Они были первыми в Башкирии и в России

Роль женщины в обществе, в семье, в образовании и культуре, в воспитании детей  – подобного рода вопросы во все времена волновали общественное сознание и сегодня не теряют своей актуальности. В разные периоды истории роль женщины во всех сферах жизни была разной в силу многих причин. В ХVIII-ХIХ вв. неграмотность, бедность, зачастую отсутствие возможности получить образование, зависимость от материального достатка мужа, порой бесправное положение в семье – все эти факторы негативно сказывались на положении женщины. Но, к счастью, революция 1905-1907 гг. помогла ей  осознать насущную необходимость перемен в своей жизни, во-первых, и стала отправной точкой в изменении взглядов на роль женщины в истории нашего края, во-вторых. Исторический опыт свидетельствует о том, что женщины-мусульманки Уфы и Уфимской губернии уже в начале ХХ века имели прогрессивные взгляды и хорошее образование,  обладали высокой нравственностью и духовностью, не только активно защищали свои права, но и рука об руку с традиционными деятелями общественного движения – мужчинами боролись за освобождение своего народа от невежества, за образование и просвещение его. Среди них были учительницы, поэтессы, врачи, журналистки, артистки… Одним словом, и роль их в обществе уже в те годы была высока.

Еще  в 1861 г. «Оренбургские губернские ведомости» писали: «Пора бы убедиться и в этой непреложной истине, что образование всякого народа начинать с женщины…    Влияние мужчины на семью не столь постоянно и продолжительно, как женщины.   Нравственный мир в детях исключительно образуется тихою, нежною любовью матери.   Женщина самою природою поставлена наставницею своих детей, тогда как влияние отца более единично». Поэтому, считала газета, необходимо в женские русско-татарские школы привлекать «как можно более дочерей инородцев».  В 1906 г. Николай II утвердил «Временные правила об обществах и союзах» и именно в этот период, под влиянием революционных идей в Башкирии начало зарождаться движение башкирских и татарских женщин. Женщины стали активно проявлять себя в различных областях общественной жизни — в первую очередь, в просвещении, благотворительности, в воспитании молодежи.    А в Уфе в конце 1907 г. было создано Уфимское мусульманское дамское благотворительное общество и в декабре этого же года по разрешению исполняющего должность губернатора графа А.П. Толстого был зарегистрирован его Устав, в котором определены основные цели – «культурно-просветительские, нравственно-воспитательные и трудовспомогательные». Общество состояло из мусульманок всех званий и состояний. Учредительницами Уфимского мусульманского дамского благотворительного общества стали передовые образованные женщины из обеспеченных и знатных семей города и губернии – дворянки Марьям Тимербулатовна Султанова (в девичестве – Акчурина), Суфия Сеитгареевна Джантурина, Софья Мухамедьяровна и Зюлейха Мухамедьяровна  Султановы, жена генерал-майора Махи-Парвазь Султановна Шейхалиева, Фатима Мухамедьяровна Басимова и др. Впервые не только в истории башкирской столицы и губернии возникло общество женщин-мусульманок, явившееся первой организацией мусульманских женщин в России. Через пять лет, в 1912 г., такое же общество возникло в Оренбургской губернии, его возглавила Фатима Миркамилевна Адамова.

Председателем Уфимского мусульманского дамского общества была избрана Марьям Султанова — дочь влиятельного человека своего времени – Почетного гражданина Уфы, потомственного владельца мануфактурных магазинов в дореволюционной столице Тимербулата Акчурина. Марьям Султанова была от природы умной, одаренной девушкой. Окончила Казанскую женскую гимназию, мечтала стать учительницей. И ее чаяния осуществились. В 1886 г. Марьям Тимербулатовна вышла замуж за старшего сына муфтия Мухамедьяра Султанова — Арслана-Али Султанова — человека передовых взглядов, предводителя Стерлитамакского уездного дворянства, продолжительное время служившего поверенным в Уфимском окружном суде, а затем почетным мировым судьей по Белебеевскому и Уфимскому округам. Еще до встречи с Марьям, Арслан-Али Султанов много занимался благотворительностью. Еще в 1899 г. был создан Уфимский попечительский комитет о бедных мусульманах, одним из учредителей которого был дворянин А. Султанов. После женитьбы, молодые супруги все свои свободные средства передавали этому комитету и всеми силами способствовали прогрессу в мусульманском обществе, заботясь об образовании и мужчин, и женщин.

Уфимское мусульманское дамское общество, созданное для оказания благотворительной помощи мусульманским учебным заведениям, содействия прогрессу женщин открывало школы для мусульманок, материально помогая учителям и учащимся, библиотеки и читальни, «дома трудолюбия», где девочки обучались различным ремеслам и грамоте, приюты для сирот, лечебные учреждения… Дамское общество оказывало материальную помощь и приюту для престарелых мужчин и мальчиков-магометан (он располагался по улице Воскресенской, 54). Кроме того, Общество вносило плату за обучение в гимназии детей из малоимущих семей. Пособия выдавались также на приобретение одежды, учебников и школьных принадлежностей. Характерно, что в благотворительной деятельности женщинам помогали мужчины – мужья, братья. Они и сами входили в состав каких-то попечительских и благотворительных обществ, комитетов, союзов и выделяли им для развертывания деятельности капитал. Супруги Султановы открыли бесплатную русско-башкирскую школу для девочек (своих детей у них не было). Обучали детей приглашенные Марьям Тимербулатовной учительницы-мусульманки. Обучение велось как светским, так и религиозным дисциплинам. Школа существовала вплоть до 1917 г. После смерти мужа в 1908 г. Марьям Султанова в своем доме по улице Спасской, 1  (ныне — Новомостовая), подаренным отцом в качестве приданого, открыла приют для девочек-сирот. В одноэтажном деревянном доме было более десяти комнат. Места хватало и для классных комнат, и для спален, и для столовой, и для обучения девочек шитью и вязанию. Марьям Тимербулатовна слыла доброй, сердечной женщиной. Она заботилась о том, чтобы девочки были сыты и одеты, получили достойное образование. Марьям Султанова содержала приют до конца 1920 г.
Передовые мусульманки — члены Уфимского мусульманского дамского общества — и мусульмане приняли самое активное участие и в строительстве здания для медресе «Галия». Первыми внесли деньги на строительство Суфия-бикэ Джантюрина, семья бая Садри Назирова, Сабиржан Шамгулов. Жена муфтия Мэдина Султанова купила на одеяла для шакирдов тысячу метров сукна, известный оренбургский поэт Заки Рамиев выслал 500 рублей для покупки кроватей. Марьям Тимербулатовна подарила будущему медресе 900 аршинов желтого и 100 аршинов зеленого сукна. О высокой образованности, интеллекте Марьям Султановой говорит и факт ее знакомства с  ученым Ахмет-Заки Валидовым, которому она оказала помощь в приобретении собственной исторической библиотеки, содействовала деньгами.  

В июне 2008 г. в Шаляпинском зале Уфимской государственной Академии искусств им. З. Исмагилова состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию Уфимского мусульманского дамского общества, в котором приняли участие руководители Союза женщин Башкортостана, видные ученые, депутаты, религиозные и общественные деятели.

Сто лет тому назад в Оренбурге вышла в свет книга известного просветителя, богослова, ученого и писателя, члена Оренбургского духовного собрания Ризаэтдина Фахретдинова (1859-1936) «Знаменитые женщины», являющегося также автором биобиблиографического сочинения «Асар» и серии брошюр дидактического характера под названием «Наука нравственности». Как пишет в предисловии к своей книге «Пора и нам зажечь зарю свободы» Альта Махмутова именно в этой серии книг Ризаэтдин Фахретдинов первым среди мусульманских просветителей поднял проблему воспитания женщины-мусульманки, ее права на образование, а в дальнейшем развил проблему воспитания и освобождения женщины, как в теоретическом, так и в художественном плане и в других своих работах. В книге Ризы Фахретдинова «Знаменитые женщины» содержится свыше 360 сведений о замечательных женщинах-мусульманках. Есть там сведения и о Марьям Султановой. В частности, говорится, что

Марьям Тимербулатовна знала турецкий язык, орфография ее была правильной, почерк красивый. В 1926 г. с братом и родственниками она совершила Хадж в Мекку и Медину и посвятила это паломничество памяти своего отца.

Умерла Марьям-ханум Султанова в 1928 г. в Уфе.

Хочется сказать несколько слов и о Суфие Джантуриной (урожд. Шейх-Али). Она активно участвовала в общественной жизни мусульман России. Суфия-ханум была замужем за выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета Салим-Гереем Джантуриным. Салим-Герей Джантурин (1864- ?) крупный землевладелец, мировой судья, земский деятель, депутат I Думы от Уфимской губернии, кадет, член ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин» («Союз мусульман»). В годы революции 1905-1907 гг. Салим-Герей Джантурин вместе с Галиаскаром Сыртлановым защищали идею территориальной автономии восточно-тюркских народов, тогда же при его поддержке Кади Абдурашидом была издана книжка «Аватономия или идара-и мухтарият» (СПб., 1906). После Февральской революции – он член Временного центрального бюро российских мусульман. Салим-Герея называли султаном, т.к. он происходил из рода казахских ханов.

В 1906 г. по инициативе Суфии Джантуриной и при поддержке ряда влиятельных людей в лице ее супруга Салим-Герея Джантурина, Хайдар-Мирзы Сыртланова, Кутлу-Мухаммед-Мирзы Алкина, Мехпервез Шейх-Али, Медины-ханум Султановой в Уфе состоялось открытие высшего мусульманского училища, ставшего известным во всей России под названием «Медресе-и Алийе» (См.: «Медресе-и-Алийе-и-Динийе» // Мир ислама. СПб., 1913, т. 2, вып. VII, с. 435-438). Училище, открывшись в 1906 г. на волне модернистского движения мусульман России, просуществовало до 1920 г. и было закрыто большевиками как «рассадник буржуазного национализма». Однако и за 14-летний срок оно успело дать национальное воспитание и образование тысячам российских мусульман, сослужить хорошую службу нашим народам. С 1912 г. Суфия-ханум вместе с мужем издавала в Петербурге газету «Миллэт» на татарском языке, распространявшуюся во всех мусульманских регионах империи, в т.ч. на Кавказе и Дагестане. Не случайно, характеризуя подвижническую деятельность Суфии-ханум Джантуриной, журнал «Мир Ислама» (1913 г.), выходящий в Петербурге, отмечал, что «Суфия-ханум была проникнута сознанием необходимости национального воспитания и образования для мусульман» (См.: журн. «Мир ислама», СПб., 1913, т. 2, вып.VII, с. 435).

Неисповедимы пути Аллаха! Через тридцать лет в доме по улице Новомостовая,1, где Марьям Тимербулатовна Султанова создала приют для девочек из татарских и башкирских семей, поселились мои родные. Дедушке Ахмерову Давлетхану Фарвазетдиновичу, пришедшему с фронта, дали в этом доме квартиру. В этом доме жила и моя мама – Флюра Давлетхановна Ахмерова, учитель и человек с большой буквы, впоследствии занявшаяся изучением жизни и деятельности супругов Султановых и других передовых мусульман.

В 20-30-е годы ХХ века учительницей – мугаллимой была и моя бабушка Вильданова Мукарама Фазлыевна (1895-1989), с юных лет покинувшая родительский дом, чтобы получить образование и начать самостоятельную жизнь. Она начала учительствовать еще до революции 1917 г., много занималась самообразованием, была начитанной девушкой, знала наизусть много стихотворений, как на русском, так и на татарском и башкирском языках, до глубоких седин обладала превосходной памятью. Ею всегда двигало желание учиться.

В 1912-1917 гг. в регионах России функционировали свыше 70 обществ мусульманских женщин. Были такие организации мусульманок во многих городах России – Оренбурге (1912), Москве (1913), Казани (1917), Троицке (1914), а также в Баку, Ташкенте, Дагестане… Все они, как правило, преследовали культурно-просветительские цели и способствовали пробуждению мусульманок, вовлечению их в общественную жизнь.

В декабре 1919 г. на V-й губернской конференции была принята резолюция о прекращении деятельности Уфимского мусульманского дамского общества. Безусловно, Уфимское мусульманское дамское общество  и его яркие представительницы сыграли огромную роль в культурной и просветительской жизни всего общества, ибо как гласит народная мудрость «Все в руках человека, а человек в руках женщины». О статусе женщине в исламе – продолжательницы рода человеческого, хранительницы домашнего очага, хозяйки в доме — красноречиво говорил Пророк Мухаммад (САВ): «Рай лежит у ног матерей», призывал относиться к ним с любовью, уважением и почтением и сам всегда показывал пример такого отношения.

В настоящее время в Башкортостане созданы и успешно развивают свою деятельность такие общества, как «Союз женщин Башкортостана», общественная организация татарских женщин «Сахибжамал», Общество украинских женщин, Общество русских женщин «Надежда», Центр правовой защиты женщин и гендерных исследований и др. Недавно в Уфе возродилось Мусульманское дамское общество. Ни одно важное событие в жизни республики не обходится без их участия. Носительница норм морали, нравственности, высокой духовной культуры женщина активно участвует в деловой, социальной и духовной жизни общества. В Уфе и Башкортостане женщины активно занимаются благотворительностью — оказывают помощь детским домам, организуют концерты и выступления, строят мечети.

Гюльнара ИКСАНОВА.

(Данный материал впервые был опубликован в краеведческом альманахе «Судеб связующая нить», выпуск 5, 2008 г. Все права защищены. Ни одна часть статьи не может быть перепечатана или использована без согласия автора).