О БЕДСТВИЯХ ЯЗЫКА

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Язык мой, враг мой

Все, наверное, слышали выражение «язык мой – враг мой». Обычно эту фразу произносят – хотя  в современном мире все реже и реже —  те, кому приходилось, так сказать «расхлебывать», последствия своих неосторожных высказываний. Мы живем в такое время, когда люди мало обращают внимание на то, что и как говорят.  Причем в данном вопросе мы, мусульмане, мало отличаемся от всех остальных. Однако если все остальные, возможно, не предполагают о мере ответственности за свои слова, то мусульманам дóлжно подходить к данному вопросу с бóльшей сознательностью. Однако очень часто этого не происходит. Вот об этом и хотелось бы поговорить.

Просто слова, просто ли…

Возможно, кому-то из читателей название данной статьи покажется не вполне понятным, а кому-то даже чрезмерным. Поэтому хочу уточнить: речь на самом деле идет о бедствиях, наносимых языком. Причем бедствия чаще всего наносит человек сам себе и своим же языком. Казалось бы: ну что тут такого? Подумаешь, что-то кому-то сказал или говорил, ведь ни с кого, не убыло? И все же, все ли так просто? Как говорят ученые, неосознание серьезности проблемы уже само по себе является серьезнейшей проблемой. В риваете от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается: «Поистине, раб (Аллаха может) произнести слова, угодные Аллаху Всевышнему, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб (Аллаха может) произнести (такие) слова, которые вызовут ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад» (Бухари). Еще в одном риваете Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается: «Поистине, раб (Аллаха может) сказать (что-либо, даже) не подумав об этом, в результате чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (Ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом» (Бухари; Муслим). Давайте вдумаемся: ведь это два достоверных хадиса, и в них говорится о том, какая участь может постигнуть тех, кто сказал (единожды) или говорил (многократно) какие-то неправильные вещи и даже не придал этому значения. Каким образом слова, сказанные человеком, могут привести к таким последствиям? Ситуация осложняется тем, что в самих хадисах нет никаких конкретных данных  относительно того, что собой представляют эти самые «нехорошие» высказывания. Там лишь сказано, что это что-то, что способно вызвать гнев Аллаха.  Мы, наверное, не ошибемся, если предположим, что речь идет о каких-то недозволенных Аллахом вещах. Ведь известно, что совершение недозволенных вещей (харам) является фактором, вызывающим гнев Аллаха, а вызвать гнев Аллаха значит «напроситься» на наказание. И все же, как единожды (ну, пусть даже и не единожды) сказанное слово может ввергнуть человека в пламя ада?

Когда слова ведут к банкротству

Хочется поделиться своей версией на тему, как такое вообще возможно. Давайте возьмем в качестве примера такие греховные деяния, совершаемые языком, как заглазное осуждение (гыйбат) и клевету (бухтан или ифтира). Я думаю, никто не станет оспаривать ни греховность первого, ни запретность второго деяния. Мы называем их «деяния», потому что и то, и другое, ни что иное, как вербальные действия, ущемляющие права других людей. Как известно,  любое ущемленное право рано или поздно восстановлено, в этом мире или в вечном мире, в день Страшного Суда. О том, как это будет происходить в Судный День, очень ясно и доходчиво рассказывается в следующем хадисе, передаваемом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является банкротом?» Они ответили: «Банкротами среди нас (называют) тех, у кого  не осталось ни денег, ни имущества». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, погоревшим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда  из его благих дел будет отдано этому и  этому (в некоторых риваетах проходит фраза: «в меру притеснения»), а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад!» (Муслим) Из данного хадиса мы узнаем, что разного рода несправедливость и ущемления будут восполняться из багажа праведных дел угнетателя (если, конечно, таковые имеются), а если багаж праведных дел иссякнет еще до того, как человек со всеми рассчитается, то тогда на него будут перекладываться грехи тех, кого он ущемил. Естественно,  все это будет происходить под неусыпным взором Всевышнего и никто не будет ущемлен. В этой связи хотелось бы отметить, что позиция тех проповедников, которые с трибуны начинают, так сказать, «кошмарить» народ, вещая о том, что, да, мол, придут и все ваши деяния заберут или перегрузят все свои грехи, мягко говоря, не обоснована. Ведь в подобном случае уже получалась бы несправедливость, тогда как Судный День призван восстановить справедливость, а не для того, чтобы кого-то ущемлять. Это так, к слову. Вернемся к гыйбату и бухтану. Итак, если мусульманин нелестно отозвался о брате, или даже, что еще хуже, возвел на него клевету, то в Судный День должен будет «уладить» данный вопрос и велики шансы того, что для этого ему придется выплачивать компенсацию и ни чем-нибудь, а вознаграждением от своих деяний. Теперь представим себе такую ситуацию: мусульманин возвел клевету не на конкретного брата по вере, а, скажем, на целое мусульманское движение или общину. Вот, к примеру, есть такое мусульманское движение, представители которого путешествуют по белу свету и заходят в каждый дом, побуждая людей говорить слова исповедания веры: «Ля илаха иллаллах» и вы, скажем, как-то нелестно о них отозвались. Ну, например, сказали что-то вроде: «А, эти бездельники, что от них толку». Что тогда? Чем это может вам грозить в Судный День? По-мнению ученых, в ситуациях, когда речь идет о коллективной личности, то бишь о людях, объединенных общей идей, общей методикой, общей целью, дело придется иметь со всеми представителями движения сразу. Другими словами, брошенное вами слово касается всех этих людей,  и все они в День Страшного Суда вправе требовать от вас сатисфакции. А теперь представим, что таких людей миллионы. Здесь мне хочется провести черту: одно дело не соглашаться и подвергать критике методику, принципы, цели и задачи того или иного движения, и совсем другое дело возводить хулу, переходя на личности или, того хуже, возводить ложь и клевету. Если задаться вопросом, а чем ложь и клевета хуже просто хулы, то ответ очевиден: любое утверждение нужно будет обосновать, а как, скажите мне, можно будет обосновать пред Аллахом ложное утверждение? Как вы это себе представляете?! Вот, представим, что Аллах – упаси нас всех Всевышний от такой участи – начнет «тягать» за какое-нибудь необоснованное утверждение: «Иди сюда мой раб. Вот ты сказал в такой-то и такой-то ситуации то-то и то-то, а на самом деле дело обстояло так-то и так-то, давай, объясняйся».  Видимо, неслучайно говорится в хадисе: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный День, пусть либо говорит благое, либо молчит» (Бухари, Муслим). По сути у мусульманина два варианта: либо говорить благое, либо молчать. Однако просто молчать нас, сегодняшних мусульман, видимо не устраивает. Поэтому мы любим говорить: по делу и без дела, со знанием и без оного; говорим, бросаемся словами и утверждениями. У меня лично складывается впечатление, что многие сегодняшние мусульмане не очень представляют себе меру ответственности за свои слова, а иной раз мне даже кажется, что некоторые братья по вере искренне убеждены в том, что, скажем, обвинение в неверии и поливание грязью инакомыслящих братьев по вере не несет за собой никаких последствий. Только вот аяты и хадисы почему-то говорят об обратном. Тут некоторые еще начинают оправдываться, мол, мы же хотим предупредить, уберечь от зла и так далее. Однако в Исламе есть такое правило, которое, как и многие другие, очень часто просто игнорируется: к благой цели можно двигаться лишь благими средствами. То бишь  клевета и огульное охаивание, к примеру, не могут служить средством достижения благих целей по той простой причине, что сами эти инструменты есть зло. И одно дело обоснованная и взвешенная критика (хотя даже и с ней лучше быть поосторожней,  и не переходить на личности), и совсем другое —  потоки клеветы и грязи, которые одни мусульмане выливают на других.

«Если увидишь дурное, то…»

Из приведенного выше хадиса мы понимаем, что если что-то говорить, то это должно быть что-то благое. Что значит «говорить благое»? Вероятно, речь идет о конструктивности. Другими словами, наше высказывание должно предполагать какой-то позитивный эффект: кого-то чему-то научить, кого-то поправить, кого-то от чего-то предостеречь и так далее. Попутно хотелось бы отметить, что некоторые братья по вере любят указывать другим братьям по вере,  как и что делать, причем делается это очень часто в резкой и грубой форме. При этом очень часто цитируется хадис, мол, увидишь дурное, исправь рукой, если не можешь, то языком, а если не можешь, то сердцем, и это самая слабая степень веры. Такой хадис действительно имеет место быть и, причем это хадис достоверный. Однако при этом как-то упускается из вида то, как ученые понимали и понимают данный хадис: исправлять рукой — это прерогатива тех, кто наделен властью. Вы, скажем, можете наводить порядок в своей семье, но лезть в семью соседа права уже не имеете. Исправление языком — это дело тех, кто обладает знаниями, то есть в первую очередь это ученые. Ведь именно ученые лучше других знают, в чем проблема и как ее нужно решать. А у нас, такое складывается впечатление, учеными мнят себя если не все, то многие. И наконец, исправление языком, что по факту является внутренним неприятием, для тех случаев, когда вы ни сказать, ни изменить ничего не можете и это последний рубеж веры (имана). Говорить благое, возможно, также предполагает правильные внутренние мотивы, а для правоверного мусульманина мотив должен быть всегда один: довольство Аллаха. Если же  слова не предполагают позитивного эффекта и не преследуется довольство Аллаха, то единственно правильным решением остается молчание.

Словесные баталии

Теперь посмотрим через эту призму на нынешнюю ситуацию: какой позитивный эффект предполагают нападки мусульман одной идеологической направленности на мусульман  другой? Какова польза от целых дискуссионых баталий, которые разыгрываются как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве? Оппоненты могут друг друга в чем-то убедить? Нет. Через споры они учатся чему-то друг у друга? Не похоже. Это как-то способствует развитию Ислама? Это даже не смешно. А как насчет довольства Всевышнего? Тратится столько времени, усилий, выливается столько слов, кипят нешуточные страсти, бушуют эмоции и ради чего? Потом мы еще удивляемся, мол, посмотрите какой разрозненный мусульманский мир. Пора, мол, объединяться.  Вот только дальше слов это как-то не идет.

Плюрализм

Тогда как не проще ли начать с чего-то реального, пусть и малого. Помнится первый президент СССР и последний секретарь ЦК КПСС ввел в обиход такое понятие как «плюрализм». К самому этому человеку можно относиться по-разному, но введенное им в обиход понятие можно было бы, на мой взгляд, взять на вооружение. Почему бы  нам, мусульманам, не сойтись на том, что разные методики и разные видения ситуации имеют право на жизнь. Они и так есть, просто мы никак не хотим этого признавать и пытаемся навязать свою точку зрения. И при этом, по большому счету, не брезгуем ни необоснованными обвинениями, ни даже клеветой. Но ведь в итоге страдает Ислам в целом, разве может быть чья-то частная истина выше всего Ислама в целом? А если Аллах спросит нас за потраченное время, за антагонизм в отношении братьев, клевету и наветы? Хотя это предложение, наверное, правильнее будет сформулировать так: «А ведь Аллах спросит…»

Другие бедствия языка

Конечно, бедствия языка не ограничиваются лишь гыйбатом и клеветой одних мусульман в адрес других. На самом деле языком совершается еще много грехов, таких как сплетни, обман, сквернословие, поношение, проклятия, лжесвидетельство, доносительство и многое другое.  Просто в этом материале акцент был смещен в сторону тех тенденций, которые, на мой взгляд, имеют широкое хождение в современной мусульманской среде. Получается интересная вещь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит, что для того, чтобы гарантированно попасть в рай, нужно взять под контроль две вещи: чресла и язык. Казалось бы: все просто! Однако видя, какое количество грехов совершается одним лишь языком и, наблюдая, с какой легкостью довольно неглупые, образованные и идейные мусульмане взваливают на свои плечи горы, нет, даже целые составы греха, понимаешь, что все не так- то и просто. Видимо проблема в том, что нынешние мусульмане не ощущают на себе груза греха и поэтому кажется, что все нормально. Вот только когда придется столкнуться с последствиями своих же слов, будет уже поздно что-то менять и может получиться так, как об этом рассказывается в хадисе пророка (мир ему и благословение Аллаха) о банкроте мусульманской уммы. О человеке, который был верующим и совершал поклонение, но при этом оставил за собой в тленном мире неулаженные вопросы, которые пришлось улаживать в вечном мире при помощи своих благодеяний. Чем все закончилось, мы с вами знаем из хадиса. Конечно, этот человек, наверное, не останется в аду навсегда, ведь, как мы знаем из хадисов, любой, в чьем сердце есть хотя бы крупинка веры, не останется в геенне навечно. Но согласитесь, перспектива все равно не слишком радужная.

О, Аллах! Покажи нам правду правдой и дай следовать ей, а кривду кривдой и отстрани от нее! О, Аллах! Научи говорить правильные вещи и отстрани все греховное, что можно обрести при помощи языка, а также от пустословия и болтовни. Аминь.

Ахмад Исхаков