ОБ ОТНОШЕНИИ К НАШЕМУ ПРОРОКУ

Об отношении к пророку в наши дни. Вопрос отношения к пророку Мухаммеду (мир ему и благословение) в нашем регионе на сегодняшний день, мягко говоря, совершенно не однозначен. Даже вопрос проведения или не проведения Маулида вызывает ожесточенные споры и разногласия. Кто-то считает проведение мероприятий, связанных с днем рождения пророка, чуть ли не религиозным ритуалом. Тогда как другие считают его ничем иным, как греховным нововведением (бид`ат). Причем и те, и другие считают себя самыми, что ни есть истинными и ревностными приверженцами последнего и величайшего из пророков. Кто-то верхом достижения в вопросе следования сунне — ношение чалмы и ичигов, кто-то считает такой подход абсурдным. Где-то бережно хранятся личные вещи и, даже, волосы пророка. Тогда как, в то же время, в одном небезызвестном королевстве старательно стирается все, что хранит память о пророке и его сподвижниках. Причем делается все это под лозунгами борьбы за единобожие (точнее, в борьбе с язычеством (ширк) и нововведениями (бид`ат)). В общем, рядовому мусульманину, особенно начинающему, не так уж и просто определиться с вопросом отношения к пророку (мир ему и благословение).

Отношение к пророку его сподвижников. На мой взгляд, бесспорным ориентиром может служить отношение к пророку его соратников. На протяжении веков в суннитском мире принято считать, что понимание  и претворение в жизнь канонов Ислама сподвижниками является эталонным и что в этом вопросе они являются лучшим примером для подражания. И в этом нет ничего удивительного, ведь это были люди, которые видели пророка, общались с ним, задавали ему вопросы, были вместе в самых различных жизненных ситуациях… В конце концов, кто ближе к пониманию всего, что связано с пророком и, в конечном счете, с Исламом: сподвижники, которые имели преимущества, обозначенные выше и еще многие другие, не обозначенные или же мы, лишенные всех этих преимуществ?! Ответ кажется мне вполне очевидным. Другими словами, поняв, как относились сподвижники к пророку, можно получить правильное представление о том, как нам нужно к нему относиться. Причем, как, наверное, уже заметил внимательный читатель, акцент смещен именно в сторону отношения непосредственно к самому пророку, а не, скажем, к его наследию (сунне). Должен сказать, что это совершенно не случайно. Вопрос важности наследия пророка (сунны) и необходимости следования ей особых нареканий не вызывает практически ни у кого из практикующих мусульман. К тому же, этот вопрос достаточно хорошо освещен. Тогда как вопрос отношения к самому пророку лично, так и остается темой, к которой, на мой взгляд, не уделяется должное внимание. Если вообще можно сказать, что ей уделяется какое-либо внимание. Так как же относились к пророку его сподвижники? Давайте обратимся к некоторым примерам.

Урва ибн Масуд. Вот, к примеру, что говорит об отношении окружения пророка Мухаммеда к посланнику Аллаха Урва ибн Масуд, обращаясь к лидерам многобожников Мекки. Следует напомнить, что дело происходит в преддверии заключения перемирия при Худайбиййи. Урва, будучи из наиболее уважаемых и авторитетных жителей города Таиф, выступал в качестве наблюдателя со стороны мекканцев. Нет нужды говорить, что на тот момент он еще даже не был мусульманином. После посещения лагеря мусульман Урва ибн Масуд обратился к мекканцам и сказал следующее: «О, мое племя! До сегодняшнего дня я имел возможность находиться в качестве посла при дворах правителей Византии, Персии и Абиссинии. Однако, клянусь Аллахом, я нигде еще не встречал людской преданности подобной преданности соратников Мухаммеда. Валлахи, я не встречал еще такого правителя, которого почитали бы так, как почитают Мухаммеда его последователи, хотя он даже не царь! Клянусь Аллахом, когда он даже собирается плюнуть на землю, кто-нибудь из его сподвижников подхватывает плевок на лету и втирает его себе в лицо. Если он что-то приказывает, то люди бегом бегут исполнять его предписание, чуть не давя друг друга. Когда он идет совершать омовение, его люди борются за каждую каплю воды, капающую с него, и, разве что не дерутся. Они не дают упасть на землю даже волосу. Когда он говорит, все вокруг молчат. Их почтение так велико, что они даже не смеют смотреть ему в лицо! Никто не смеет заговорить в его присутствии без его разрешения: если он разрешит – они говорят, если нет, то не издают даже не звука…» Следует еще раз отметить, что говорит эти слова, на тот момент, идолопоклонник Урва ибн Масуд. То есть ему нет резона преувеличивать. Кстати, во время его встречи с пророком там происходит еще один эпизод, который заслуживает того, чтобы его упомянуть.

Мугира ибн Шу`ба. Беседуя с пророком (мир ему и благословение) Урва, по старой джахилийской традиции, неоднократно пытается дотронуться бороды пророка. Мугира ибн Шу`ба, который стоит рядом опоясанный саблей, похлопывая рукой по ножнам при каждой подобной попытке говорит: «Лучше откажись от этой затеи, пока я не вспорол тебе этой саблей живот, ведь ни одному мушрику не должно касаться бороды пророка». В какой-то момент Урва взрывается: «Горе тебе! Какой же ты грубый и невоспитанный человек!». И, поворачиваясь к пророку, добавляет: «Ты погляди, что тут со мной вытворяют; да и кто из твоих людей может так мне досаждать? В любом случае – клянусь Аллахом – не думаю, что среди вас есть кто-то более дурной и злостный!» Пророк улыбнулся: «Вообще-то, это твой родной племянник Мугира ибн Шу`ба». (Урва не смог узнать племянника, потому что тот скрыл свое лицо). Изумлению и растерянности Урвы не было предела: Мугира? Человек, за совершенное убийство которого он еще буквально вчера выплачивал компенсацию (дият)?! Это его родной племянник?!!

Попутно отмечу, что сам Урва принимает Ислам в девятом году по хиджре, недолгим после снятия осады Таифа и становится шахидом, когда попытается донести Ислам жителям этого города. В ответ на призыв Урвы жители города Таиф, его сограждане, которые прежде его так любили и уважали, расстреляли Урву из луков. Да будет доволен им Аллах!

Халид ибн Валид и Амр ибн Ас. А вот какой случай рассказывают про Халида ибн Валида, великого полководца и воина. Кажется, Бисмарк сказал: «Если бы Халиб ибн Валид и Ганнибал жили в одно время, то Ганнибал мог бы быть, в лучшем случае, младшим офицером в армии Халида». Военная история еще не оценила должным образом Халида, полководца, который не проиграл ровным счетом ни одного сражения, ни в джахилиййи, ни после принятия Ислама. Так вот рассказывается, что во время одного из сражений с головы всеми любимого полководца слетает чалма и катится в гущу врагов. Халид, словно в исступлении бежит за ней, врубаясь в ряды неприятеля. Воины, понятно дело, устремляются вслед за ним. Халид догоняет чалму и, не обращая ни на кого и ни на что внимания, надевает чалму. Позже, когда его воины спросят о его непонятном поступке, он скажет: «Да вот в чалме этой был волос самого пророка, я не хотел его потерять». Может быть, читатель думает, что тут какая-то ошибка? Или быть может, думает, что этот случай уникальный? А как насчет того, что Амр ибн Ас, лежа на смертном одре, просит принести и положить ему под язык волос пророка; и на немой вопрос: «зачем???» поясняет: «чтобы легче было произнести шахаду»? Хотя, вероятно, в этом нет нужды, но я все же напомню, что Амр ибн Ас — это искусный дипломат, один из четырех гениев своего времени, мастер по улаживанию сложных вопросов. В джахилийии, кстати, доставил немало хлопот мусульманам. Я к тому, что  оба этих человека были далеко не глупыми, видали виды. Кстати, они с Халидом ибн Валидом, соратники и близкие друзья. Казалось бы: какой-то волос! Весь вопрос только в том, что это был волос пророка. Так можем ли мы после этого сказать, что наше почтение и уважение к пророку чрезмерно? Если сравнивать наше отношение с отношением сподвижников, то, похоже, мы с вами в данном вопросе даже не на уровне «преднулевого» класса. Или может кто-то считает, что сподвижники не так все понимали? Хотя уже сама мысль об этом мне лично кажется крамольной.

Некоторые другие примеры. Может возникать вопрос: была ли приверженность пророку уделом одних мужчин? Или же приверженность, преданность и любовь к пророку было всеобщим? Стать достойным ответом на этот вопрос мог бы, наверное, случай, который приводит ат-Табери в своей книге «ат-Тарих». Он приводит ривает, в котором рассказывается о некой женщине из племени Бану Динар (история не сохранила даже имени этой женщины, хотя ее пример заслуживает того, чтобы его вписали в эту самую историю золотыми буквами). Рассказывается, что после битвы при Ухуд пророк проходил мимо этой женщины. В этом сражении у нее погибли брат, муж и сын. Когда ей об этом рассказали, она спросила: «А что с посланником Аллаха?» Ей ответили: «Он – хвала Аллаху – в добром здравии». Он сказала: «Укажите мне на него, я хочу (сама) увидеть». И когда ей на него указали, она сказала: «Ты жив, а по сравнению с этим любая беда – мелочь, о, посланник Аллаха!» Можно ли представить, чтобы женщина ставила чью-то жизнь выше, чем жизнь своего брата, мужа, сына?! Это могло бы быть невероятной выдумкой, художественным вымыслом, если бы это не было реальностью, вошедшей в историю. Эта, для нас безымянная, женщина не была чем-то совершенно уникальным. Сподвижницы ничем не уступали мужчинам. В той же битве при Ухуд одним из воинов, защищавших пророка, была сподвижница Насиба (или Нусайба), которая получила ранения в этой битве. Дети и подростки также не отставали от взрослых. Один из сподвижников – к сожалению, не помню его имени – рассказывает, что во время сражения в битве при Бадре к нему подошли два подростка из ансаров. Он рассказывает: «Было видно, что оба они хотели что-то спросить, но мялись, не желая раскрывать свои намерения друг перед другом. Я спросил: «Сынки, вы что-то хотели?» На что они ответили: «Дядя, укажи нам на Абу Джахиля?» Я: «Зачем?!» Они: «Мы слышали, что в Мекке он очень сильно донимал пророка, и мы хотим за это с ним посчитаться». Я не мог им отказать и во время сражения, увидев Абу Джахиля, указал им на него: «Вот он». Они как два тигра набросились на него…»

Отношение к пророку в суннитской традиции. Примеров можно привести еще превеликое множество. Однако и приведенных выше достаточно для того, чтобы получить представление о том, каким было отношение сподвижников к пророку: они любили его больше жизни, сражались за него, хранили его вещи, посвящали оды и поэмы… На самом деле почтительное и даже трепетное отношение к пророку и всему, что с ним связано, не ограничивается лишь примером сподвижников. Их пример стал образцом для подражания, ориентиром для мусульман следующих поколений. И по сей день волосы, некоторые личные вещи и оружие хранятся в музее Топкапы в Стамбуле. Сегодня, может быть, кто-то считает чрезмерным или даже – да хранит нас Аллах! – ширком. Однако факты вещь упрямая и если отношение сподвижников к пророку было таким, как мы видим на примерах, то выводы пусть делает каждый сам. На протяжении веков пророку Мухаммеду (мир ему и благословение) посвящаются стихотворения, оды, поэмы, касиды. Одной из лучших и наиболее известных (вот только жаль, не у нас) является Касида аль бурда имама Бусайри. В ней есть такие строки: «О, лучший из творений! К кому как не тебе мне прибегнуть, когда наступит событие общее для всех (Судный День). Ведь из-за меня у тебя – о, посланник Аллаха! – не сузятся полномочия, в день, когда Щедрейший предстанет в качестве Несущего возмездие». Конечно, чтобы судить о произведении, нужно обратиться к оригиналу, ведь любой перевод искажает смысл. Однако, как мне кажется, даже этот крайне слабый и бледный перевод может дать некоторое представление о том, как поэт, ученый муж и суфий имам Бусайри относился к пророку. На мой взгляд, традиция празднования дня рождения пророка (Маулид) есть ничто иное,  как попытка отдать дань уважения пророку. Кстати, в нашем регионе есть одна традиция (уже умирающая, к сожалению) вставать при произнесении слов благословения пророку (салават). Мне не приходилось слышать о том, чтобы так делали в других мусульманских странах. Однако, как уже говорилось, эта традиция готова кануть в лету, потому что так сегодня делают только пожилые бабушки.

Пророческая скромность. Кто-то, наверное, хотел бы возразить: а как насчет хадисов: «Не вставайте подобному тому, как встают персы, приветствуя своих старших» и «Не предпочитайте меня другим пророкам», а также «Воистину, я лишь человек»?! Действительно, эти и сходные с ними хадисы есть. Весь вопрос в том, что пророк проявляет природную скромность и удерживает людей от злоупотреблений. Другими словами, пророк делал то, что ему должно, а сподвижники то, что им должно. Тем более, что если бы обозначенные выше – а также многие другие – примеры были бы отклонением, то неужели вы думаете, что пророк не запретил бы подобные поползновения твердо и решительно? Тогда бы он – да упасет нас Аллах! – не выполнил бы свою пророческую миссию. Однако он, как мы видим, не мешает людям проявлять свою любовь: разрешает прислуживать при совершении омовения, велит раздавать свои состриженные волосы желающим, не ругает родную тетю за то, что она собрала его капли пота, пока он спал… Все это читатель может, при желании, обнаружить в достоверных сборниках хадисов, таких как, например, небезызвестные «Сады праведных» имама Навави. Конечно, в итоге каждый будет решать сам, как ему относиться к пророку. Может быть,  эта статья поможет кому-то определиться с правильным выбором.

О, Аллах! Сделай нас достойными последователями нашего любимого пророка и дай нам возможность заслужить его заступничество (шафаат). Аминь. 

Ахмад Исхаков