О ВАСВАСА (НАУЩЕНИЯ ШАЙТАНА)
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Васваса – инструмент шайтана
Арсенал главного врага рода человеческого, Иблиса, широк и разнообразен и, конечно, наущения или васваса – это лишь один из инструментов воздействия на человека. По сути дела каждая погубленная им душа – это очередной вклад в эту зловещую копилку трюков, козней, ухищрений и приемов. Можно сказать, что Иблис приобретает опыт и, так сказать, «матереет» сбивая людей с истинного пути. Однако, как сказано в аяте: «Воистину, ухищрения Шайтана слабы» (сура Ниса, 4/76), и если у Иблиса есть его ухищрения и козни, то у верующего есть Аллах. Одним из способов противодействия уловкам и хитростям шайтана является знание и понимание механизмов воздействия, а Всевышний через пророков и ученых как раз передает нам эти знания.
Последняя «зацепка» Иблиса – васваса
Итак, что же такое васваса? Слово «васваса» дословно переводится как «шелест, тихий шепот, нашептывание», а терминологическое значение этого слова: наущение шайтана, сомнения, подозрения, греховные мысли и образы, которыми шайтан буквально «бомбардирует» верующих людей. По сути дела васваса – это последнее средство шайтана против человека, которого не удалось ввергнуть в пучину неверия и заблуждения, почти, что жест отчаяния. Известно, что Иблис не оставляет человека в покое до самого момента смерти, стараясь сбить его с истинного пути, ввергнуть в грех или хотя бы, так сказать, «расшатать» его. Вот что говорит Иблис после того, как его просьба об отсрочке до дня воскрешения была удовлетворена: «Он (шайтан) сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура А`РАФ, 7/15). А в 20 аяте той же суры говорится, что шайтан стал наущать (делать васваса) их (Адаму и Еву), чтобы они обнажили срамные места.
«Заходы» шайтана
У некоторых читателей мог возникнуть вопрос: а что имел ввиду Иблис, говоря «буду заходить спереди, сзади, справа и слева»? И еще: почему он не говорит сверху и снизу? Ученые, раскрывая смысл данного аята, говорят, что слово спереди, по всей видимости, символизирует будущее. Заход шайтана спереди – в этом случае может предполагать разрушение надежд, касательно будущего, мысли типа: «дела в исламском мире настолько плохи, что Ислам уже не сможет подняться» или «куда катиться мир, становится все хуже и хуже» и вплоть до отрицания Судного Дня и воскрешения после смерти; люди обычно говорят: «Да, кто там был и кто вернулся?». Шайтан также может манить несбыточными мечтами и призрачными перспективами, заставляя забыть о смерти и Дне воздаяния. Слово «сзади» символизирует прошлое. Заход шайтана сзади означает, что шайтан старается и будет стараться отсечь нас от наших корней, от нашего духовного и нравственного наследия. Наверняка, все читатели сталкивались с идеями, типа: «Ислам – это вчерашний день» или «законы шариата неприменимы в сегодняшнем мире» или же «что было, то быльем поросло». Таким образом, шайтан, отсекая нас от прошлого и будущего, внушает красивую снаружи, но наполненную ядом внутри философию жизни, выраженную фразами «живи одним днем», «бери от жизни все» и так далее и тому подобное. Заход шайтана слева означает приукрашивание (тазйин) шайтаном дурного и запретного, а также побуждение поддаваться соблазнам и совершать грехи. Мы, мусульмане, зачастую сводим всю деятельность шайтана лишь этому его «формату» работы. Однако те, кто слаб в вере и не имеет знаний, зачастую лишен и этого понимания. Наконец, четвертый заход шайтана самый, на мой взгляд, опасный и коварный, это заход шайтана справа. Это означает, что шайтан проводит свою линию под видом благих и богоугодных деяний. К примеру, шайтан вносит раздор и разногласие в ряды мусульман, через разность в понимании и в методике. И вот мы видим столь же частую, сколь и безрадостную картину: одна община мусульман ненавидит и открыто враждует с другой общиной мусульман из-за того, что ни те, ни другие не приемлют взгляды, методику и подход друг друга. Враждебность доходит до взаимного обвинения в неверии. А Иблис со своими приспешниками, наверняка, довольно потирают руки: как же, мусульмане сцепились друг с другом. Как будто у нас в стране, да и в мире, настолько все распрекрасно с распространением Ислама и выполнением божественных предписаний, что остался лишь один насущный вопрос: кто есть самый правильный, или даже нет, кто есть единственно правильный мусульманин?! При этом ни те, ни другие, что называется ни сном, ни духом и подумать не могут, что они попались в силки шайтана.
С чем это связано? Причин, в общем-то, много, но вот, на мой взгляд, главные из них: прежде всего отсутствие правильного понимания. То есть налицо проблема мировоззренческого характера: мусульмане зачастую даже не догадываются о том, что шайтан может «пролезать» под благовидной личиной и сводить на нет наши усилия и усердие на пути Аллаха. Еще одна причина – это наша духовная незрелость, и она выражается в том, что мы не умеет относиться к братьям по вере так, как это предписывается в Коране и сунне. Еще одним фактором является гордыня и высокомерие вкупе с крайней степенью невежества. Вот, казалось бы, заниматься очернением и антипропагандой той или иной группы мусульман или той или иной общины или же того или иного исламского движения или джамаата не корректно и не перспективно. Естественно все это делается под лозунгами борьбы за чистоту веры, с целью развития и распространения Ислама и ради обретения довольства Аллаха. Однако достигаются ли эти задачи на самом деле? Вот, возьмем, к примеру, такую идею как распространение и развитие Ислама. В моем понимании развитие и прогресс может быть либо количественным, либо качественным. Итак, способствует ли борьба одних мусульман с инакомыслием других мусульман количественному развитию Ислама, говоря проще, становится ли мусульман больше в результате такой деятельности? Нет. Ведь не становится, правда? Ладно. Так, может, имеет место быть прогресс и рост Ислама качественного порядка? Итак, способствует ли враждебность, нападки, клевета и очернение одних мусульман в адрес других таким позитивным качественным изменением, как подъем уровня духовности, укрепление братских уз, усиление чувств любви, милосердия, сострадания и прощения среди мусульман? Очевидно, что тоже нет. Тогда возникает закономерный вопрос: о каком, собственно, развитии Ислама тогда идет речь?! Тогда, получается, Иблис всех провел? Вот если бы он еще и за все наши грехи отдувался, да вот только каждый будет нести свой груз ответственности. Хотелось бы предостеречь тех наших братьев по вере, что любят критиковать и вставлять палки в колеса других, инакомыслящих мусульман, все мы будем спрошены в Судный День за свои деяния. Сможете ли вы ответить за весь тот негатив, что вы выплескиваете на других мусульман? Неужели нельзя найти более достойного применения вашему времени, знаниям, рвению и искренности? Не попались ли вы на «заход шайтана справа»?
Шайтанский хук справа – рийа и сум`а
Справедливости ради надо отметить, что все, вышесказанное, всего лишь частный случай шайтанского «захода справа». У шайтана хватает и других, не менее изощренных и «интересных» способов испортить нам жизнь. К примеру, это рийа – показное поведение или, как это часто называют, «показуха», а также сум`а. Последнее понятие у нас не на слуху, но можете мне поверить не менее актуально и распространено. Что оно означает? Ну, когда кто-то делает благое и богоугодное дело не ради обретения довольства Всевышнего, а ради того, чтобы его увидели, признали и оценили, то это показное поведение или рийа. А вот когда человек сделав какое-то благое и богоугодное дело рассказывает о нем другим, ища признания, похвалы и одобрения, то это сум`а. Как видите, можно легко все испортить даже после того, как дело сделано. Как еще может Иблис испортить нам жизнь, используя «заход справа»? Подстегивать в человеке чувство гордости за свои поступки и пестовать в нем самовлюбленность и самолюбование. В общем-то, список можно продолжать и продолжать.
Неподвластные шайтану направления: верх и низ
Однако у нас остался еще один вопрос, который мы озвучили, но на который так и не ответили: шайтан почему-то не говорит «буду заходить сверху и снизу»? Ученые-муфассиры (толкователи Корана) отвечают так: верх символизирует силу и власть, но так как у Иблиса нет власти над людьми, и он не может заставить людей делать то или иное. Иблис может приукрасить дурное, может показать его в хорошем свете, может обмануть, может убедить, это да, но заставить – нет. Слово «снизу», в свою очередь, символизирует покорность раба – в данном случае это человек – своему Господу, его смирение перед Творцом и послушание. Пока человек искренне служит Аллаху, смиренен и покорен своему Творцу и Хозяину, то Иблис не может сбить его с истинного пути, то есть с этой стороны человек прикрыт. Однако это не означает, что Иблис оставит попытки воздействовать на такого человека, нет, только не Шайтан. Он будет вызывать в нем дурные и греховные мысли и образы в самое неподходящее место и время: во время намаза, в процессе чтения Корана, во время прохождения хаджа на святой земле и так далее. Причем мысли такого рода, что, как говорили сподвижники, лучше упасть с высоты и разбиться в лепешку или сгореть дотла, чем даже попытаться озвучить их. Что же отвечает своим сподвижникам наш любимый пророк (мир ему и благословение Аллаха!)? Он переспрашивает: «Вам действительно приходят в голову такие мысли?» Ему отвечают: «Да». Он говорит: «Это есть признак вашей веры». В другом риваете говорится: «Это есть признак того, что ваша вера искренняя». Ученые объясняют эту, казалось бы, довольно парадоксальную ситуацию следующим образом: эти мысли – ничто иное, как попытки воздействия со стороны шайтана, по принципу «не вашим и не нашим». Страх и отвращение человека к такого рода мыслям и образам – очень четкий показатель того, что мысли и образы не производятся самим человеком внутри, а забрасываются шайтаном извне. Хотя это не означает, что эти «васваса» шайтана – а это ничто иное как васваса – не станут катализатором и не подстегнут человека развивать мысли и образы дальше. В общем-то, на это и рассчитывает шайтан. Иблис также надеется сломить моральный дух верующего и заставить опустить руки. С особо мнительными и впечатлительными личностями это у него неплохо получается. На самом деле Иблис – противник изощренный и опытный, и видов васваса у него в «загашнике» довольно много. Например, он может вызывать сомнения такого рода: «А помыл ли я руку во время омовения или нет? А сделал ли я масх? А какой ракаат намаза я сейчас совершаю: третий или четвертый? А принялся ли мой намаз?» Перечень можно продолжать до бесконечности.
Как противодействовать васваса?
Что же тогда делать, учитывая, что избавиться от васваса навсегда не представляется возможным? Ученые дают ряд рекомендаций:
1) Самое главное не бояться и впадать в панику, именно на это и рассчитывает шайтан. Пока эти мысли и образы не найдут отклика в твоей душе бояться нечего, а страх и отвращение к такого рода мыслям есть ясный признак того, что человек их не приемлет (а тот, кто приемлет, не содрогается в ужасе).
2) Не придавать значения и не делать из мухи слона, ведь, как уже говорилось, васваса не способно нам навредить (если мы, конечно, не купимся на эту уловку шайтана). Ученые сравнивают васваса с отражением и подобно тому, как отражение змеи не способно нас ужалить, а отражение нечистот не может нас испачкать, так и васваса не способно разрушить нашу веру или нанести урон нашей духовности. Сталкиваясь с васваса, нужно стараться игнорировать и не раздувать.
3) Прибегать к защите и покровительству Аллаха. В Коране сказано: «А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» (сура А`РАФ, 7/299). Прибегать к защите Аллаха означает, в частности, произнесение фразы: «А`узу билляхи мин аш-шайтанир-раджим – Прибегаю к покровительству Аллаха от побиваемого камнями шайтана». Мы на удивление редко пользуемся этим довольно простым и эффективным средством. В следующий раз, когда вас посетят дурные мысли или образы, произнесите эту фразу, а если сразу не поможет, то еще и еще раз, если нужно 5-10 раз, и вы увидите, что это действительно работает. Прибегать к защите и покровительству Аллаха также означает делать дуа, взывать к Нему с просьбой о помощи. Эффективным может оказаться совершение омовения, чтение зикров и Корана, совершение намаза и других видов поклонения. Таким образом, васваса шайтана способно не то, что отдалить нас от Аллаха, а даже еще больше приблизить к Нему. Многое, конечно, зависит от нашего настроя, упорства и последовательности.
О, Аллах! Убереги нас от зла нашего нафса и козней шайтана! Не дай нам поддаться его наущениям и козням! Дай нам понимание истины и различие! Дай нам идти по Твоему прямому пути, пути пророков, сыддыков, мучеников за веру и праведников! Дай нам уйти из этой жизни, будучи верующими мусульманами! Аминь.
Ахмад Исхаков