Пересадка органов с точки зрения шариата

На вопрос отвечает шейх Исам Шаар член международной ассоциации мусульманских ученых.

Большинство исламских ученых считают допустимым жертвовать почкой, если в этом есть необходимость и врачи по медицинским показаниям не запрещают проведение операции по пересадке органа ни донору, ни реципиенту. Однако донорство органом разрешено при условии, что это совершается  добровольно  и лишь  в качестве пожертвования. Категорически запрещается  человеческие органы превращать  в товар, который продается и покупается.

Именно такое решение приняла Академия исламского права в вопросе пересадки органов и донорства ими. Что касается вознаграждения донора реципиентом в знак благодарности, то здесь мнения ученых различно и это является предметом дискуссий.

На конференции мусульманского права 6 февраля 1988 года после того как были заслушаны научные доклады, было принято следующее решение:

Первое:  допустимо пересадка органа одного человека другому при твердой уверенности, что ожидаемая польза от операции по пересадке органа будет многократно превосходить возможный вред. Также операция должна быть обусловлена тем, что после нее больной обретет новый здоровый орган, или орган восстановит свои функции, или приобретет нормальный и привычный вид. Также такие операции разрешены для устранения физического изъяна или уродства, которые причиняют психологические или физические страдания.

Второе: разрешается пересадка органа одного человека другому, если эти органы обладают способностью регенерации, например, кровь или кожа.

Третье: разрешается использовать часть удаленного, по медицинским показаниям, органа у одного человека другому. К примеру, можно использовать роговицу удаленного глаза.

Четвертое: недопустимо пересаживать жизненно важный орган одного человека другому, вследствие чего последует неминуемая смерть донора. Например, сердце.

Пятое: запрещается пересадка органа в том случае, когда после операции донор полностью теряет функции пересаженного органа, хотя это и не приводит к смерти донора. Например, пересадка роговицы обоих глаз. В случае, если донор частично утрачивает функции пересаженного органа, то это является предметом отдельного исследования, и каждый случай рассматривается индивидуально, так как в этом вопросе среди ученых нет единого мнения.

Шестое: разрешается пересадка органа мертвого человека живому, при условии, что усопший при жизни дал на это разрешение, или на это дали разрешение родственники покойного, или мусульманский лидер в случае, если у покойного нет родственников или он не опознан.

Седьмое: Следует отметить, что разрешается пересадка органов в перечисленных выше случаях при условии, что они не сопряжены с торговлей и извлечением финансовой выгоды. Что касается вознаграждения реципиентом донору, то это является предметом разногласий и дискуссий.

Восьмое: Все случаи, которые не рассмотрены в вышеупомянутых пунктах, требуют индивидуального подхода и принятия отдельного решения в каждом конкретном случае после тщательного изучения с медицинской и исламской точки зрения.