Чтобы Иблис не попутал
Шайтан в разных религиозных и философских системах. Вообще фигура шайтана или сатаны примечательно тем, что она присутствовала во всех религиях, традициях и верованиях всех народов на протяжении всей человеческой истории. Ислам здесь тоже не является исключением. Если сгруппировать восприятие человеком шайтана, который в разных языках и традициях назывался по-разному: сатана, devil, diablo, Аид, Ахриман и так далее, то можно выделить следующие категории:
А) Отрицание шайтана как такого. Это всякого рода атеистические системы, которые отрицают и божественное начало и сатану. Это материализм, позитивизм и подобные им системы. В таком понимании вера в существование сатаны, равно как и вера в Бога воспринимается как пережиток. На самом деле такой подход лишь облегчает работу шайтану, ведь человек не будет остерегаться того, что, по его мнению, не существует. В фильме «Адвокат дьявола» дьявол, герой Аль Пачино говорит: «Самое мое большое достижение в том, что убедил людей, что меня не существует».
Б) Восприятие Иблиса как соперника или даже антипода Богу. Этим, прежде всего, грешат всякого рода дуалистические системы, такие как Маздеизм (древняя религия персов). Дуализм предполагает существование двух начал: хорошего и плохого, светлого и дурного. Обычно за светлое начало отвечает одно божество, а за темное – другое. Все процессы в мироздании воспринимаются как противодействие этих двух противоположных начал. В том же маздеизм есть бог светлого начала Ахура Мазда или Йаздан, а также бог темного начала – Ахриман. К сожалению, современное христианство тоже не смогло избежать подобного понимания, и мы видим, как в книгах, спектаклях, фильмах дьявол представляется как альтернатива Богу, как соперник. Жаль, что система, изначально построенная на единобожии, скатилась к такому извращенному пониманию.
В) Восприятие Иблиса в качестве высшего существа, заслуживающего служения и поклонения. Это сатанизм, язидизм; есть данные, что существуют закрытые секты, которые исповедуют поклонение сатане.
Г) Наконец, мы подошли к тому, как воспринимается фигура шайтана в исламе.
Начнем с того, что шайтан это реальное живое существо, из рода джиннов, а джинны созданы из пламени. Он совершил грехопадение и стал тем, кем он стал. Обратимся к аятам: «Был он из джиннов и воспротивился воле своего Господа» (сура Кяхф, 18/50); «И создал джиннов из чистого пламени» (сура Рахман, 55/15). Вообще в Коране неоднократно и устами самого шайтана говорится, что он создан из огня. Поэтому, по его логике, он не обязан был преклониться перед тем, кто опять же, по его мнению, был создан из глины. Вот, в частности, один из аятов: «Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Иблис сказал: «Я лучше его. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (сура А`РАФ, 7/12). Несмотря на эти ясные аяты среди мусульман распространено мнение, причем этим грешат даже хазраты, что Иблис это якобы падший ангел. Я предполагаю, что это связано с влиянием христианского понимания вопроса. Иначе мусульманин, читающий и изучающий Коран, не станет пребывать в таком явном заблуждении.
История одного падения. В некоторых риваятах говорится вкратце следующее: Иблис до своего грехопадения был на хорошем счету у Аллаха. Обучал ангелов (возможно, в этом кроется еще одна причина того, почему немало мусульман считает Иблиса падшим ангелом), и имя ему было Азазиль. Потом Аллах подверг его испытанию, и он это испытание не прошел. Конечно, в Коране и достоверных риваятах о том, об обучении ангелов и «хорошем счете» не говорится, зато достаточно подробно говорится о грехопадении: «11. Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся.12. Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».13. Он сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты – один из униженных».14. Он сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены».15. Он сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка».16. Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути.17. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными».18. Он сказал: «Изыди отсюда презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами». Здесь мне не хотелось бы вдаваться в подробности, об этом мне уже доводилось писать в статье о высокомерии, желающие могут обратиться к этой статье. В итоге свершилось, что свершилось и что же дальше? Что нам до этого?
Шайтан – заклятый враг человеческого рода. Как явствует из 16-17 аятов суры А`РАФ шайтан считает Адама виновником своего падения и поклялся мстить ему и его потомкам. А его месть заключается в том, что он сбивает человека с истинного пути, подвигает совершать греховные деяния, противиться Богу. И шайтана нельзя недооценивать. Как сказал один современный мусульманский ученый в своем выступлении: «Шайтан, будучи еще новичком в своем деле и не имея опыта, смог провести Адама, хотя тот был пророком. Как вы думаете, каковы ваши шансы на то, что шайтан вас не проведет?» В Коране сказано: «Воистину, шайтан – враг, и относитесь к нему как к врагу…» (сура Фатыр, 35/6) Поэтому нужно знать, что шайтан наш злейший враг. Враг непримиримый, неутомимый, злобный и хитрый. Опасность шайтана не в том, что он обладает какой особой силой и мощью, здесь хотелось бы предостеречь братьев и сестер от переоценки возможностей шайтана. Его сила в нашей слабости, и он хорошо знает наши слабости и умеет на них воздействовать. Тем более, что времени попрактиковаться у него было предостаточно. Если перечислить факторы, из-за которых шайтан представляет для нас серьезную угрозу, то можно выделить следующие особенности: 1) скрытность и незримость. Очень часто мы даже не может распознать его происки. Нередко нам мешают это сделать наши собственные дурные качества и эмоции: гордыня, упрямство, гнев, ревность и так далее. 2) Воздействие на слабые и уязвимые места. Чаще шайтан не идет в лобовую атаку, а ищет бреши в защите. 3) Умение находить нестандартные решения. Или, выражаясь молодежным сленгом, «наличие креативного мышления». Шайтан всякий раз находит новый способ совратить человека. 4) Постоянство. Шайтан «работает» над нами днем и ночью, во сне и наяву, и в радости и в горести. Все это в совокупности делает шайтана серьезным противником, требующим серьезного к себе подхода.
Взаимоотношение Иблиса и Аллаха. Не примну такой важный аспект как отношение Иблиса к Аллаху. Как уже говорилось, во многих религиозных системах Иблис представлен как антипод Богу. В частности, если обратиться к христианской литературе, то можно увидеть такое понимание: Дьявол был одним из ангелов, а потом воспротивился Богу. Потом он совратил человека, собрал сторонников из числа ангелов и пошел на Бога войной. Вся же его нынешняя деятельность сводится к тому, чтобы досадить Богу. В исламе же мы видим совсем иное понимание. В частности из 16-17 аятов суры А`РАФ мы видим, что несмотря на гнев и досаду он не смеет идти против Аллаха, да и возможностей у него таких нет, вместо этого он выбирает досаждать человеку. Кроме того, в Коране неоднократно описывается, как Иблис смиренно просит отсрочить наказание, а получив отсрочку, клянется мстить человеку: «Иблис сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены» (сура А`РАФ, 7/14). Вот еще одна любопытная цитата: «Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура Анфаль, 8/48). Давайте вдумаемся в слова шайтана: «Я боюсь Аллаха». Боюсь Аллаха! Уже упоминалось, что шайтан существо, обладающее немалым интеллектом. Видите, шайтан, олицетворение зла, знает свое место и не смеет идти против своего хозяина. Вот бы людям поучиться этому хотя бы у самого шайтана!
Шайтан и его сторонники. Хотелось бы обратить внимание на понятия «шайатын», «хизбу`ш-шайтан» и «хизбуллах». Слово «шайатын» на поверку оказывается множественным числом к слову «шайтан». Действительно, в Коране упоминается о шайтанах из числа джиннов и людей: «Таким образом, Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов…»(сура Ан`ам, 6/112) Да, да и людей тоже. Выходит есть люди-шайтаны, люди-демоны? Ученые объясняют это следующим образом: человек не превращается в Иблиса по форме, но, по сути, он, совершая дурное и запрещенное Аллахом, убивает в себе божественное, духовное начало, становится олицетворением дурного. Шайтану уже ни к чему над ним «работать», ведь тот и так погряз в богопротивном. Такие люди, по большей части сами того не осознавая, становятся орудием в руках шайтана, несут его миссию. Близким к этому является и понятие «хизбуш-шайтан – сторонники, приспешники шайтана». Конечно, сторонники могут быть идейными, а могут быть и просто примкнувшими. Фактически любой, кто не на стороне Аллаха – а такие обозначены в Коране как «хизбуллах – сторонники Аллаха» — на стороне шайтана. Третьего не дано. В Коране также говорится, что сторонники Аллаха преуспеют: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (сура Маида, 5/56), а сторонники шайтана будут в убытке: «Сатана одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией сатаны. Воистину, партия сатаны – это потерпевшие убыток» (сура Муджадаля, 58/19) Кстати, об итоге, поджидающем тех, кто последовал за шайтаном, есть очень любопытное описание в Коране, которое я бы тоже хотел здесь привести: «Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания»(сура Ибрахим, 14/22).
Шайтан как фактор испытания. Очень часто люди задают вопрос: «Если все так драматично, зачем же Всевышний создал Иблиса?» Ответить на этот вопрос не сложно, если вспомнить о цели пребывания человека в этом бренном мире. Как мы помним, суть нашей жизни в испытании. Вся наша жизнь, все, что в ней происходит, все что нас окружает все это факторы испытания. Да и мы сами для себя тоже являемся испытанием. Суть в том, чтобы, хорошо себя показав в этом мире, пребывать потом в вечном блаженстве в вечном мире. Иблис же является одним из важнейших факторов испытания. Как сказал один проповедник: «Воробью тоже очень не комфортно оттого, что за ним гоняется сокол и пытается съесть. Однако тот же сокол помогает воробью быть в форме, не зевать, учиться быстро летать и маневрировать». В этом смысле, хотя шайтан и его происки представляют для нас реальную угрозу, замысел Всевышнего определил его нам в качестве фактора, который помогал бы не зевать, не дремать и держать форму. Да и как по-другому определить, кто заслуживает рая, а кто должен попасть в ад. Представьте, что нет никаких соблазнов, искушений, страстей…Как же узнать, кто праведник, а кто грешник? Кого вознаградить, а кого наказать? Поэтому божественный замысел определил Иблису его место, а людей Аллах предостерег от шайтана и его происков, предупредил о грядущем наказании тех, кто ослушается.
О противодействии шайтану. В заключительной части статьи хотелось бы кому-то рассказать, а кому-то напомнить о том, как противодействовать шайтану. Самое действенное средство защиты от шайтана это близость к Аллаху, которая достигается посредством веры в Него и совершением благодеяний. Известно, что Аллах своих преданных рабов не бросает. Поэтому близкий к Аллаху далек, ну или, по крайней мере, защищен от шайтана. И наоборот. Помощь Аллаха в частности проявляется хотя бы в том, что верующему человеку Он дает способность различать между правдой и кривдой. В аяте сказано: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас различием, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (сура Анфаль, 8/29). Многие братья и сестры, наверное, сталкивались с ситуацией, когда человек не понимает, казалось бы, очевидных истин. Это потому, что ему не дан «фуркан – различие» от Аллаха, способность различать правду и ложь. И помощь Аллаха этим не ограничивается. Да и как можно было бы противостоять шайтану без помощи Аллаха?
Еще одним мощным и действенным средством противодействия шайтану являются «тауба» – покаяние и «истигфар» – испрашивать прощения. Фактически, тауба — осознание совершенного греха и раскаяние, является возвратом к Всевышнему. Природа человека такова, что не грешить, не совершать ошибок он не может, но лучшим является тот, кто осознает совершенные ошибки и кается. В хадисе сказано: «Всякий сын Адама склонен совершать ошибки, но лучший из совершающих ошибки это тот, кто кается»(Тирмизи, Ибн Маджа). Тем более, что Аллах всегда готов простить человека и принять его обратно к себе.
Да убережет нас всех Аллах от шайтана и его происков! Да не сведет с истинного пути! Да дарует нам возможность быть сторонниками Аллаха, а не сторонниками шайтана! Аминь.
Ахмад Исхаков