Национальные праздники
Это вопрос не новый. В связи с национально-освободительными движениями 20 века в арабо-мусульманских странах и получением ими независимости во многих из них широко празднуют эти даты. Естественно, что в мусульманской среде возникали вопросы по этому поводу. Предлагаем вам разъяснение бывшего шейха аль-Азхара, ныне покойного доктора Али Джад аль-Хакк Али Джад аль-Хакка.
Арабское словоعيد (праздник) означает возвращение и повторение чего-либо. Как правило, праздники относятся к общественным проявлениям жизни, будь-то на уровне семьи, деревни, района, региона или страны. Торжественные мероприятия по случаю этих дат указывают на проявление внимания и интереса к ним. Поводом к торжествам могут служить как мирские события, так и религиозные или имеющие религиозный оттенок. Ислам не запрещает мирские дела до тех пор, пока они преследуют благородные цели и во время торжеств не нарушаются мораль и порядок. Что касается религиозных праздников в исламе, то существуют два канонизированных праздника (по поводу которых есть четкий однозначный текст первоисточника) это праздник разговения (Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Курбан- байрам), также есть не канонизированные праздники как день хиджры (день переселения из Мекки в Медину), исра’ в аль-ми’радж (ночное путешествие и вознесение пророка на небеса) и мавлид ан-набави (день рождения пророка).
Что касается канонизированных праздников, то они должны проходить в соответствии с определениями шариата, не выходя за его пределы. Относительно не канонизированных праздников, есть две точки зрения. Одни ученые говорят, что это нововведение и запрещают, другие разрешают, так как нет запрещающего текста. Первые в качестве аргументации приводят хадис, в котором говорится, что когда пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, прибыл в Медину, ее жители ежегодно праздновали два дня в году. Пророк сказал: «Аллах Всевышний заменил вам эти два дня двумя другими: день разговения и день жертвоприношения». Все что отмечается кроме этих двух праздников суть нововведение. Сторонники противоположного мнения, оппонируя им, подчеркивают, что этот хадис не вобрал и не ограничил количество праздников в исламе, а лишь акцентирует внимание на предпочтительности празднования дня разговения и дня жертвоприношения вместо заимствованного жителями Медины у персов «навруза» весной и осеннего фестиваля михраджан. На это указывает ан-Нувейри в своей книге «Нихаят ал-араб» (Предел желаний). Кроме того, пятничный день называют праздником. Также нет текста из первоисточников, запрещающих верующим радоваться в непраздничные дни. Более того, в начале суры «ар-Рум», в Коране зафиксирована радость верующих после победы ромеев (византийцев) над персами.
Еще один аргумент в пользу второй группы верующих и доказательство того, что не всякое нововведение порицается. Это слова Умара Бен аль-Хаттаба: «Как прекрасно это нововведение!», сказанные им, когда он увидел, что мусульмане под предводительством Убейи Бен Ка’ба коллективно совершают молитву таравих.
Таким образом, можно подытожить, что проведение торжественных мероприятий по случаю религиозных, национальных или других праздников разрешается, если во время их проведения не нарушаются исламские принципы.