Марат Кашапов: Появление в Башкирии исламского банка – логичное и закономерное явление
Первый мусульманский банк открылся под занавес года в столице Башкортостана. Подразделение, принципы работы и финансовые продукты которого полностью отвечают требованиям шариата, действует на базе одного из самых обычных коммерческих банков. В тестовом режиме этот операционный офис работает уже месяц, и, как утверждают его сотрудники, за это время удалось убедиться в том, что интерес к исламскому банкингу в республике сегодня довольно высокий.
Основное отличие мусульманского банкинга от привычной нам модели кредитования — отказ от ссудного процента. Дело в том, что Коран запрещает брать плату за использование денег — чем, собственно, и зарабатывают традиционные кредитные организации. Действующие по законам шариата банки тоже выдают клиентам собственные средства, но на других условиях. Они не зарабатывают на процентах, а оформляют каждую сделку как инвестицию, в результате чего имеют свою долю в будущих прибылях клиента. Причем в мусульманских банках не оказывают поддержку игорному бизнесу, представителям алкогольной и табачной индустрии, а также аграриям, которые занимаются производством и переработкой свинины.
Появление в Уфе такого подразделения представители банковского сообщества региона называют событием знаковым и вместе с тем весьма предсказуемым. Как отметил заместитель председателя Национального Банка РБ Марат Кашапов, очевидно и логично, что исламский банк открылся именно в Башкортостане, где примерно половина жителей являются носителями мусульманской веры.
И республика здесь не первая: подобные банки уже существуют в ряде других «мусульманских» регионов России — например, в Дагестане и Татарстане. Кроме того, такой офис работает в Нижнем Новгороде. Однако о широком распространении подобных финансовых учреждений говорить пока сложно. По словам исполнительного директора Ассоциации кредитных организаций РБ Асхата Хуснутдинова, на сегодняшний день в российском законодательстве нет нормативной базы, которая определяла бы специфические требования к их работе. Еще одна проблема заключается в том, что многие граждане не понимают сути исламского банкинга. В «народном просвещении» всестороннюю поддержку банкирам оказывают представители мусульманского духовенства. Как заверил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ Аюп хазрат, со своей стороны они сделают все возможное, чтобы люди прониклись важностью строгого следования религиозным принципам не только в быту, но и в своих финансовых делах.
При этом стоит отметить, что в России есть немало противников появления в стране мусульманских банков. По их мнению, в исламском банкинге присутствуют элементы рейдерского захвата, к тому же эти специфические финансовые продукты значительно сложнее традиционных. Сторонники же говорят о большей надежности активов мусульманских банков, ведь здесь за каждой сделкой стоит материальная основа.