Краткая история лаклинской соборной мечети

Слово лаклы подсказывает нам, что в этих местах было много диких коз, так как во многих тюркских языках слово «Лак» означает козу. Есть предание и о том, что предки села Таймеево поселились на этой территории в 1692 году.

Среди первопереселенцев был и Сулейманов Гайса (1729-1802 гг.) мулла. С его благословения была построена первая мечеть в селе. Именно с этого времени начинается история о служителях культа в селе Лаклы. Первый лаклинский приход более 40 лет до самой кончины возглавлял Гайса мулла. Где и когда он получил сан имама нам неизвестно, но предание говорит о том, что Гайса, как и его отец, духовное образование получил в Бухаре. Гайса и Сулейман женились только в 37 лет, это наталкивает на мысль, что они свои молодые годы посвятили учебе.

Как известно, упорядоченное назначение служителей культа  Исламской религии в Российской империи началось только после выхода Указа Екатерины II в 1788 году. Если о том, что Гайса был муллой,  можем говорить, исходя из договора от 3 февраля 1760 года, то о получении Указа на лаклинский приход его старшим сыном Худайбирде (1768-1847) можем говорить точно. Худайбирде Гайсин, начиная с 1798 года, начал исполнять обязанности муэдзина лаклинского прихода, а после возглавил его, заменив отца. 3 мая 1811 года Худайбирде получил официально Указ № 12623  на должность муллы и учителя (мугаллим) лаклинского прихода. Вместе с ним этим же указом должность муэдзина получил Асадулла Сайфуллин с 1786 года рождения и прослужил до 1857 года.

В Лаклах была простая мечеть, в документах она называется пятивременной, то есть работала только по пятницам, так как для организации соборной мечети не хватало количество прихожан. По законам того времени для организации соборной мечети было необходимо минимум 200 прихожан мужского пола. А в Лаклах согласно документам на получение Указа и по переписи 1811 года было не более 88 душ мужского пола. Лаклинцам так хотелось иметь большую красивую соборную мечеть. Худайбирде был решительный человек. Под предлогом, что старая мечеть пришла в негодность, Худайбирде с братьями в 1814 году разрушил без разрешения властей и Оренбургского Мухамадианского Духовного Собрания (ОМДС) пятивременную мечеть и заложили новую. Стройка затянулась аж на 14 лет. Судебные власти без конца теребили Худайбирде, требовали документы, разрешающие постройку мечети. Естественно, документов не было. Судебные органы обращались и в ОМДС за разъяснениями положения:

Например, «Из Уфимского уездного суда в Оренбургское Магометанского закона Собрание. Благоволит оное Собрание суд сей уведомить был ли из вашего или от Степенного муфтия дан деревне Алаклов имаму Худайбирде Гайсину в 1814 году приказ о постройке вместо ветхой новой мечети, по делу о сломании им с товарищи самовольно состоящей в той деревне старой пятивременной мечети. 13 декабря 1823 года».

 (РБ. ЦГИА. И-295, по. 4, д. 334).

Тяжба это продолжалась до самого открытия соборной мечети в 1828 году. Собрали список прихожан 210 человек с включением жителей соседних деревень. Для постройки этой мечети Худайбирде потратил уйму времени, здоровья и средств. Мечеть эта с небольшими изменениями дожила до наших дней.

Вторым имамом и учителем (мугаллим) на новую соборную мечеть получил Указ № 5153 от 23 февраля 1833 года Шамсиваров Багаутдин (1806-1891 гг.). Внук Гайсы Багаутдин хазрет был авторитетным человеком и хорошим учителем. Он в течении 50-лет возглавлял лаклинский приход. В годы его руководства приходом лаклинское медресе приобрело определенную популярность, благодаря образованности самого мугаллима. До наших дней дошла рукописная книга Багаутдин хазрета, написанная им в 1829 году. В 1858 году Багаутдин обратился начальнику 8-го Башкирского кантона Булякову с просьбой о разрешении ремонта мечети. Комиссия, присланная в Лаклы, нашла нужным, что, действительно,  крыша   лаклинской Соборной мечети требует ремонта. Составили приговор лаклинского сельского общества во главе со старшиной 7 юрты Умытхазиевым. Приговор подписали 72 человека и больше половины из них потомки Гайсы. Таким образом, Багаутдин хазрет произвел капитальный ремонт мечети.

В списке населенных мест Российской империи Уфимской губернии по сведениям за 1870 год сказано:

«Лаклы при реке Ай и речке Лаклы мечетей-1, училище-1, мельниц водяных-2, хлеборобство, пчеловодство, число дворов-105, мужчин-339, женщин-280, башкиры».

Эти краткие сведения приводятся для того, чтобы показать наличие в Лаклах учебного заведения. Видимо, это был мектеб, а может быть и медресе.

К началу 20 века духовное правление села Лаклы выглядело так:

1. Первая соборная мечеть построена в 1828 году, метрический № 212. Число прихожан: мужчин-382, женщин-379. Служители мечети:

Ахмедсафа Багаутдинов, 1861 года рождения, имам замих, хатиб и мударрис, Указ № 672 от 10 февраля 1884 года. В 1907 году возведен в ахуны, Указ № 1059 от 24 февраля.

Гизатуллин Гирфан, имам хатиб и мугаллим. Указ № 2587 от20 августа 1874 года.

Шакирьян Абдулвалиев, имам и мугаллим, Указ № 5106 от 26 сентября 1906 года.

Шагивали Хайруллин, муэдзин и мугаллим, Указ № 215 от 16 января 1903 года.

2. Вторая соборная мечеть, метрический № 486 от 17 мая 1899 года,  построена в 1900 году. Число прихожан: мужчин-303, женщин-285. Служители мечети:

            Гайса Гирфанов, имам хатиб, Указ № 2243 от 26 июня 1900 года.

            Галиаскер Гайнизаманов, имам и мугаллим, Указ № 1616 от 22 мая 1901 года.

            Мурзагаян Галлямов, муэдзин и мугаллим, Указ № 2245 от 22 июня 1900 года.

            Мухаметгариф Багаутдинов, муэдзин, Указ № 265-922 от 1 июля 1922 года.

После становления Советской власти здание второй  мечети служила школой. Там учились ученики первых и вторых классов, пока здание не пришло в ветхое состояние. Кроме вышеуказанных, были и другие служители культа со времени основания села Лаклы. Самым популярным из них остался в памяти народа Багаутдинов Ахмедсафа хазрет.

Ахмедсафа Багаутдин.

Ахмедсафа (1861-1929) ибн Багаутдин ибн Шамсивар ибн Гайса ибн Сулейман ибн Сююндук известный татарский религиозный и общественный  деятель, учитель, преподаватель, просветитель, мударрис медресе «Ахмадия», лидер мусульман Златоустовского уезда, ахун, родился в деревне Лаклы Златоустовского уезда Уфимской губернии в семье потомственного муллы. Первичное образование получил в медресе своего отца Багаутдин хазрета. Он очень рано проявил свои незаурядные способности  к образованию и к 14 годам считался знатоком Корана (хафиз) и показал глубокие познания коранических наук и шариата. В 1875-1881 годы учился в медресе первой мечети города Троицка, а летом обучал казахских детей грамоте. После успешного окончания медресе два года служил на Сибирской линии писарем и толмачем-переводчиком.

После избрания муллой лаклинским приходом в 1883 (19 января, протокол № 2687) году по рекомендации Багаутдин хазрета Ахмедсафа совершал хадж в течение года и посещал святые места, приобретал книги, встречался с известными богословами востока и получил их благословение. За свою жизнь  дважды совершил хадж. В 1884 году он получил указ № 672 от 10 февраля на Лаклинский приход имам джамихом, хатибом и мударрисом  вместо своего отца.

Ахмедсафа пользовался большим авторитетом и уважением среди населения и руководства Златоустовского уезда. Такой авторитет он завоевал благодаря прогрессивной программе обучения в его медрес «Ахмадия», образованности, культурности и интеллигентности самого дамиллы Ахмедсафы хазрета. Он всю жизнь совершенствовал своё образование,  шел в ногу со временем и опережал его. По тем временам у него была довольно большая библиотека, собранная его предками и им. Она занимала отдельно стоящее от его жилого дома небольшое восьмигранное здание восточной архитектуры, расположенное   в тихой березовой роще его усадьбы. Всё свободное время он проводил, уединившись в своей любимой библиотеке: занимался науками, молился, медитировал, искал истину. Как и его предки, Ахмедсафа обладал даром ясновидения, врачевания, психотерапии. Эти свойства он частично передал и своим потомкам. В этой библиотеке были собраны наряду российской и восточной мусульманской,  и русская классическая литература. В связи с раскулачиванием в 1929 году эта библиотека была разорена. Ахмедсафа активно участвовал в открытии русско-татарских школ. Сам же работал учителем родного языка и вероучения в лаклинской русско-татарской мужской школе, открытой в 1894 году. Также документально известно, что в медресе «Ахмадия» в 1894 году обучались более 200 детей мусульман Златоустовского уезда. Сам Ахмедсафа хазрет в медресе вел этимологию арабского языка и вероучение.

А в документах об открытии русско-татарской женской школы в Лаклах 1905 году говорится:

«Благодаря сердечному и горячему участию местного муллы Багаутдинова в деле как открытия школы в этой деревне, так и привлечения учащихся в данную школу на первый же год её открытия поступило 30 девочек, что представляет громадный успех, так как магометанское население относится с большой неохотой к обучению русской грамоте своих детей вообще, а девочек в особенности».

После такой оценки даже со стороны государственных властей говорить об отношении Ахмедсафы к джадидизму и кадимизму нет смысла. Ахмедсафа активно стремился приобщить свой народ к просвещению и культуре. Для этого прикладывал все свои возможности и умения. Благодаря активной просветительской и духовной деятельности Ахмедсафы хазрета, село Лаклы стало центром (рассадником) мусульманской культуры на северо-востоке Уфимской губернии  конца 19 и начала 20 веков. Он был передовым человеком своего времени. На него также было возложено ОМДС инспекция мектебов,  медресе и духовных приходов Златоустовского уезда. У него было много учеников, шакирдов, муридов  со всего северо-востока Уфимской губернии и не только.

14144

Ахмедсафа ахун в 1927 году был арестован, отсидел несколько месяцев в Месягутовской тюрьме, но был освобождён во избежание бунта на территории Златоустовского округа и Месягутовского (Башкортостан) кантона, так как началось настоящее  паломничество его многочисленных учеников, шакирдов, муридов и мусульман в село Месягутово.  Люди проходили сотни километров, чтобы поддержать уважаемого человека и любимого учителя. Улицы села Месягутово были заполнены пешими, верховыми людьми, подводами с семьями. Вокруг тюрьмы стояли километровые очереди, люди неделями ждали свидания с ним, хотели получить его благословение. Авторитет и популярность Ахмедсафы ходжи хазрета были огромны. Он был святым человеком в глазах народа. 

Соборная мечеть в Лаклах.

Лаклинская дореволюционная Соборная мечеть классического стиля – памятник мусульманской культовой архитектуры начала  XIX века, единственная крупная на территории  Златоустовского уезда Уфимской губернии, была построена в течение 1814-1828 годов на средства сыновей муллы Гайсы Сулейманова: Худайбирды муллы, Шахсивара и Шамсивара.

Как уже выше говорилось, строительство затянулось из-за возбуждения уголовного дела Уфимским уездным судом по факту самовольного слома старой ветхой мечети, построенной еще в 1760 году Сулейман хазретом и его сыновьями: Габдулменом, Гайсой и Мусой.

В 1828 году Лаклинская Соборная мечеть была открыта для верующих с присоединением приходов соседних деревень. В 1859 году с разрешения ОМДС и управления 8 Троицкого кантона была обновлена крыша мечети «без фундаментальных изменений». В 1905 году Ахмедсафа хазрет с родственниками и при поддержке местного купца Валия Каримова полностью перестроил Лаклинскую Соборную мечеть.

Первая Соборная относился к типу одноэтажных деревянных мечетей с каменным цокольным этажом. Цокольный этаж высотой 2,3 метра, построенный из природного плоского камня на известковом растворе,  состоял из трех помещений, связанных по оси север-юг, с отдельными входами и квадратными окнами. Помещения использовались для хозяйственно-бытовых нужд.

Мечеть сама с габаритами 10х21,8 метра состояла из трех анфиладно связанных по оси север-юг помещений. Стены помещений были обшиты снаружи и внутри кровельными досками, полы покрашенные деревянные:

1.      Вестибюль с двумя окнами с входом с северной стороны и минаретом на крыше. 

2.       Малый зал с шестью прямоугольными окнами.

3.      Основной молельный зал с восемью окнами, с пятигранным выступом михраба шириной 4,7 метра с двумя узкими окнами был ориентирован на Мекку.

4.      Общая длина мечети с михрабом с южной стороны и с лестничной клеткой с северной стороны составлял 28 метров. Всего по акту 18 окон. В большом зале и в комнате имама двойные рамы.

Все помещения имели плоское перекрытие одинаковой высоты. Вестибюль и малый зал имели крашеную, крытую железом, двускатную общую крышу. Основной молельный зал имел крашеную крытую железом купольную крышу высотой 8,3 метра относительно цокольного этажа. С левой стороны вестибюля располагалась комната имама, а с правой стороны винтовая лестница вела в световой фонарь азанчи. В мечети были две печи: в комнате имама и в большом зале. Доминантой композиции мечети служил двухъярусный восьмигранный минарет высотой 20 метров. Он был увенчан изящным шатром, шаром и полумесяцем. Шатровое завершение минарета и световой фонарь были разделены двумя разновеликими карнизами со скатными кровельками. Бревенчатые стены декоративно обшиты досками с двух сторон и покрашены. Углы выделены лопатками. Высокие прямоугольные окна были обрамлены узкими наличниками и стойками по сторонам.

Мечеть ограждена со стороны улиц узорчатым металлическим забором на каменном фундаменте и столбах. Ворота узорчатые кованые на каменных столбах.

Медресе «Ахмадия».

  Ахмедсафа уделял огромное внимание  образованию и культуре мусульманского населения своего села и Златоустовского уезда. Всячески  старался расширить область влияния своего медресе. В Лаклинской медресе «Ахмадия» учились дети мусульман не только Златоустовского, но и смежных уездов. Медресе располагался в нескольких помещениях, построенных в разные годы, некоторые из них уже давно обветшали. Требовалось немедленное обновление всего учебно-жилищного комплекса. В связи с этим Ахмедсафа ахун обратился за помощью к Златоустовской земской Управе о постройке нового здания медресе. Лаклинское сельское общество поддержало его.

В своем ходатайстве от 20 июня 1906 года № 96 о постройке нового здания лаклинской медресе сельское общество пишет:

«1. В нашей деревне Лаклы имеется магометанское учебное заведение-медресе, в котором обучаются ежегодно до 200 детей мужского пола;

2. Помещение медресе устроено в виде отдельных изб, в которых происходят классные занятия;

3. В нашем медресе обучаются дети мусульман не только своего Златоустовского уезда, даже смежных уездов, а поэтому классные комнаты обслуживаются в то же время и для ночлега посторонних учеников, за недостаточностью помещения многим желающим учиться приходится отказывать;

4. Преподавателем состоит наш приходский имам хатиб Ахмедсафа Багаутдинов, человек большой науки и довольно развитой, программа преподавания не уступает учебным заведениям гг. Троицка и Казани. По этой причине наше медресе и привлекает такую массу учащихся из деревень всего Златоустовского уезда;

5. Медресе с такой программой общеобразовательных предметов, как наше Лаклинское в Златоустовском уезде не имеется, поэтому для всего мусульманского населения улучшение-расширение медресе весьма желательно, но средств на это не имеется, благотворительных заведений нет. На основании выше приведенных соображений постановили: ходатайствовать перед Златоустовской уездной земской Управой об устройстве за счет земства в нашей деревне Лаклы здания для медресе, достаточного для учащихся с помещением для ночлега, причем уверяем, что с устройством медресе и в русско-татарском училище число учащихся увеличится»…

Из протокола очередного Златоустовского уездного земского Собрания:

«Гласный (депутат) Щипицин указал на Лаклы, как на рассадник культуры среди мусульманского населения, высказал пожелание отметить новый шаг к культуре удовлетворением ходатайства муллы и постройке здания медресе».

 После долгих похождений мулле удалось получить 1500 рублей на строительство здания медресе. Видимо, земская управа исходила из того, что для строительства здания мужской русско-татарской школы в Лаклах в 1903 году было выделено тоже 1500 рублей. Вообще, комплекс «Ахмадия»: мечеть, здание медресе, здание пансионата, оборудование, забор и так далее,  обошелся 12400 рублей. В 19 веке и начале 20 века  село Лаклы  было духовным, образовательным и культурным центром мусульманского населения Златоустовского уезда, благодаря Ахмедсафе и его предкам.

Впервые о существовании мусульманского училища (медресе) в селе Лаклы документально упоминается в «Списке населённых мест Уфимской губернии» за 1870 год. Хотя при получении Указа № 12623 от мая 3 дня 1811 года на должность имама на лаклинский приход говорится о присвоении Худайбирде Гайсину так же звания «учителя юношей».

В материалах 10 переписи 1859 года в Лаклах числятся уже три учителя тептяр – это мулла Багаутдин, мулла Гайнизаман и муэдзин Хайрулла. Таким образом, к 1870 году в Лаклах действительно существовало приличное по тем временам учебное заведение, в котором шакирды изучали коранические дисциплины: хадисоведение, мусульманское право, догматику, логику,  алифбу и арабский язык.

Наиболее сильное и упорядоченное развитие мектебе и медресе в Лаклах получили в период работы последнего имама лаклинского прихода Ахмедсафы ходжи хазрета, именем которого названо медресе. Он возглавил лаклинское медресе в 1884 году, в один год с Зайнуллой Расулевым, возглавившим медресе «Расулия» в городе Троицке. Так же известно о многократных посещениях ишаном Зайнуллой лаклинского медресе.

В 1894 году при непосредственном активном участии Ахмедсафы хазрета открылась в Лаклах русско-татарская мужская школа, которая заменила мектебе.  Ахметсафа хазрет начал преподавать в этой школе родной язык и вероучение.

«Открытие в деревне Лаклы русско-татарского училища, куда сразу поступили 27 учеников, дает возможность обучаться русской грамоте, находящихся до открытия (училища) исключительно под влиянием магометанского медресе, где обучаются ежегодно более 200 детей мусульманского населения Златоустовского уезда», — говорится в документах об открытии школы.

Если в мектебе изучали Арифметику, Географию, Астрономию, Рахбари-сабиян 1-3 части, Коран, Афтияк, Мугаллими гибадати 1-3 части, Гильмихал, Гибадати исламия на татарском языке, то в русско-татарской школе начали изучать все предметы на русском языке, кроме родного языка и коранических дисциплин.

В связи с ходатайством муллы и населения Земское Собрание постановило изучить постановку учебного процесса в Лаклах.. Изучая цели и задачи мусульманских учебных заведений, Земская Управа пришла к выводу, что «магометанское учебное заведение-медресе преследует общеобразовательные и духовно-нравственные цели. Цель обучения в этих школах одна и та же – сделать учащегося грамотным гражданином, полезным для общества и государства, человеком истинным и образованным». По вопросу о том, какой район мусульманских селений обслуживает Лаклинское медресе говорится, что «лаклинское медресе обслуживает всё мусульманское население Златоустовского уезда».

После строительства нового здания медресе в 1908 году учебные и бытовые условия для шакирдов медресе «Ахмадия» значительно улучшились. В медресе учились более 200 человек и работали 9 преподавателей по различным предметам, в том числе старший сын Ахмедсафы Галимьян, окончивший  Оренбургское медресе «Хусаиния». Он  в Советское время работал директором школы на станции Мурсалимкино (Башкортостан).

Люди, окончившие Лаклинское медресе, в Советское время стали: министрами, генералами,  учеными, инженерами, врачами, учителями, директорами школ, партийными, советскими и хозяйственными работниками. Значение медресе «Ахмадия» огромно для культурного и образовательного развития мусульманского населения Златоустовского уезда и всего северо-востока Уфимской губернии.

Учитывая большие заслуги Ахмедсафы Багаутдинова в развитии образования и культуры не только села Лаклы, но и всего северо-востока Башкортостана, было бы справедливо и достойно уважения его памяти, назвать школу в Лаклах его именем.

После кончины Ахмедсафы ахуна  его мечеть  в 1929 году июля 26 дня была отобрана от верующих и передана под школу (медресе ранее). Большой и малый зал перегородили, образовав четыре помещения, дополнительно поставили еще две голландские печи. В комнате муллы разместилась учительская. На базе мечети и медресе была открыта в Лаклах школа крестьянской молодежи для мусульман всего Месягутовского кантона. Минарет и михраб разобрали только в 1935 году.  Мечеть была школой до строительства в Лаклах нового здания школы в 1970 году. Мечеть стоит уже 39 лет и разрушается.

В настоящее время под контролем архитектурного отдела Министерства культуры Башкортостана мечеть восстанавливается. Таким образом, с помощью Аллаха и немалыми усилиями автора этой статьи, внука Ахмедсафы ходжи хазрета, Первая лаклинская соборная мечеть возрождается. Есть надежда, что не исчезнет с лица земли этот памятник деревянного зодчества наших предков!

Гранит Зинуров