот день означают выражение благодарности Аллаху за спасение пророка Мусы и гибель фараона. Нет абсолютно никакой связи между соблюдением поста в этот день и убийством Хусейна, да будет доволен им Аллах.

Среди различных представителей мусульманской уммы в отношении дня Ашура много различных трактатов и толкований. Так называемые навасыб (течение в исламе, обвиняющее Али бен Абу Талиба и членов его семьи в уклонении от заповедей Аллаха (фиск, фусук), но в отличие от хариджитов не обвиняющих его в неверии куфре) выражают откровенную радость в этот день и наряжаются в праздничные одежды. К примеру, другая группа, из наиболее радикальных шиитов, напротив, выражает в этот день скорбь, проводит траурные шествия и мероприятия с самобичеванием, самоистязанием и нанесением себе физических страданий.

На самом деле убийство Хусейна действительно событие, потрясшее мусульманскую умму. Однако до этого были убийства которые не меньшим образом потрясли мусульман, а именно убийство отца Хусейна Али бен Абу Талиба в пятницу во время утреннего намаза в 40 году по хиджре, или убийство Усмана бен Аффана, осажденного в собственном доме, в дни ташрик месяца зульхиджа в 36 году хиджры. Эти люди по своим качествам, религиозности, благочестии и богобоязненности ни чем не уступали Хусейну, тем не менее, день их убийства не стал всеобщим трауром. Таким образом, попытки сделать день Ашура всеобщим трауром по убитому Хусейну, не обоснованы с точки зрения шариата.

Мусульмане должны выражать скорбь, но необходимо делать это в соответствии с повелениями Аллаха Всевышнего, как об этом сказано в Коране: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем». (аль-Бакара, 155-157)

Именно так поступила Фатыма дочь убиенного Хусейна, так как именно со ссылкой на нее имам Ахмад и Ибн Маджа приводят следующий хадис, который она слышала от своего отца Хусейна бен Абу Талиба, пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, сказал: «За любое горе постигшее мусульманина, при упоминании которого, даже по прошествии времени, произносятся слова «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся» Аллах Всевышний дает вознаграждение подобное вознаграждению в день прихода беды».