О РАМАДАНЕ
Пост в месяц Рамадан. Излишне говорить о том, что самым главным и самым важным видом поклонения в этот месяц является пост, внешняя суть которого состоит в том, что верующий должен воздерживаться от приема пищи, питья и супружеских сношений от начала зари до заката, то есть на протяжении всего светового дня. Тогда как внутренняя суть поста в том, чтобы воздерживаться от всего греховного: от ругани, сплетен, обмана и других греховных деяний, и приобщаться к Аллаху. Держать пост в месяц Рамадан является обязанностью (фард) каждому мусульманину, будь то мужчина или женщина, за исключением тех случаев, когда человек является путником, или не может поститься по причине болезни или старческой немощи, беременности, кормления грудью, послеродовых или менструальных кровотечений. Во всех случаях, кроме неизлечимой болезни и старческой немощи, мусульманину/мусульманке должно держать пост за каждый пропущенный день в любое другое время. Что же касается неизлечимо больных и немощных, то они выплачивают так называемою «фидью» — если, конечно, у них есть материальные возможности – кормление бедняка за каждый пропущенный день. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными, На определенное количество дней. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это» (сура Бакара, 1/183-184).
О достоинствах поста в месяц Рамадан существует много хадисов, о мудростях и пользе поста написано много книг и трактатов. Здесь мне хотелось бы напомнить читателям лишь один достоверный хадис, касающийся достоинства поста в этом священном месяце. Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто будет поститься во время Рамадана, веруя и рассчитывая (на вознаграждение от Аллаха), будут прощены его прежние грехи» (Бухари, Муслим). Под словом «веруя (иманан)» ученые понимают следующее: во-первых, человек должен быть верующим, то есть должен верить во все, во что полагается верить му`мину: в Аллаха, ангелов и другие основы веры. Без веры любое поклонение в принципе лишено смысла. Во-вторых, следует верить в положения, связанные с постом. К примеру, следует верить в то, что держать пост является обязательным (фард), в то, что за пост Аллах обещает большое вознаграждение и что пост является ступенью к лестнице, которая ведет к довольству Всевышнего. В противном случае, если, к примеру, человек воспринимает пост как своего рода диету, то для него это и будет диетой. Не следует также забывать и о том, что: «деяния по намерениям». В свою очередь под словом «рассчитывая (ихтисабан)» ученые склонны понимать следующее: постящемуся следует рассчитывать на вознаграждение от Аллаха. Это означает не только питать надежду на воздаяние от Аллаха, но и предполагает, что полагаться следует только на Него. Другими словами, верующим следует остерегаться от того, чтобы закладывать в пост какой либо мирской «интерес». Говоря иначе, мы должны совершать поклонение только и только ради довольства Всевышнего, а не ради того, чтобы нас, к примеру, оценили или похвалили другие люди; ведь в подобном случае это будет уже показным поведением или «показухой» (рийа), а рийа как известно уничтожает благие деяния, подобно тому, как огонь сжирает сухие дрова. Причем это касается не только поста, но и всех остальных благодеяний.
Таравих. Еще одним важным видом поклонения в этот месяц является намаз таравих. «Таравих» множественная форма слова «тарвиха» дословно «передышка, отдых» и назван этот намаз так потому, что в перерыве между каждыми двумя или четырьмя ракаатами принято делать передышку, читая салаваты или другие молитвы. Всем известно, что намаз таравих присущ лишь этому месяцу, то есть его совершают лишь в месяц Рамадан. Про таравих (хотя этот намаз не называется таравихом в хадисах, что свидетельствует о том, что это название появилось позднее) пророк говорит: «Кто будет выстаивать в месяц Рамадан (в намазе таравих) веруя и рассчитывая (вознаграждение от Аллаха) тому простятся его прежние грехи» (Бухари, Муслим). Абу Хурайра также сообщает, что посланник Аллаха поощрял выстаивание (в таравихе) в месяц Рамадан, хотя и не обязывал людей делать это (Бухари, Муслим). Известно также, что пророк несколько ночей вел этот намаз в качестве имама, но потом отошел от этой практики и стал совершать его в одиночку из-за опасения, что он может стать обязательным (фард) и мусульманам будет сложно его выполнять. После смерти пророка традицию совершения таравиха коллективно (с джамаатом) была возобновлена Умаром ибн Хаттабом, вторым праведным халифом. В ханафитском мазхабе этот намаз считается «утвержденной» или «укрепленной» сунной (суннат аль муаккада). Тогда совершение его коллективно является сунна аль кифая, то есть если в регионе этот намаз хоть кто-то совершает этот намаз коллективно, то считается все остальные мусульмане не оставили эту сунну пророка, а те, кто фактически ее совершают получать вознаграждение. Попутно хотелось бы отметить, что каждый Рамадан находятся те, кто настаивает на том, что намаз таравих в действительности состоит из восьми ракаатов, при этом приводится ривает от Аиши (да будет доволен ей Аллах). Хотя есть и ривает от ибн Аббаса, в котором говорится, что пророк (мир ему и благословение) совершал таравих в двадцать ракаатов и еще совершал витр намаз. Кроме того, когда Умар вводит традицию совершать таравих коллективно, количество ракаатов в этом намазе соответствует двадцати. Фактически мы наблюдаем молчаливое единодушие сподвижников (иджма`) в этом вопросе. Другими словами, если бы кто-то из сподвижников считал, что этот намаз состоит все-таки из восьми ракаатов, то как, по-вашему, стали бы они молчать? Мне думается – исходя из того, что я знаю о сподвижниках и их бескомпромиссности в вопросах выявления истины – что не стали бы. Хотя, возможно, кто-то считает себя более ревностным и горячим поборником сунны пророка, чем все сподвижники вместе взятые. Таким мне, конечно, сказать нечего. Следует также отметить, что в ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах этот намаз проходит как двадцатиракаатный, тогда как в маликитском мазхабе существует два мнения: первое, что этот намаз состоит из двадцати ракаатов; второе, что намаз таравих состоит на самом деле из тридцати шести ракаатов; причем более устойчивым считается первое мнение. Хотя, опять-таки, некоторым сегодня и мазхабы не указ…
Ученые также считают, что прочтение полного Корана во время таравиха хотя бы один раз является сунной, а многократное прочтение – достоинством. Праведные предшественники (салаф ас-салихин) повсеместно практиковали прочтение полного Корана (хатм) во время таравиха в течение Рамадана, однако со временем стало преобладать мнение, что нужно вести таравих так, чтобы люди не избегали приходить в мечеть. Таким образом, стала преобладать тенденция — читать во время таравиха небольшие отрывки из Корана или же короткие суры (чаще всего это последние десять сур Корана). Несмотря на это ни один из ученых не говорит о допустимости слишком быстрого (настолько, что сливаются слова и искажается смысл) чтения Корана во время таравиха или же слишком поспешного (настолько, что нарушается степенность и размеренность в выполнении столпов намаза (та`диль аль аркан)) совершения самого намаза. И то, и другое, по мнению ученых, способно нарушать намаз и поэтому тем, кто ведет таравих, следует обратить особое внимание данный аспект.
Садака аль фитр. Еще одним видом поклонения, присущим Рамадану, является садака аль фитр или фитра. Слово «фитр» имеет такие значения: «сотворение; естество; разговение». Тогда как «садака аль фитр» — это вид имущественного поклонения, такой как например закят, который предполагает выплату мусульманином, достигшим месяца Рамадан и имеющему помимо средств для удовлетворения естественных потребностей имущество (как минимум) размером с нисаб, выплаты установленной суммы денег за себя и за тех, кто находится у него на попечении (за детей и жену) в пользу бедных и неимущих. В ханафитском мазхабе выплата садака аль фитр – при осуществлении необходимых условий – является ваджибом, во всех остальных мазхабах – фардом. Фактически это благодарность Аллаху за то, что он дал возможность дожить до Рамадана и приобщиться к благодати этого месяца, выраженная в имущественном эквиваленте. Садака аль фитр нужно выплатить в промежуток между первым днем Рамадана и до начала праздничного намаза. Размер выплаты принято высчитывать исходя из стоимости одной меры ячменя либо фиников или изюма (3.350 грамм) или же полмеры пшеницы (примерно 1.700 грамм). Не следует забывать, что обозначенные продукты были естественными продуктами питания в эпоху пророка и сподвижников и входили в рацион питания людей того времени. Исходя из этого некоторые современные ученые предлагают не привязывать более садака аль фитр к данным продуктам питания, а высчитывать размер выплаты отталкиваясь от усредненного ежедневного рациона человека, в пользу которого будет совершена выплата. Есть также ученые, которые считают, что за точку отчета нужно брать средний рациона того человека, который будет выплачивать садака аль фитр. К примеру, они предлагают взять средний месячный расход на питание и поделить на тридцать (по количеству дней в месяце), полученная цифра и будет той самой суммой, которую нужно будет выплатить. Так или иначе, любому мусульманину, достигшему Рамадана и имеющему возможности, должно выплатить этот садака. Не будем забывать также о том, что это вид поклонения.
Прочтение полного Корана (хатм) и мукабаля. Хотя чтение Корана само по себе, также как и его полное прочтение (хатм аль куръан или хатм), не является поклонением, привязанным к Рамадану, однако факт остается фактом: мусульмане всего мира читают Коран чаще и больше именно в этот месяц. Одни берут в руки Коран и начинают читать лишь в этот месяц, другие проявляют большее усердие и старание, чем в обычное время, стараясь прочитать его в этот месяц полностью хотя бы один раз или даже более. Праведные предшественники (салаф ас-салихин) считали, что прочтение полного Корана раз месяц является нижней планкой верности по отношению к Священному Писанию. И это в обычное время! Тогда как в Рамадан они читали его столько, что остается только удивляться. К примеру, имам Агзам Абу Ханифа, говорят, прочитывал Коран полностью один раз утром и один раз ночью, таким образом, за весь месяц он прочитывал Коран полностью 60 раз! И это притом, что он продолжал заниматься своими обычными делами: преподаванием и торговлей. Что до нас, то прочтение Корана полностью за Рамазан больше одного раза принято считать чуть ли не героизмом.
Традиция полного прочтения Корана восходит к пророку. В риваетах говориться, что пророк целенаправленно прочитывал Коран целиком именно в этот месяц. В риваетах говорится, что происходило это так: пророк (мир ему и благословение) встречался с ангелом Джабраилом (мир ему), и они читали Коран друг другу и, видимо, сверялись. Сначала читал один, другой слушал, а потом наоборот. Известно также, что в год своей кончины пророк (мир ему и благословение) прочитал Коран целиком дважды. Таким образом, чтение Корана целиком в месяц Рамадан является сунной пророка. Кстати говоря, на самом деле здесь присутствует еще один вид сунны, который в нашем регионе, мягко говоря, не распространен. Проще говоря, у нас такая сунна не практикуется. Речь идет о так называемой «мукабаля» или «чтении друг другу», или «чтении со сверкой». На самом деле, мукабаля — это когда один читает, а другой (другие) слушает и сверяет по тексту. Конечно, проверять Коран на наличие ошибок и недочетов, как это делали пророк и Джабраилем, сегодня надобности нет. Однако это сунна пророка и вид поклонения, к тому же появляется возможность сверить свое чтение с чтением более знающих людей (в тех мусульманских регионах, где мукабаля практикуется, в качестве чтецов обычно задействованы хафизы).
И`тикаф. Еще одним видом сунны, который до недавнего времени у нас не практиковался вовсе, но который начал практиковаться в последнее время некоторыми мусульманами это и`тикаф. И`тикаф — это пребывание в мечети в последней декаде месяца Рамадан с целью поклонения. В чистом виде и`тикаф происходит следующим образом: в последней декаде Рамадана мусульманин приходит в мечеть и, оставив все свои дела и заботы, предается поклонению: совершает намазы, делает дуа, читает Коран, произносит зикры, предается тафаккуру. Мечеть разрешается покидать лишь для того, чтобы сходить по нужде, обновить омовение, поесть или уладить какие-нибудь совсем уж неотложные дела. Супружеские сношения во время и`тикафа запрещены. В Коране сказано: «…Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете (в и`тикафе) в мечетях» (сура Бакара, 1/187) Однако пребывание в мечети целыми днями доступно не всем, а приобщиться к такой благодати все же хочется. Как же быть? Так вот, ученые считают, что даже кратковременное пребывание в мечети (в течение, скажем, одного часа) с намерением совершить и`тикаф возможно и что такой человек тоже получить свое вознаграждение (саваб/аджр).
Другие виды поклонения. Вообще перечень всего того, что целесообразно делать в месяц Рамадан далеко не ограничивается теми пунктами, что обозначены выше. На самом деле, это исключительно благодатный месяц, и нам, мусульманам, не следует пренебрегать никакими видами поклонений и благодеяний. Ведь, по мнению ученых, в этом месяце соотношение «благодеяние — кратность вознаграждение» соотносится как один к тысяче и более. В особенности, конечно, не следует забывать о таком важном виде поклонения как дуа (взывание). Нужно просить много и часто, просить за себя и за других, ведь дуа в этом месяце принимаются.
О, Аллах! Сделайте этот месяц благодатным и для нас, даруй нам Свое прощение и довольствие, упаси от огня и введи в Рай. Аминь.
Ахмад Исхаков