Преподавание ислама – на повестке дня
Семинар преподавателей курсов по изучению основ ислама состоялся в Уфе.
2 февраля мечеть «Ихлас» собрала преподавателей ислама Уфы. Как и полагается, все началось с чтения Корана. Имам-хатыб мечети Мухамет Галлямов открыл конференцию вступительным словом. Он представил пристутствующих друг другу.
Первым докладчиком стал Руслан Саяхов – заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью. Он выступил с темой «О некоторых направлениях совершенствования исламского просвещения в местных мусульманских организациях».
«Ключевым инструментом в передаче знаний был учитель», — подчеркнул Руслан хазрат. Кроме того, он выделил четыре основных источника получения и распространения знаний о религии:
1) литература и интернет;
2) пятничные проповеди в мечетях;
3) курсы при местных религиозных организациях,
4) исламские учебные заведения России и зарубежья.
Р. Саяхов отметил, что первые три рассчитаны для широких кругов населения. Исламские вузы больше направлены на духовных лиц. Книги по религии он разделил на две части: переведенные источники с арабских и турецких оригиналов и «первые робкие попытки самостоятельного анализа». Пятничные проповеди тоже воспринимаются неоднозначно: прихожане мечети очень требовательны, а имамы стоят в нелегком положении – они должны успевать решать организационные моменты и заниматься самообразованием. Деятельность курсов при МРО должна соответствовать уставу организации. Кроме того, Руслан хазрат выделил как плюсы, так и минусы таких занятий при мечетях.
В конце выступления он заключил: «В общем работу курсов могу считать успешной». Основная заслуга, по его словам, принадлежит имам-хатыбу и преподавателю.
Центральным докладом стал «Педагогика Абу Ханифы и десять принципов современной российской системы мусульманского образования», подготовленный Валерием Семеновичем Хазиевым – директором научно-исследовательского центра БГПУ «Развитие мусульманского образования». По мнению профессора, европейская система обучения ориентирована на «набивание школьников знаниями», 87% которых впоследствии им не пригождаются. Приоритет знаний подавляет многие человеческие качества. Абу Ханифа предложил в свое время такой принцип: «Учить только тех, кто сам желает учиться». Его методом было интерактивное общение с учениками – вопросы и ответы друг другу, дискуссии на разные темы. Поэтому он использовал логический подход. Ученики Абу Ханифы получали не сколько сумму знаний, сколько пищу для размышлений. Жизнь и поступки Абу Ханифы соответсвовали тому, чему он учил.
Так Валерий Семенович привел пример про Хафса бин Абдаррахмана – компаньона Абу Ханифы. «Однажды Абу Ханифа, прислав ему товар, предупредил, что в какой-то из одежд имеется недостаток, который он назвал, и велел указать на это покупателю. Но Хафс продал товар, забыв указать на этот недостаток тому, кто купил у него это платье. Когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги от всей патрии товара, а было там тридцать тысяч дирхемов. Если вспомнить, что Абу Ханифа тратил в день на еду два дирхема, то розданных денег хватило бы на боле чем четыре года пропитания».
По мнению Хазиева, на сегодняшний день в обществе необходимо присутствие исламской интеллигенции. То есть человек должен быть отличным специалистом длы земной жизни (иметь светское образование) и иметь религиозные знания для жизни вечной. Особый интерес представляет опыт БГПУ, партнером которого является РИУ. Кроме плановых, педуниверситет выделяет десять дополнительных мест для абитуриентов, которые в дальнейшем будут углубленно изучать историю и культуру ислама.
Кроме того, профессор высказал свою позицию по поводу модернизации исламского образования: «Ислам – это религия. Модернизация ее недопустима. Она строится на догматах, а они неизменны. Религия хранит стабильность. Можно только модернизировать систему образования. И подстраивать религию под науку нельзя».
Далее он сформулировал основные принципы современной российской системы мусульманского образования (РСМО).
- РСМО должна сохранять и приумножать гуманистические идеалы и ценности ислама.
- РСМО должна быть российской, а не зарубежной, то есть должна быть адаптирована к нашему народу.
- РСМО должна сочетать научное и духовное образование.
- РСМО должна быть современной, то есть должна использовать информационные технологии, новые формы.
- РСМО должна опираться на философскую антропологию, рассматривающую человека как единое целое.
- РСМО должна представлять единство воспитания и обучения, причем доминировать должно воспитание.
- РСМО должно опираться на истину (ум), красоту (чувство) и добро (душу).
- РСМО должна сочетать семейное и школьное обучение.
- РСМО должна формировать патриотизм и толерантность.
- РСМО должна исходить из цели – счастье, земное и вечное, человека.
Помимо этого, Валерий Семенович вспомнил прошедшие в конце декабря конференции в БГПУ, в которых обсуждались многие аспекты религиозного образования. Этим событиям «Рисалят» дал свою характеритсику, с которой Хазиев не согласился. Однако об издании он отозвался очень положительно и рекомендовал все читать эту газету.
Преподаватель курсов МРО «Ихлас» Фатима Фаткуллина была последней из выступающих. Ее тема – «Современная методика преподавания основ ислама для женщин». Особое внимание она уделила проблеме сохранения семьи. Для предотвращения разводов нужно готовить девушек к семейной жизни. Ведь во многом от отношения женщины к мужу и детям зависит целостность этой ячейки общества. Альхамдулиллях, женские религиозные курсы есть и у нас, которые проводит Фатима ханум. С помощью ислама нужно пропагандировать семейные ценности. Для этого мугаллима предложила ввести курсы невест.
В завершение семинара каждый желающий высказал свое мнение по рассматриваемым темам. В целом все остались довольны.