О самостоятельности Башкирии и Духовного управления
Справка:
Кульшарипов Марат Махмутович
Доктор исторических наук, профессор.
Декан исторического факультета, профессор кафедры истории РБ и этнологии Башкирского государственного университета.
Председатель Научного совета по истории, археологии и этнографии АН РБ.
Родился 7 января 1941г. в дер. Зирекле Кугарчинского района Республики Башкортостан.
В 1967г. окончил с отличием исторический факультет Башкирского государственного университета, в 1971 г. — аспирантуру Московского государственного университета с защитой кандидатской диссертации.
На историческом факультете работает с 1971 г. в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента, в настоящее время — профессор кафедры истории РБ и этнологии.
М.М. Кульшарипов читает курс лекций по истории РБ, руководит научной работой аспирантов и соискателей.
Кульшарипов М.М. награжден нагрудным значком СССР «За отличные успехи в работе», он — заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, а также является почетным работником высшего профессионального образования РФ.
Читает курс лекций по истории Республики Башкортостан и этнологии.
Автор многочисленных научных публикаций, монографий и учебников.
У истоков образования мусульманского органа в Башкирии
Религиозные вопросы занимали определенное место в башкирском национальном движении. Особенно всесторонне этот вопрос рассматривался в ходе III Всебашкирского учредительного съезда (декабрь 1917 года, Оренбург).
Тогда же была обнародована резолюция по религиозному вопросу. Речь шла о создани самостоятельного Духовного управления Башкирской автономной республики. Действительно, ДУМ было создано. Во главе такого управления стоял муфтий – шейх-уль-ислам. Однако, не все мусульманские деятели согласились с расколом.
Но, по многим документам, Башкирская автономная республика являлась светским государством. Как видно, религия не совсем отделилась от государства. Правительство должно было совместно работать с религиозными деятелями. И духовенство могло тоже участвовать в деле просвещения.
Первым муфтием ДУМ Башкирской автономной республики был Шагишарип Матинов – уроженец Баймакского района, депутат I Государственной Думы. Хотя многие ошибочно считают, что первым муфтием стал М.Х. Халиков. Но это неправильное мнение. По документам, именно Ш. Матинов был выбран на этот пост.
К сожалению, это Духовное управление просуществовало недолго.
Современное состояние
В конце 80 – начале 90-х годах XX века на волне Перестройки по всей стране стали возникать самостоятельные муфтияты. Башкортостан не стал в этом отношении исключением. На то были свои объективные и субъективные причины. У главы ЦДУМ начали возникать некоторые конфликты с региональными представителями мусульманского духовенства.
История повторяется: в конце 80-х пошло новое башкирское движение за самостоятельность. Опять встали вопросы о самостоятельном Духовном управлении. Немалое участие в создании управления мусульман принял Башкирский народный центр «Урал».
ДУМ РБ было создано. Но у управления не было собственного здания на тот момент. Тогда они располагались в одной комнате с Народной партией Башкортостана. Многие общественные деятели республики выступили с поддержкой ДУМ РБ.
Нурмухамета хазрата знаю лично еще с тех времен. Мы с ним большие друзья. Он поддерживал меня в политическом плане… Попутно мы вместе решали другие задачи: создание махалля в районах, сбор денег, строительство мечетей…
Я стороннник самостоятельности Духовного управления мусульман РБ.
К счастью, Нурмухамет хазрат Нигматуллин и Талгат Таджуддин нашли общий язык. Раньше были какие-то недоразумения между ними, а теперь Верховный муфтий выступает с защитой муфтия Башкотортостана.
Отрадно, что дали новое здание ДУМ РБ. Республике необходимы крупные соборные мечети. По-моему, следует ускорить строительство мечети на проспекте С. Юлаева.
Собственное мнение на современное положение ислама
Сам я – верующий мусульманин. Хожу в мечеть только по праздникам. Внимательно слежу за ситуацией в исламе по стране и миру. Например, мне не понравилась последняя проповедь Равиля Гайнутдина, в связи с чем я направил ему письмо, где изложил свое недовольство.
Дело в том, что СМИ называют террористов, экстремистов «исламистами». Кто такой исламист? Приверженец ислама. Я тоже, получается, исламист. Такие нападки унижают мусульман. Сейчас делается и другой крен – пытаются найти эктремизм в мусульманской литературе. Опять же это давление на религию.
Почему призывают мусульман к толерантности? Разве мусульмане проявляют нетолерантное отношение? У терроризма есть свои причины, не мог он возникнуть из пустого места. Инспирировали терроризм на Западе. У истоков экстремизма – Запад. По-моему, это надо к Западу обращаться с таким требованием.
Мусульманские страны тоже не защищают единоверцев. Они как жирные коты ничего не делают, лишь бы сами были сыты-довольны. Нет единства у мусульман, к которому призывают с высоких трибун.
Надеюсь, нелегкие времена пройдут…
Тимур Рахматуллин