Мечеть на родине Зайнуллы Расулева
Морозное зауральское утро 21 ноября продирает до костей. Но это не останавливает учалинцев приходить сюда. Журналисты бегают с фотоаппаратами и видеокамерами, «прицеливаясь» с нужного ракурса. Ведь здесь событие масштаба, выходящее за рамки района – не просто открытие очередной мечети. Тем более приезжают первые лица района и почетные гости из Уфы и Москвы.
Мечеть имени Зайнуллы ишана поражает своим размахом. Высокое здание выполнено по оригинальному проекту. Два непохожих друг на друга минарета украшают северную и южную стороны сооружения. Как и полагается, макушку каждой башенки украшает золотистый полумесяц. При въезде в Учалы «храм Божий» заметен издали. Еще более поражает то, что недалеко от мечети стоит большой православный храм с недостроенным молельным домом. Вместе они образуют некий визуальный ансамбль единства двух распространенных в республике религий – ислама и православия. К тому же и сам зауральский рабочий городок с населением в 40 тысяч человек полиэтничен. Как утверждают статистические данные, около трети населения города исповедуют православие (в основном русские), остальные – ислам (башкиры, татары, тептяри). Мечеть эта не первая в Учалах. В виду того, что сознательных мусульман в районе становится больше, возникла необходимость постройки еще одного прихода для приверженцев ислама. Руководство района дало добро на сооружение новой мечети. А Совет директоров Учалинского горно-обогатительного комбината помог материально, выделив основную сумму для постройки здания. Немало вложилось в проект и ООО «Учалы ТрансТехСервис».
Зайнулла Расулев, в честь которого названа мечеть, является выходцем из Учалинского района. Он известный религиозный деятель XIX – начала XX века. Особо почитаем среди российских суфиев накшбандийского тариката. Образование получил в медресе г. Троицка. Впоследствии в том же городе открыл медресе «Расулия» – одно из первых новометодных учебных заведений. Умер в Троицке в 1917 году. Учалинцы гордятся своим знаментитым земляком и хранят память о временах вековой давности.
На площадке перед мечетью скапливается народ. Слева от главного входа мечети установлена «сцена» – небольшая возвышенность, покрытая паласом, со столами. В роли конферансье мероприятия – Наип хазрат Байрамгалин.
Наип хазрат – имам предпенсионного возраста. Работает на шахте Учалинского ГОКа. Сам коренной учалинец. Исламом начал интересоваться давно. Стал активно изучать религию. В отличие от многих российских имамов он не делает из религии формой бизнеса. Ему хватает денег, заработанных на шахте. Теперь он имам-хатыб открывшейтся мечети.
Как полагается любому мусульманскому мероприятию, начинать надо с чтения Священного Корана. После прочтения некоторых сур совершается молитва-дуа.
Первым берет слово Азат Зиганшин – глава администрации Учалинского района. Азат Салаватович выражает надежду, что их грандиозное сооружение станет пользоваться популярностью среди жителей района.
Главу администрации сменяет Ильяс Абдрахманов – генеральный директор Учалинского горно-обогатительного комбината, депутат Государственного Собрания — Курултая Республики. Он благодарит учалинцев за то, что общими усилиями воздвигли этот храм. Кроме того, он сообщает интересные факты о личности, именем которого названа мечеть. Удивительна даже рассказанная Ильясом Ахметовичем история могилы Расулева. Гендиректор ездил в Троицк. Оказалось, что местных жителей, далеких от религии, охватило суеверие: будто если бесплодная женщина отколупает что-нибудь с могилы этого святого человека, она обязательно забеременеет. И место захоронения ишана превратилось в объект паломничества. Со всей округи стали приходить женщины и ковырять надгробную плиту. Вскоре от могилы почти ничего не осталось. Даже вандалы так не разрушают памятники. Пришлось могилу реставрировать и накрывать сверху куполом.
Амина Газизова – праправнучка З. Расулева. Специально к открытию она приехала из Москвы. «Для меня большая радость, что здесь будто сошлись пути земные и небесные. Словно ишан присутствует здесь с нами. Учалинцы позаботились о том, чтобы память о моем прапрадедушке не стиралась!» – у Амины Абдуллаевны пошли слезы, пока произносила эти слова.
Муфтий Башкортостана Нурмухамет Нигматуллин выступает с целой проповедью, затрагивающей современные проблемы общества. Люди внимательно слушают почетного гостя из Уфы.
После муфтия выходит Ильдар Малахов – директор медресе им. М. Султановой г. Уфы. Он как всегда краток, тем более понимает, что народ устал стоять на холоде.
Сменяя друг друга, на импровизированной сцене выступают имам-мухтасибы соседних районов.
Время подходит к полуденному намазу. Азан – призыв на молитву – произносят вживую, голос муадзина разносится на всю округу.
Наип хазрат приглашает всех внутрь. Разрезание ленточки перед крыльцом храма – и все проникают внутрь теплой мечети. Как обычно, в холле здания столик с дежурным имамом и большой ящик для пожертвований – непременный атрибут любой мечети. Здесь же снимается обувь. Теплое мягкое покрытие полов, освещение, интерьер радуют глаз. Основную часть первого этажа занимает молельный зал для мужчин. Особо очаровательно смотрится стеклянный внутренний купол синего цвета, подвешенный над залом. На цокольном этаже располагаются помещения для совершения омовения-тахарат, кухня, столовая и служебные комнаты. Второй этаж предназначен для женщин: здесь кроме молельного помещения находится комната отдыха и тахаратхана для женщин. Оттуда сверху виден как на ладони мужской зал с минбаром – трибуной имама.
Полуденный намаз в качестве имама проводит муфтий. Немалая мечеть заполнена полностью. По словам Нурмухамета Нигматуллина, мечеть ему пришлась по душе. Судя по восторженной реакции остальных, здесь понравилось не только муфтию.
После намаза всех ожидает банкет. В третьей средней школе Учалов приготовили роскошный обед на 300 человек.
Праправнучка Зайнуллы ишана Амина Газизова поделилась с читателями «Рисэлэт» историей своей семьи.
Оказалось, когда умер З. Расулев, у ишана осталась вдова с пятью детьми. Минул 1917-й год. Началась Гражданская война, и устанавливалась советская власть. Оставаться в Троицке осиротевшей семье стало опасно. Тогда они переезжают на Северный Кавказ. Там легче спрятаться от преследователей религии. У одной из дочерей ишана Рабиги родилась дочь Нурулгаян. У той появился сын Абдулла. У Абдуллы уже родилась Амина.
Потомки видного мыслителя не забывают предка-просветителя, и из поколения в поколение передают многие факты его биографии, которых нет даже в документах. Например, Амина Абдуллаевна очень много узнала об ишане от своей бабушки.
Яблоко от яблоньки недалеко падает, – гласит народная мудрость. Потомки Зайнуллы стали профессиональными специалистами во многих сферах. Сама Амина Газизова в свое время закончила Дагестанский государственный университет. Из Махачкалы она перебралась в Москву, где впоследствии защитила кандитатскую, а потом докторскую диссертацию в области филологических наук. Сейчас она профессор Московского государственного педагогического университета (раньше носил имя Ленина). Она нередко участвует в международных конференциях. Несмотря на свои научные достижения она уделяет немало места в жизни и мусульманской вере. Гены предка отдаются эхом в праправнучке. Она понимает возрастающую роль своей религии ислам.
«Читателям «Рисэлэт» я желаю духовного возрождения. Знакомьтесь с трудами Зайнуллы ишана. Честные от всего сердца и упорные молитвы помогут вам!» – пожелала на прощание Амина Абдуллаевна.
Тимур Рахматуллин