Преподавание ислама – на повестке дня

Семинар преподавателей курсов по изучению основ ислама состоялся в Уфе.

2 февраля мечеть «Ихлас» собрала преподавателей ислама Уфы. Как и полагается, все началось с чтения Корана. Имам-хатыб мечети Мухамет Галлямов открыл конференцию вступительным словом. Он представил пристутствующих друг другу.

Первым докладчиком стал Руслан Саяхов – заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью. Он выступил с темой «О некоторых направлениях совершенствования исламского просвещения в местных мусульманских организациях».

«Ключевым инструментом в передаче знаний был учитель», — подчеркнул Руслан хазрат. Кроме того, он выделил четыре основных источника получения и распространения знаний о религии:

1)      литература и интернет;

2)      пятничные проповеди в мечетях;

3)      курсы при местных религиозных организациях,

4)      исламские учебные заведения России и зарубежья.

Р. Саяхов отметил, что первые три рассчитаны для широких кругов населения. Исламские вузы больше направлены на духовных лиц. Книги по религии он разделил на две части: переведенные источники с арабских и турецких оригиналов и «первые робкие попытки самостоятельного анализа». Пятничные проповеди тоже воспринимаются неоднозначно: прихожане мечети очень требовательны, а имамы стоят в нелегком положении – они должны успевать решать организационные моменты и заниматься самообразованием. Деятельность курсов при МРО должна соответствовать уставу организации. Кроме того, Руслан хазрат выделил как плюсы, так и минусы таких занятий при мечетях.

В конце выступления он заключил: «В общем работу курсов могу считать успешной». Основная заслуга, по его словам, принадлежит имам-хатыбу и преподавателю.

Центральным докладом стал «Педагогика Абу Ханифы и десять принципов современной российской системы мусульманского образования», подготовленный Валерием Семеновичем Хазиевым – директором научно-исследовательского центра БГПУ «Развитие мусульманского образования». По мнению профессора, европейская система обучения ориентирована на «набивание школьников знаниями», 87% которых впоследствии им не пригождаются. Приоритет знаний подавляет многие человеческие качества. Абу Ханифа предложил в свое время такой принцип: «Учить только тех, кто сам желает учиться». Его методом было интерактивное общение с учениками – вопросы и ответы друг другу, дискуссии на разные темы. Поэтому он использовал логический подход. Ученики Абу Ханифы получали не сколько сумму знаний, сколько пищу для размышлений. Жизнь и поступки Абу Ханифы соответсвовали тому, чему он учил.

Так Валерий Семенович привел пример про Хафса бин Абдаррахмана – компаньона Абу Ханифы. «Однажды Абу Ханифа, прислав ему товар, предупредил, что в какой-то из одежд имеется недостаток, который он назвал, и велел указать на это покупателю. Но Хафс продал товар, забыв указать на этот недостаток тому, кто купил у него это платье. Когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги от всей патрии товара, а было там тридцать тысяч дирхемов. Если вспомнить, что Абу Ханифа тратил в день на еду два дирхема, то розданных денег хватило бы на боле чем четыре года пропитания».

По мнению Хазиева, на сегодняшний день в обществе необходимо присутствие исламской интеллигенции. То есть человек должен быть отличным специалистом длы земной жизни (иметь светское образование) и иметь религиозные знания для жизни вечной. Особый интерес представляет опыт БГПУ, партнером которого является РИУ. Кроме плановых, педуниверситет выделяет десять дополнительных мест для абитуриентов, которые в дальнейшем будут углубленно изучать историю и культуру ислама.

Кроме того, профессор высказал свою позицию по поводу модернизации исламского образования: «Ислам – это религия. Модернизация ее недопустима. Она строится на догматах, а они неизменны. Религия хранит стабильность. Можно только модернизировать систему образования. И подстраивать религию под науку нельзя».

Далее он сформулировал основные принципы современной российской системы мусульманского образования (РСМО).

  1. РСМО должна сохранять и приумножать гуманистические идеалы и ценности ислама.
  2. РСМО должна быть российской, а не зарубежной, то есть должна быть адаптирована к нашему народу.
  3. РСМО должна сочетать научное и духовное образование.
  4. РСМО должна быть современной, то есть должна использовать информационные технологии, новые формы.
  5. РСМО должна опираться на философскую антропологию, рассматривающую человека как единое целое.
  6. РСМО должна представлять единство воспитания и обучения, причем доминировать должно воспитание.
  7. РСМО должно опираться на истину (ум), красоту (чувство) и добро (душу).
  8. РСМО должна сочетать семейное и школьное обучение.
  9. РСМО должна формировать патриотизм и толерантность.
  10. РСМО должна исходить из цели – счастье, земное и вечное, человека.

Помимо этого, Валерий Семенович вспомнил прошедшие в конце декабря конференции в БГПУ, в которых обсуждались многие аспекты религиозного образования. Этим событиям «Рисалят» дал свою характеритсику, с которой Хазиев не согласился. Однако об издании он отозвался очень положительно и рекомендовал все читать эту газету.

Преподаватель курсов МРО «Ихлас» Фатима Фаткуллина была последней из выступающих. Ее тема – «Современная методика преподавания основ ислама для женщин». Особое внимание она уделила проблеме сохранения семьи. Для предотвращения разводов нужно готовить девушек к семейной жизни. Ведь во многом от отношения женщины к мужу и детям зависит целостность этой ячейки общества. Альхамдулиллях, женские религиозные курсы есть и у нас, которые проводит Фатима ханум. С помощью ислама нужно пропагандировать семейные ценности. Для этого мугаллима предложила ввести курсы невест.

В завершение семинара каждый желающий высказал свое мнение по рассматриваемым темам. В целом все остались довольны.