Будь полезен людям

Понятие пользы, конечно же, определяет Коран, а не людская прихоть. Кому-то может показаться пользой то, что он покупает другу сигареты. Но это не польза, а вред. Так после выяснения того, что и кому полезно на данный момент, мусульманин действует, стараясь принести пользу. Это нескончаемая работа до Судного дня, так как каждый человек страдает от какого-то вреда, который нужно устранить, и нуждается в пользе, которую нужно заполучить. Поэтому, каждый из нас должен стремиться к принесению необходимой на данный момент пользы. А определение полезности того или иного действия возможно лишь благодаря знаниям и пониманию действительности (фикх аль-уаки’).

Однако мусульмане по своей полезности находятся на разных уровнях  и их условно  можно разделить на три категории:

1) Те, кто приносит людям пользу и не причиняет им никакого вреда, кроме как по ошибке. Это категория настоящих мусульман – они водворили в жизнь все упомянутые в начале хадисы.

2) Те, кто приносит людям пользу, но иногда причиняет им и вред. Это категория средних мусульман, которые в Судный день могут оказаться «муфлис»ами, как это сказано в хадисе:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спросил (у своих сподвижников): «Знаете ли вы, кто такой банкрот?». Сподвижники ответили: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни денег, ни средств к жизни». И он сказал: «Поистине, банкрот из моей уммы – это тот, кто в Судный день придет (к Аллаху) с молитвами, постом и закятом, но он обругал одного, оскорбил второго, проел имущество третьего, пролил кровь четвертого, ударил пятого. И будут отданы его благие дела одному, второму, а когда закончатся его благие дела до расчета со всеми, будут взяты грехи людей и возложены на него, а затем он будет брошен в Ад.

Пусть такие мусульмане задумаются, стоит ли губить своими руками то хорошее, что они делают – с одной стороны копят добро на Судный день, а с другой растрачивают свои благие сбережения сплетнями, ложными обвинениями, незаконным присвоением имущества, драками и прочими грехами. И дай Аллах, чтобы в Судный день их благих дел оказалось больше, чем дурных.

3) Те, кто приносят людям больше вреда, чем пользы. Это грешники и бездельники, далекие от того образа мусульманина, который был дан нам Пророком (мир ему и благословение Аллаха). К их образу жизни призывают некоторые сектанты, которые взяли из Ислама лишь то, что отвечает их прихотям. Такими были хариджиты – когда к ним на переговоры пришел Ибн Аббас, он слышал гул от того, что многие из них читали Коран. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о них, что это люди, вылетевшие из Ислама как стрела из лука. Да, хариджиты много читали Коран, много молились и постились, но сколько вреда они принесли мусульманам! Из-за своего невежества они посчитали, что убийство Али (да будет милостив над ним Аллах)), зятя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сподвижника, обрадованного раем еще в этом мире – это богоугодное дело, а сражение с его сторонниками – это джихад!..

Ко всему сказанному нужно сделать несколько примечаний:

Во-первых, когда мы говорим о принесении людям пользы, мы не должны исключать из понятия «люди» и самих себя. Более того, человек должен приносить пользу себе в первую очередь. Непонимание вот этой истины вводит в заблуждение многих людей – человек может строить мечети, помогать сиротам, студентам, содействовать распространению знаний, но относиться небрежно к своим намазам – просыпать утренний намаз, совершать остальные только в конце установленного времени и так далее. Такой человек неправильно расставил приоритеты и, возможно, вред, который он причиняет себе, намного значительнее, чем польза от его других дел. А сам ведь он тоже человек, который нуждается в пользе!.. Другой пример: человек, обладающий знаниями, обучает людей добру. Это похвально, но в первую очередь от этих знаний должен получать пользу он сам.

Во-вторых, мир, созданный Аллахом, интересен тем, что просто невозможно быть нейтральным, не вредя и не принося пользу. Что бы ты ни делал, ты находишься в одном из двух положений: либо приносишь пользу, либо причиняешь вред. Не важно, кому – себе, жене, друзьям… А если рядом нет никого из людей – то ангелам или джиннам. Так что каждую секунду держи в голове мысль: сколько пользы и сколько вреда от тебя в данный момент.

В-третьих, многие, очень многие люди обмануты в оценке своей полезности или вредности. Есть те, кто думает, что совершает великое добро, а в действительности вредят себе или людям. К примеру, если кто-то заработает деньги недозволенным путем и отдаст их в качестве милостыни, то эти деньги принесут человеку только вред. Так что, перед тем, как что-либо делать, мусульманин должен выяснить, будет ли от этого дела польза с большой буквы. Если будет польза, но в такой же степени будет и вред, то такое дело может совершать только глупый человек. Если вам скажут: «Соверши торговлю – вложи 10 000, и получи 10 000!», что вы ответите? Ответ очевиден. Тем более, если речь идет о религии. Ислам – это не религия глупцов! Если же кто-то совершает дела, приносящие больше вреда, чем пользы, то это либо больные люди, либо провокаторы.

Прошу у Аллаха, чтобы он показал нам истину истиной и направил нас к ней, и показал ложь ложью и отдалил нас от нее.

Абдурахман Акбердин