«Сплоченность» — это стремление к согласию

Поводом стало решение главного мусульманского ведомства страны вручить троим членам Татарского дворянского собрания (Меджлис татарских мурз) медали степени «Сплоченность».

Так отметили большую благотворительную помощь, участие в строительстве мечетей и церквей и возрождении религиозных традиций З.Я. Аюпова, И.К. Шарипова, А.М. Сулейманова.

Каждое заседание татарских дворян начинается с чтения Священного Корана. Прозвучали аяты и в этот раз, после чего верховный муфтий выступил с проповедью, где отметил, что у каждого народа есть своя историческая элита, которая сохраняет и развивает духовные ценности, помнит о своих корнях. Подверг морфологическому и лексическому разбору хазрат слово «мурза», связав его с арабским «мудрый», т. е. приводящий к согласию: между прошлым и настоящим, между правителем и народом, между людьми, проживающими на одной земле. Такое грамматическое открытие было, конечно, более лестным, нежели ходившее до того и продолжающее ходить толкование, как производное от персидского «Эмир заде», фактически «мурза» — сын эмира, принц. Хотя одно не исключает другого.

Меджлис татарских мурз был организован в Уфе в 1992 году, его членами стали потомки известных дворянских фамилий – Акчурины, Бигловы, Еникеевы, Дашковы, Кудашевы, Мамлеевы, Сакаевы, Терегуловы, Чанышевы… Сейчас этот список расширился, причем в Татарском дворянском собрании (ТДС РБ) состоят как действительные мурзы с родословной по прямой мужской линии, так и, условно говоря, ассоциированные, из рода мурз по женской линии. Общая история интересна всем. За эти годы меджлис опубликовал сотни статей, выпустил десятки книг, провел несколько конференций всероссийского масштаба. Его члены занимаются научными изысканиями, просветительской деятельностью, работают в разных областях.

Мурзы не раз в истории подвергались гонениям, причем не столько по экономическим, сколько по религиозным причинам. Царь Петр Первый за отказ принять крещение одним указом лишил всех мурз Российской Империи дворянских привилегий. На неполный век. В конце того же XVIII века императрица Екатерина Великая  по представлению тогдашнего Уфимского губернатора Осипа Игельстрома это звание вернула. При ней же в Уфе возникло главное магометанское ведомство страны, муфтиями которого в свое время становились потомственные дворяне – Салимгарей Тевкелев (татарин) и Мухамедьяр Султанов (башкир).