Музыка вместо лекарства

При  физическом недомогании мусульмане всего мире, как и полагается, просят облегчить их состояние и отпустить   грехи, обращаясь  с молитвой   к  Всевышнему.

Известно, что во времена султанов  верующие, чтобы излечить свой недуг,  не только молили о помощи Творца, но и еще ходили  в  поликлиники. Однако лечение больных там не ограничивалось только пилюлями.

Такое медицинское учреждение (дарюшифа) было построено во второй половине XV века на границе Турции и Европы.  По желанию сына известного османского правителя   Мехмеда-Завоевателя султана Баязида II  при мечети был  возведен большой религиозный комплекс  (кюллие) площадью 22 тысячи кв. м. 

Нам довелось побывать  в  старинном архитектурном комплексе, хранящем следы древней истории, и описать увиденное.

Интересным  с архитектурной точки зрения было здание мечети с двумя высокими минаретами и куполом на 20-гранном барабане, занимающей площадь 500 кв.м. Однако особого внимания заслуживает  больница,  которая в течение четырех веков обслуживала множество пациентов вплоть до начала русско-турецкой войны. Здесь практиковали врачи широкого профиля, офтальмологи, хирурги, фармацевты. Специальное отделение (тымархане – психиатрическая лечебница) предназначалось для душевнобольных. При их лечении применялись оригинальные методики с использованием  музыки, шума   воды и аромотерапии.

   Больница при мечети Баязида II сыграла большую роль в развитии медицины вообще и психиатрии в частности.  Она  считается  первой в Европе лечебницей для душевнобольных.

   Стоит заметить, что в период  раннего Возрождения , когда в Европе душевнобольных сжигали, то  в Османской империи людей с психическими заболеваниями лечили, и причем  довольно успешно.

   В клинике  работал один главный доктор, ему помогали два  врача, два хирурга, два офтальмолога и один  фармацевт. В лечении пациентов применялись самые прогрессивные  и гуманистические  методы  той эпохи. Наряду с  традиционными способами   лечения применялись оригинальные  методики, характерные для восточной медицины. Поскольку лечение давало хорошие результаты, эта больница стала центром для лечения душевнобольных.

   Наибольший интерес,  как в плане архитектуры, так и медицины, представляла шифахане, предназначенная  для лечения пациентов.

   Здание состояло из большого центрального холла, покрытого большим куполом.   Прямо под ним в центре холла находился фонтан. Считалось, что звуки журчащей воды благотворно влияют  на душевное спокойствие больных и облегчает их состояние .  Так древние доктора врачевали не только лекарствами, но и шумом струящейся  воды. Звуки фонтана доносилась эхом до пациентов, благодаря  хорошей акустике здания.

   Многокупольная архитектура здания больницы  также  помогала в лечении, способствовала душевному облегчению больных.  Общее количество куполов на всех зданиях комплекса насчитывалось около 100.

   Самым удивительным в устройстве старинной лечебницы было то, что в проекте  была предусмотрена сцена для  оркестра . Сцена, занимавшая значительную часть холла,  находилась прямо напротив входа в больницу . 10 музыкантов  по определенным дням недели  играли различные турецкие мотивы (макамы). Каждая мелодия использовалась при  лечении  определенного заболевания.

Кроме национальной музыки и шума воды  в лечении больных использовались различные ароматы цветов, растущих неподалеку в саду.

 В комплексе все эти   методы помогали больным избавиться от страхов и депрессии.

Впоследствии эта лечебница стала моделью  для многих больниц  XVIII и XIX веков.

Более  подробный рассказ о клинике эпохи раннего Возрождения  можно будет прочитать в апрельском номере газеты «Рисалят».