Ашура по-азербайджански

В мечети «Хамза» г. Уфы завершаются празднования дня Ашуры. Последний день – 27 декабря (воскресенье). Проводят это мероприятие азербайджанцы-шииты. На одном из таких вечеров побывал наш корреспондент.

В сипайловской мечети уже прочитан последний ночной намаз Ясту. К зданию стягиваются мужчины разных возрастов – от маленьких мальчиков до солидных аксакалов. Самый активный среди прихожан – Илькин-хаджи Алиев. Он – один из организаторов этих вечеров. Он позвал все азербайджанцев Уфы, которых знает, на мероприятие Ашура. Илькин суетится среди гостей, всех рассаживая поместам. В итоге пришло около ста человек. Как выяснилось, азербайджанцы обратились к Хамзе-хаджи, тот им дал добро на проведение вечеров Ашура.

Около минбара садится проповедник и ведет вагаз на азербайджанском языке. Около имама постепенно расаживаются аксакалы. Шейх Саид-хаджи Аббасов был специально приглашен из Баку в башкирскую столицу на эти дни. Как выяснилось, в Уфе среди азербайджанцев нет настолько грамотных людей, кто бы мог проводить дни Ашура для шиитов. Как сообщил Саид-хаджи для «Рисэлэт», в нашем городе он уже четвертый раз. Уфа ему нравится. В свободное от проповедей время он посещает мечети города. «Мы его специально позвали, чтоб он нам напоминал о правильном пути пророка Мухаммада (с.а.с.)», – делится Илькин-хаджи.

Около входа в зал стоит столик с самоваром и гранеными стаканами. Вокруг суетится парень и разливает жаждущим чай. Радышком играют два мальчика.

2-часовая проповедь Саида-хаджи постепенно перешла в скорбь по погибшим представителям ахли-бейта (дома пророка) – Али, Хасана и Хусейна. Удивительно, на мужественных кавказских лицах появились слезы. Мужчины плачут невзирая ни на что. Шейх продолжает нагнетать страсти. Всеобщий плач прекращается. Все встают и под напевания «ведущего» начинают бить себя в грудь. Когда наступает нечто вроде припевов, все подпевают. Битье в грудь у ста с лишним мужчин идет синхронно, приобретая ритм. Парни сзади стараются изо всех сил – и двумя руками хлопают себя по ребрам. Этим ритуалом, как объяснил Илькин Алиев, они показывают, что всем сердцем поддерживают свою связь с пророком Мухаммадом (с.а.с.) и его семьей. Это идет в память погибшим в Кербеле (о внуке пророка – Хусейне).

Одно песнопение сменяется другим. Постепенно все становятся в круг в несколько рядов, но удары в грудь не прекращаются. Завершается церемония молитвой-дуа. Потом  желающие совершают салаваты роду пророка.

У шиитов в течение десяти дней (до Ашура) проходят траурные церемонии. Понимая, что этот день особенный, как указывал на это пророк Мухаммад (с.а.с.), они одновременно и празднуют его. В Башкортостане мусульманами-шиитами в основном являются азербайджанцы.