О ВООДУШЕВЛЕНИИ (ШАУК)

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Вместо введения.

Каждый из нас, вне всякого сомнения, испытывал увлеченность и энтузиазм, также как и уныние, и потерю интереса. Все мы задавались вопросом: откуда берется это состояние и куда оно девается?  Наверняка, многие из нас хотели бы управлять этим состоянием, в особенности это актуально для всех, кто работает с людьми: от педагогов до психологов, от менеджеров до руководителей самого разного уровня и статуса. На сегодняшний день существует масса разного рода литературы, в которой разъясняется как правильно и эффективно «мотивировать» людей. Очевидно, что увлеченность и воодушевление играют не последнюю роль и в жизни каждого мусульманина, в его радениях и усилиях, направленных на достижение довольства Аллаха.  Собственно именно на этом аспекте и хотелось бы остановиться поподробнее.

Основные понятия.

В арабском языке есть слово «шаук», которое имеет такие значения, как воодушевление, увлеченность, энтузиазм, а также сильное желание и страсть, а также тоска и кручина. От этого же корня образованы такие слова как «иштияк» — сильное желание, страсть, влечение, вожделение; а также «ташвик» — пробуждать желание, вызывать интересе, заинтересовывать. В тасаввуфе понятия шаук  и иштияк используются в значении сильное желание приобщиться к Всевышнему, воссоединиться с Ним, проявление сильной любви и неистребимого влечения к Нему. Очевидно, что подобное влечение и страсть немыслимы без познания Аллаха (ма`рифатуллах), которое, в свою очередь, требует серьезной духовной практики и постижение определенных духовных высот . Возможно, кто- то из читателей захочет возразить, мол, да, это все, конечно, все интересно, но ведь таких людей, наверное, очень мало, а как же быть обычным мусульманам? Здесь есть три момента: первый — следует понимать, что любовь и влечение бывают не только  по отношению к мирским вещам. Лучшим и самым достойным применением такого — назовем этот так — потенциала как любовь будет применение его (потенциала) по отношению к самому Аллаху. Возможно, сама идея называть любовь «потенциалом» кого-то покоробит, прошу проявить великодушие, лексикон автора статьи бедноват, а тема крайне сложная. Тема любви к Аллаху (махабатуллах) подробнее всего разобрана в тасаввуфической (суфийской) литературе. Сами суфии называют любовь к Аллаху «`ашк хакики — любовь истинная», в то время как любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине «`ашк маджази — любовь как метафора; как бы любовь». Второй момент — для того, чтобы развиваться, требуется видеть цель, в этом смысле раскрытие далеких горизонтов, которых человек, возможно, никогда и не достигнет, все же не лишено смысла. И, наконец, третий момент — шаук и иштияк нередко проявляются в несколько ином ключе, и такого рода проявления нам знакомы либо по нашей практике, либо мы видим их на примере других людей.

Искренность (ихлас) или все же воодушевление (шаук)?

К примеру, многие наверно помнят (а кто-то из читателей, возможно, еще только находится на этом состоянии) чувство сильного эмоционального подъема, некое мощное воодушевление или, выражаясь молодежным сленгом «драйв», которое присутствует в первое время, когда человек только-только начал познавать истину, только-только принял Ислам и открыл для себя истинную религию Аллаха. Человек, который едва-едва ступил на этот путь, обычно стакивается с целой массой препятствий и проблем: непонимание со стороны семьи, родных и друзей, а нередко и давление, острая нехватка знаний (даже на базовом уровне), отсутствие понимания основ и методики и еще много чего… Однако, как это известно уважаемым читателям, неофит преодолевает все эти препятствия и преграды на сильнейшем эмоциональном и душевном подъеме. Воодушевление так и бьет изнутри этого человека. Это состояние многие ошибочно принимают за ихлас (искренность). «Постойте-ка, а разве это, собственно, не есть ихлас?!» — скажете вы. Давайте не будем торопиться с выводами и попробуем вспомнить определение этого слова. Итак, слово «ихлас» дословно переводится как «очищение от примесей, приведение в чистое состояние». Терминологическое значение слова «ихлас», которое дают мусульманские ученые, следующее: «ихлас, это делать что-то, поступать, относиться, говорить и вести себя только лишь ради единого Аллаха». Говоря иначе, ихлас — это некое внутреннее качество, которое подвигает человека соотносить все свои поступки, слова и поведение с позиции богоугодности или небогоугодности. То есть в основе намерений (ниййат) у такого человека лежит принцип: все, что я делаю, должно быть только ради довольства Аллаха. Согласитесь, обретение такого качества требует сильной и выверенной веры (иман тахкики), познания Аллаха (ма`рифатуллах), обретения достаточно высокого уровня духовности, которые, в свою очередь, невозможно обрести без долгой, последовательной и целенаправленной практики (совершение намазов, чтение Корана, произнесение зикров, получение знаний, предание тафаккуру и так далее). По мнению ученых, деяние размером с пылинку, совершенное с ихласом, лучше, чем тонны и тонны деяний, совершенных без ихласа. Как по-вашему, может ли новообращенный, который только-только встал на прямой путь Аллаха, обладать таким продвинутым уровнем сознательности, чтобы все свои действия, поступки, слова и даже мысли соразмерять с довольством Аллаха? Ведь у него нет и, по объективным причинам, не может быть необходимых для этого знаний, духовной практики и духовного опыта? По мне, так налицо несознательная подмена понятий. На самом деле, у новоиспеченного мусульманина присутствует состояние, которое правильнее было бы назвать шаук (воодушевление, энтузиазм). Это некий дар Аллаха, некий бонус, который Всевышний дает своему рабу за то, что тот сделал очень важный шаг: повернулся лицом к Аллаху (выражаясь фигурально). Это одновременное проявление и милости, и мудрости Аллаха, ведь благодаря такому сильнейшему воодушевлению новичок с легкостью преодолевает все препятствия и преграды, с которыми сталкивается в самом начале пути. Образно говоря, это своего рода «бонусная программа» Всевышнего, ведь без этой особой милости новообращенный скорее всего «сломался» бы.

«Что-то мой ихлас куда-то делся…»

Однако, проходит время, неофит укрепляется в вере, упрочняет свои позиции, при помощи знаний и поклонения, а прежнее воодушевление потихоньку «сдувается». Казалось бы, парадокс, но на самом деле это лишний раз доказывает, что имело место быть воодушевление (шаук), который был дарован Аллахом в качестве «бонуса» и некого средства для преодоления испытаний и упрочнения в вере. На следующем этапе – не все коту масленица –«бонусная программа» закрывается. Ведь если человек претендует на такие серьезные вещи как вхождение в рай, обретение вечной жизни и лицезрение лика Господа, то очевидно, что ему придется приложить к этому немало усилий и что обретение таких серьезных вещей не будет «задарма».

Воодушевление (шаук): следующий этап.

Закономерно напрашивается вопрос: а возможно ли, сохранить или обрести шаук заново? И если да, то как это сделать? Ответ: да, возможно, а пример сподвижников пророка (да будет доволен Аллах ими всеми!) ясное тому подтверждение. С течением времени их пыл не угасал, тогда как знаний и опыта становилось все больше. Что же касается ответа на вопрос: а как сохранить или хотя бы восстановить изначальное воодушевление и пыл, то здесь все далеко не так просто. Ученые выделяют следующие факторы, способствующие сохранению воодушевления.

Личный пример: имеется в виду, что перед нашими глазами есть  живой пример того, как нужно жить, куда нужно двигаться и чем нужно «гореть». Очевидно, что для сподвижников таким живым примером, был сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Возможно, это главная причина того, что с течением времени их рвение и пыл не угасали. Хотя и здесь, наверное, не все так просто, как кажется, ведь и после смерти своего учителя и наставника сподвижники не пали духом (хотя тосковали и скучали по пророку (мир ему и благословение Аллаха) безмерно), не опустили рук, и пыл их не угас. Они, в свою очередь, стали живым примером для табиина (современников сахабов), а те, для атба` ат-табиина. А как быть, скажете вы, тем, кому не так сильно повезло с живым примером?  На самом деле, даже просто с хорошими живыми примерами, не говоря уже о таком безупречном примере, каким был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), скажем так «не густо». Хотя тем, у кого есть хороший наставник и учитель, определенно повезло. В любом случае, алимы рекомендуют следующее решение:

Раз за разом возвращаться к примерам из жизни пророка, сподвижников и великих мусульманских деятелей. Когда читаешь или слушаешь примеры из жизни сподвижников, то внутри возникает некое духовное разряжение, от некоторых их жизненных случаев приходишь в трепет. Конечно, здесь много зависит и от самого человека и его способности входить в такой «резонанс», от наличия тех же книг или от проникновенности проповедника (если речь идет не о книге, а о проповеди).

Тафаккур: еще одним фактором достижения состояния пыла и воодушевленности, несомненно, является глубокое размышление (тафаккур). Ученые акцентируют внимание на таких аспектах  как  благодарность Всевышнему за те бесчисленные блага, которые Он нам даровал (чувство признательности и благодарности, как известно, вызывает хороший подъем; осознание своего собственного предназначения; необходимость донесения истины до окружающих нас людей и некоторые другие). Последнему аспекту хочется уделить чуть больше внимания: как известно. донесение истины (таблиг) и наставление на правильный путь (иршад) было одним из двух непременных констант пророческой деятельности всех пророков без исключения (второй константой был безупречный личный пример). Другими словами, лучшие сыны человечества, можно сказать, жили и дышали одной этой идеей: как донести божественную истину до людей? Чем не пример для нас, для обычных мусульман? Давайте оглянемся вокруг: нас окружает целое общество, которое, в общем и целом, далеко от таких понятий как вера в единого Бога, пророческая миссия, неотвратимое воскрешение из мертвых и спрос в день Страшного Суда. Так вот, неужели у нас нет обязательств перед этими людьми, ведь это наши родственники, родные, соседи, друзья, коллеги? И неужели Аллах нас не спросит за то, что мы знали (пусть знаем мы и немного, но ведь люди лишены даже и этих знаний) и даже не постарались довести? На этом фоне мне лично странно наблюдать, как мусульмане, молодые и не очень, не знают, как себя реализовать и чем бы себя занять. Если пример сподвижников для нас все еще актуален – а это так – то давайте посмотрим, чем занимались сподвижники пророка (да будет доволен Аллах ими всеми!); пример посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я намеренно отложил в сторону, потому что  кто-то может возразить, мол, с пророками все понятно, это было их предназначение. Разве была какая-то другая идея, которая побуждала бы действовать так, как они действовали, и жить, как они жили? Скажем, что толкало Халида ибн Уалида (да будет доволен им Аллах!) перед началом сражения с византийской армией призвать ее главнокомандующего к Исламу? А что побудило Халида ибн Зейда, более известного как Абу Аййуб аль Ансари, будучи уже очень пожилым, принять участие в походе на Константинополь, а тетю пророка участвовать в походе на Кипр? Даже широко известных примеров такого рода можно привести не один десяток. На этом фоне несколько странно наблюдать, как прогрессивная мусульманская молодежь мается от кажущегося отсутствия цели в жизни или от неспособности себя реализовать. Самореализация – это, конечно, хорошо, но не будет ли слишком большой роскошью заниматься саморазвитием в то время, когда толпы и толпы людей на всех парах мчатся к вечной погибели, а в обществе буйным цветом расцветают все, мыслимые и немыслимые, виды разврата и порока?

Получение знаний и общение с братьями по вере. Еще одним немаловажным фактором, который заряжает и возвращает нас в нужную колею, является посещение занятий по Исламу и общение с единоверцами. В этом плане для жителей нашего города существует немало возможностей: есть много разного рода занятий и групп с различным обучающимся и преподавательским составом практически во всех мечетях города. Есть группы для дошколят, для школьников, студентов, зрелых людей, для девушек, для юношей, смешанные группы.  Не хочешь ходить к этому преподавателю, не вопрос, ходи вон к тому или другому; не удобно ходить в эту мечеть, выбери ту, что ближе.  Все это великая милость Аллаха: наличие большого количества групп и возможность выбора, но любая милость это еще и испытание, ведь иметь возможность посещать занятия, получать знания и развиваться, и не воспользоваться этой возможностью предполагает спрос со стороны Всевышнего. Посещение занятий предполагает не только получение знаний, хотя очень часто мусульмане сводят все лишь к этому, это еще и погружение в духовную атмосферу братьев по вере. Помимо интеллектуальной составляющей присутствует и духовная составляющая, и даже сложно сказать, которая из них приоритетней. Приходя на занятия, человек чувствует сопричастность к общине мусульман, осознает, что он не один, заряжается позитивной энергией и духом единства, получает ответы на свои вопросы, очищается от метафизической грязи. Многие, наверное, сталкивались с тем, что общение с единомышленниками приводит к тому, что даже мысли начинают течь в правильном направлении, тогда как общение с людьми, чуждыми по духу и мировоззрению, приводит к обратному эффекту.  В общем, позитивный эффект от посещения занятий и общения с единоверцами, на мой взгляд, остается недооцененным со стороны самих мусульман.

Вот, пожалуй, и все, с чем, в общем и целом, предполагалось поделиться в этой статье. Возможно, какие-то важные моменты остались за «бортом», поэтому прошу читателей быть великодушными и снисходительными. Успех лишь от Аллаха.

О, Аллах! Укрепи нас и помоги нам, мусульманам! О, Аллах! Даруй страждущим в поисках истины обрести ее, и убереги от зла нафса и шайтана. Аминь.

Ахмад Исхаков