Ересь или нет?
Ответ на это вопрос мы нашли среди фетв доктора Раджаба Абу Мелиха шариатского исследователя на интернет-ресурсе «ИсламОнлайн». Предлагаем вашему вниманию перевод некоторых тезисов из этой фетвы.
Термин «бид’а» один из тех терминов, вокруг которого очень часто разгораются споры и накаляются страсти. Среди ученых есть те, кто ограничивается только лексическим значением этого слова, то есть «новшество», «новинка», «нововведение». Некоторые идут дальше и трактуют термин «бид’а» как ересь.
В связи с этим этот вопрос оказывает влияние на нормы фикха и их отношение к некоторым обычаям и традициям как празднование дня матери, дня любви, годовщины революции и так далее. Также этот вопрос оказывает влияние на нормы фикха и их отношение к поклонению, но следует сразу оговориться не к самому поклонению, а к способам совершения обрядов поклонения.
Мы же склоняемся к тому, что запрещенная «бид’а» это то, что возникло не на заре ислама, а много позже и противоречит целям шариата.
В одном из изданий Аль-Азхара под руководством шейха аль-Азхара Али Джад аль-Хакка было дано следующее разъяснение:
1. Необходимо различать между лексическим и терминологическим значениями слова «бид’а». Возможно, лексическое значение слова не всегда указывает на заблуждение, ведущее в адский огонь. Вероятнее всего, что именно в лексическом значении употребил это слово халиф Омар бен аль-Хаттаб сказав: «Как прекрасна эта «бид’а» (как прекрасно это нововведение), когда увидел мусульман, коллективно совершающих намаз таравих, под руководством Абу бен Ка’ба. Так имам аль-Газали в труде «ихъя улум аддин» касаясь вопроса диактрических точек в Коране, отмечал, что это является новшеством, но при этом хорошим новшеством. Также имам аль-Газали подчеркивал, что коллективное совершение таравих-намаза это хорошая «бид’а», доставшаяся нам в наследство от Омара бен аль-Хаттаба. «Бид’а» порицаемая это то, что противоречит сунне или ведет к ее изменению.
2. Порицаемая «бид’а» возможна только в религиозных делах, как на это указывает хадис: «Кто внедрит новшество в наше дело, не относящееся к нему, то оно отвергнуто». Однако существует некая трудность полностью разделить религиозные дела от мирских. Ислам является всеобъемлющей системой и охватывает все стороны жизни человека, но из той сунны мы знаем о существовании мирских дел. Так в случае с искусственным опылением финиковых пальм пророк сказал: «Вы лучше знаете свои мирские дела».
3. Четкое определение «бид’а» можно дать в тех вопросах, о которых есть тексты в Коране и сунне. Но возникает сложность с деяниями пророка, о которых нет зафиксированных текстов. Как следует поступать мусульманам: воспринимать это как сунну, которой желательно придерживаться или нет? Такие деяния можно разделить на несколько видов:
а) деяния, относящиеся только к пророку, к примеру, соблюдение поста днем и, не прерывая его вечером продолжить пост на следующий день. В таких делах нельзя подражать пророку.
б) деяния, относящиеся к врожденным качествам пророка: его манера кушать, пить, спать, разговаривать и т.д. Нельзя упрекнуть верующего в том, что он не выполняет сунну, если он не повторяет манеру пророка в еде, в разговоре или во сне.
в) деяния, поясняющие коранические айяты. К примеру, в соответствии с версией Ибн Масуда, вору следует отсекать правую руку. Обязательно мы должны следовать этому или так как это разъяснение отсечение именно правой руки носит рекомендательный характер?
г) также мы знаем, что волосы пророка доходили до мочек ушей, а кончик чалмы свисал между лопатками. Большинство ученых говорит, что не обязательно мусульманам поступать также. Бесспорно только то, что это не запрещено шариатом.
В заключение следует сказать, что «бид’а» это те новшества, которые были привнесены после смерти пророка, его сподвижников и праведных халифов, при этом это должно касаться основ веры, по поводу которых нет разногласий среди ученых и противоречащих целям шариата. Что касается частных вопросов, предполагающих применение иджтихада, то здесь не следует спешить называть это «бид’а».