Фетва о такфире и насилии

Вынесена фетва доктора Юсуфа Аль-Кардави, обращенная к тем, кто воюет в Чечне и проливает кровь невинных жертв

Как сообщает исламский богослов, к нему обратилась делегация чеченских улемов, чтобы он разъяснил некоторые вопросы, касающиеся ситуации на Северном Кавказе.

Среди обратившихся были шейх Хужахмет Кадыров (председатель Совета улемов ЧР),  Мухаммад-Садык Мухаммад-Юсуф (видный мусульманский ученый на постсоветском пространстве) и Турку Даудов (представитель ДУМ ЧР в странах Персидского залива).

Аль-Кардави начинает с того, что ислам запрещает исправлять порицаемое, если это ведет к ухудшению ситуации. Тем более, в результате различных актов появляются невинные жертвы – как среди мусульман, так и немусульман.

Доктор богословия обязывает ученых, мыслителей, имеющих общественный вес и необходимый набор знаний, спорить с бандитами. Эти ученые мужи должны достойно отвечать злодеям, как повелевает Коран. Нужно попытаться убедить их авторитетных лиц при помощи мудрости, шариата и логики, используя весомые аргументы.

Ученый приводит в пример историю с Абдуллой ибн Аббасом, который смог заставить отказаться от своих воинствующих взглядов тысячи хариджитов.

Далее Кардави ставит две проблемы, которыми страдают бандитские группировки: использование такфира и применение насилия.

Причины такфира и ухода в крайности различны: молодежь имеет недостаточно знаний в области исламских наук, языка, некоторые тексты принимаются в отрыве от общих знаний. Кроме того, неправильно понимаются аяты муташаббиха без учета их разъяснения. Некоторые предложения понимаются слишком поверхностно, без глубокого осмысления общего текста. Люди, занимающие крайние позиции, не обладают многими качествами, чтобы выносить фетвы.

Сама искренность не самодостаточна, если она не подкреплена фикхом, наукой и шариатом. При несоблюдении этих и других условий человек попадает в такое положение, в каком оказались хариджиты.

Решение о чьем-либо неверии весьма опасно. Оно влечет за собой ряд серьезных последствий: развод между супругами, прекращение опекунства, отказ в какой-либо помощи, сложности с похоронами, и даже после смерти к ним нормы ислама будут неприменимы.

Человек принимает ислам, произнося свидетельство шахада. Этим явным действием он уже становится мусульманином. И выходит из ислама тоже только явными действиями или по решению казыя (судьи). Нам можно судить лишь только по внешним проявлениям.

Более того, как отмечает Ю. Аль-Кардави, большие грехи хоть и уменьшают веру, но не удаляют ее полностью. Единственный грех, который не прощается — ширк (придание сотоварищей Аллаху).

Куфр (причем явный) выводит человека из мусульманской уммы на этом свете и ввергает в адский огонь на Том. Есть еще малый куфр – он из ислама не выводит, но обещает наказание в аду.

То же самое можно сказать относительно ширка, лицемерия, порочности и отхода от истинного пути.

В выполнении предписаний Аллаха люди различны. Отличается и их уровень близости к Всевышнему. И грешники остаются в исламе.

32-й аят 35-й суры (Фатыр) Корана гласит:

«Потом мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим седее, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость».

Одним из последствий большой ошибки является переусердствование в такфире – обвинении в неверии как отдельных людей, так и целых сообществ.

Отказываясь от первоисточников, которые не соответствуют их точке зрения, такие люди оправдывают произвольное толкование этих источников, используют в качестве аргументов то, что аргументом в принципе не является. Более того, они обвиняют в некомпетентности ученых современности и прошлого, взгляды которых не совпадают с собственными. Они ошибочно полагают, что достигли степени имамата (руководства) и полного иджтихада (вынесения шариатского решения). Они противопоставляют себя умме и тем устоям, на которых эта умма утвердилась испокон веков.

Источником всех бед может быть незнание Аллаха, законов общества и человека в отдельности.

Однако нам не хочется уподобляться этим людям. Я точно знаю, что в этих группировках есть молодые искренние ребята, которые хотели бы оказать помощь религии. Но они не вооружены знаниями в области исламской культуры и права. Вредная идеология проникла в эти чистые сердца и пустила свои корни.

«Мне известны такие люди, которые после объяснения истины, отказались от своих крайних взглядов из «Джамаат Джихад», «Джамаат Исламийя» (Египет), «Джамаат Исламийя Мутакатиля» (Ливия) и множество других по всему миру», — пишет уважаемый доктор богословия.

Эти люди покаялись и отказались от многих своих взглядов, которыми жили ранее, и влились в лоно мусульманской уммы. За свою мужественность в отказе от своих ошибочных позиций их неоднократно хвалили.

«Мы призываем наших братьев из чеченской молодежи так же вернуться, бросить оружие и принять участие в восстановлении родины и прогрессе мусульманской уммы. Просим Аллаха, чтобы Он простил им старое и улучшил то, что у них осталось».

Далее ученый рассматривает вопрос применения насилия.

Оправдание насилия не опирается ни на какие нормы шариата, оно изначально беспочвенно. С другой стороны, какая польза от актов насилия, даже если предположить, что они легитимны? Изменили ли они существующее положение дел? Смогли ли таким образом создать справедливое правление или достичь каких-либо целей?

Некоторые группировки и их руководители объявили войну действующим правителям, избрали для себя путь вооруженной борьбы, не ограничиваясь разъяснением, доведением, назиданием. Не используются ими мирные пути – через профсоюзы, мечети. Не выбрали политическую борьбу путем участия в выборах, в парламенте.

Но возможности всех этих группировок не сопоставимы с военными возможностями государства. Поэтому они избрали для себя путь терактов и покушений на отдельных людей. Жертвами этих путей оказываются невинные люди, не имеющие к политике никакого отношения: дети, женщины, старики. Известно, что убийства мирных жителей не разрешены.

Хадис гласит: «Исчезновение этого мира перед Аллахом легче, чем убийство невинного».

То же самое касается взрывов в общественных местах. Кроме того, это ведет к порче государственного имущества и достояния всего народа. Максимум, чего могут они этим достичь, — удачное покушение на государственного деятеля. Но и это убийство не сможет решить проблему. Наоборот, это только усугубит положение.

Эта фетва была издана Международным объединением мусульманских ученых и подписана доктором Юсуфом Аль-Кардави 9 шавваля 1431 года (18 сентября 2010 года).

 

Оригинальный текст фетвы на арабском языке:

страница №1

страница №2

страница №3

страница №4

страница №5