О БРАТСТВЕ
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Общепризнанный, но не работающий принцип. Принцип братства в Исламе признается всеми мусульманами во всем мире. Однако что же касается практического аспекта, то здесь, как говорится, возникают вопросы. Вероятно, трудно найти еще один такой исламский принцип, который бы одновременно принимался всеми и в то же самое время почти столь же повсеместно игнорировался. Причины, как мне видится, разные: от простого незнания до превратного понимания и толкования, а также просто игнорирование. Давайте же обратимся к первоисточникам, и вспомним, как мы, мусульмане, должны воспринимать и относиться друг к другу, а также попытаемся разобраться, что же такое с нами происходит, что мы, мусульмане, стоящие на одной платформе и имеющие столько точек соприкосновения, умудряемся испытывать неприязнь и нелюбовь, а нередко враждуем и ненавидим друг друга.
Мусульманское братство в Коране и сунне. О том, что мусульмане – братья, прямо и недвусмысленно свидетельствует хотя аят, вынесенный в эпиграф. Однако возникает вопрос: речь идет о каком-то, так сказать, абстрактном братстве (как в избитой фразе «Все люди – братья») или же речь идет о каких-то вполне конкретных действиях и взаимоотношениях? Вернемся к тому же аяту из суры Худжурат: в каком же контексте и в связи с какими действиями увязан данный принцип? Давайте поднимемся чуть выше по кораническому тексту. В 9 аяте той же суры говорится: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура Худжурат, 49/9) И вот мы отчетливо видим, что принцип братства в Коране не голословный и вовсе не абстрактный, и предполагает вполне определенные действия при вполне определенных жизненных ситуациях. Еще более мы можем увидеть это на примере хадисов. Хотя хадисов по данной теме великое множество, приведем лишь пару-тройку из числа самых достоверных. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». (Бухари, Муслим)
Братство в Коране и сунне. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь (и трижды указал на свою грудь). Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе!» (Тирмизи) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь(, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим) Из хадисов мы видим, что братство в Исламе предполагает не только определенный алгоритм действий в различного рода ситуациях, но также адекватное отношение. Хотя, по правде говоря, без адекватного восприятия и правильного отношения вряд ли можно говорить об адекватных действиях. Так о каком же отношении мусульман друг к другу идет речь? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: не предавайте друг друга, не оставляйте друг друга без помощи, не отворачивайтесь друг от друга, не презирайте друг друга… Список можно продолжать и продолжать. Общую идею можно, наверное, выразить фразой: «Относитесь к своим братьям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам и даже лучше».
Братство и жертвенность среди сподвижников. Вероятно, что кому-то из читателей последняя часть фразы – «и даже лучше» может показаться надуманной и фантазийной, но давайте я вам приведу одну цитату из Корана и напомню о предыстории, ставшей причиной ниспослания (сабаб ан-нузуль) данного аята: «А те, которые уготовили им дом (в Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой (зависти и) нужды к тому, что даровано им. Они (сверх того) отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (сура Хашр, 59//9) В риваятах рассказывается, что некий человек (как мне помнится из числа переселенцев – мухаджиров) обратился за помощью к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Проблема, с которой пришел человек, была проста и, вероятно, многим из нас непонятна: вот уже несколько дней этот человек ничего не ел. Надо было так случиться, что в доме пророка тоже не было еды. То есть не было совсем. Как говорят: «шаром покати». Это мы сегодня можем говорить, мол, дома кушать нечего. Но при этом у нас может стоять мешок с какой-нибудь крупой, макароны или засохшая краюха хлеба. У посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не было из еды вообще ничего. Ноль. Однако не в обыкновении пророка разворачивать человека, пришедшего к нему за помощью. И вот посланник Аллаха обращается к своим славным сподвижникам с просьбой принять человека к себе на постой хотя бы на одну ночь и один из ансаров берется это сделать. Когда этот ансари приходит домой он выясняет у жены, что еды дома хватит только лишь для того, чтобы покормить детей. Но ведь нельзя развернуть гостя посланника Аллаха! И вот человек из ансар (правда, не помню его имени, то ли это был Абу Талха, то ли Абу аль Хайсам) говорит жене: «Займи чем-нибудь детей и уложи их спать, а когда мы сядем ужинать, то я как бы невзначай уроню светильник, а в темноте мы с тобой будем делать что едим, но по сути есть будет только наш гость». Так все и случилось. По утру, когда ансари и его гость пришли в мечеть на намаз, посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обратился к ним со словами: «Что же вы такое сделали прежней ночью, что Аллах стал вами доволен и ниспослал аят?» Тогда человек из ансар был вынужден рассказать всю историю. Конечно, кому-то подобная жертвенность и самоотверженность может показаться излишней, но стоит напомнить, что Аллах был доволен поведением этих людей, а что может более желанным для верующего мусульманина чем довольствие Аллаха? Как мог заметить наблюдательный читатель, мы перешли от первоисточников к непосредственно практике отношений среди первого поколения мусульман: к атмосфере братства среди сподвижников пророка. Вообще пример сподвижников и их образ жизни никогда не терял своей актуальности, и сегодня их модель поведения не менее актуальна и мы по-прежнему обращаемся к их примерам из жизни спустя вот уже почти полторы тысячи лет. Ведь именно на них, если так можно выразиться, прошли апробацию положения Корана и сунны – и если кому-то из читателей подобная фраза режет слух, то пусть не взыщет и великодушно простит! Они на своем примере доказали, что коранические предписания и пророческие наставления, ничто иное как руководство для применения в повседневной жизни. Если эти люди, большая часть которых враждовала друг с другом, смогли воспитать в себе адекватное отношение к единоверцам, то почему мы не можем?
Братство до гроба. Следует отметить, что вышеприведенный пример жертвенности, самоотверженности и предпочтения других себе (исар) далеко не единичный. Примеров так много, что понимаешь, что люди в действительности выработали в себе такие качества и эти качества стали второй натурой. Не удержусь от того, чтобы не привести еще одну историю из жизни славных сподвижников пророка, которых мы – к сожалению – совсем не знаем. Рассказывается со слов одного из сподвижников ( ни его имени ни имен других сподвижников, к сожалению не помню): «После битвы при Ярмуке я, с бурдюком воды, пошел искать двоюродного брата, который, как я видел, был ранен во время боя. Я надеялся найти его и утолить его жажду, а день выдался жаркий во всех отношениях! И вот я нашел его уже при смерти и только хотел поднести к его рту баклажку с водой, как в отдалении послышался стон другого умирающего и он, не в силах говорить, показал мне жестом, мол, сначала напои его. Я направился туда и обнаружил умирающим нашего брата по вере такого-то и только хотел его напоить, как раздался стон другого умирающего воина и наш этот брат указал на него, мол, сначала ему. Когда я уже добрался до третьего, то оказалось, что душа его отлетела. Я поспешил обратно ко второму и тот ушел из жизни. Я устремился к кузену, но оказалось что и он испил шербет мученичества. В общем, вышло так, что попить не удалось никому». Такой уровень самопожертвования и предпочтения других себе трудно даже было бы представить, если бы все это не было реальной историей из реальной жизни! Получается эти достойные люди настолько впитали в себя принципы Ислама, что даже находясь при смерти они мыслили, чувствовали и поступали именно сообразно им. Вот уж точно братство до гроба!
Сподвижники: УВЕРОВАВШИЕ братья по вере. Кто-то, возможно, может подумать: «Ну, да, хорошо. Сподвижники, конечно, великие люди, что и говорить. Однако нам-то как быть? Как нам хотя бы приблизиться к такому уровню братства?» Конечно, при этом я отметаю саму идею, что, мол, нам это не нужно. Ведь не может верующий мусульманин противиться повелениям Аллаха и наставлениям пророка? А Аллах заявляет: «Верующие – братья». Причем эту часть аята можно перевести и как: «Верующие лишь братья» и как «Лишь верующие и есть братья». Как ни крути, а итог один: если ты верующий, то изволь воспринимать единоверцев никак иначе, а в качестве братьев. Я также отметаю идеи типа: «Нет, ну, ну конечно они поступали так-то и так-то, делали то-то и то-то, ведь они: СПОДВИЖНИКИ!!» При том, что достоинства сподвижников никто не в праве умалять и не умаляет, они были все же люди: им было также холодно, тепло, больно, горестно и радостно. Их также одолевали страсти, желания и соблазны. Однако они были ИСТИННО УВЕРОВАВШИМИ людьми и стояли на том, во что они уверовали всем сердцем и душой. Благодаря своей вере и несокрушимой воле они преодолевали все свои внутренние слабости, страхи и желания, также как и наущения шайтана и давление внешних врагов. И если мы не можем взять с них пример, то зачем тогда Всевышний дал нашему любимому пророку такое окружение? Как сказал один из ученых: «У величайшего из пророков могло быть только величайшее из когда-либо существовавших окружение, и оно таким и было».
Тезисы для достижения братства. И вот мы, по всей видимости, уже подошли к практическому аспекта вопроса: как нам возродить мусульманское братство сегодня в современном мире? Конечно, я не в том положении и не в той компетенции, чтобы говорить о каких-то однозначных рецептах и, тем более, претендовать на, так сказать, ноу-хау в данном вопросе. Однако ничто не мешает мне, со страниц газеты, поделиться видением ученых, озабоченных разрешением данного вопроса и в виде тезисов изложить их уважаемым читателям.
1. Начать, вероятно, следует с восприятия; с того, чтобы самим себе внушить мысль о том, что те, кто совершает с нами намаз, поворачивается с нами в одной и той же кыйбле, ест зарезанное нами, то он с нами и из нас (по хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха)). При этом у нас могут быть разные видения на предмет того, куда идти и что (конкретно) делать. Сподвижники тоже строем не маршировали и в одинаковых робах не ходили. Случалась и полемика и споры, но от этого они не переставали считать друг друга братьями по вере. Даже в период смут, когда некоторые из них столкнулись друг с другом на поле брани с оружием в руках, они не переставали уважать друг друга и относиться достойно (и история знает тому не мало примеров!) Другими словами, если наши разногласия не касаются каких-то базовых вещей, основ Ислама, разность мнений не должна приводить к конфронтации. Вот к примеру, принцип таухида – единобожия принимают все мусульмане без исключения и это есть основа. Однако, скажем, братья салафиты понимают ее несколько иначе чем братья суфии, вот понимание таухида это уже частность. Почему бы и тем и другим не сойтись на том, что, ладно, главное все мы мусульмане и все мы берем идею таухида за основу; а что же касается интерпретации тех или иных вещей в рамках этой общей концепции, то пусть каждый останется при своем. Конечно, я, очевидно, сильно утрирую, но это попытка передать суть тезиса.
2. Не возводить частности в абсолют и акцентировать внимание на основах. Я думаю, ни для кого не секрет, что в мире существует большое множество разного рода мусульманских общин, движений, групп и организаций. У всех у них есть какая-то программа, своя методика, свои цели и задачи, своей внутренний кодекс. Кто-то избрал своей стезею политику, кто-то образование и просвещение, кто-то личный духовный рост. Так вот, все эти методики, местные цели и задачи, кодекс поведения и даже дресс-код (у тех, у кого он есть) являются частностями, а общим является то, что все эти общины и движения находятся в составе единой мусульманской уммы, что самая главная и общая для всех цель – достичь довольствия Аллаха и что спасение не в той или иной группе и секте, а в Исламе. Говоря иначе, почему бы не признать плюрализм мнений и не согласиться с тем, что каждый волен считать свой путь наилучшим и наиболене оптимальным, но никто не вправе считать его единственно правильным. Ведь при таком подходе, все остальные методики и пути становятся неправильными. Разве у кого-то из нас есть указ от Аллаха о том, что податель сей грамоты является обладателем единственно верного пути?! Разве Аллах уже не даровал нам единственной правильный и один на всех путь: Ислам?! Тогда все остальные притязания ничто иное как происки шайтана!
3. Искоренить из наших сердец ненависть и злобу по отношению к другим мусульманам, не зависимо от их принадлежности и взглядов. У ненависти и злобы есть лучшее применение: нафс, шайтан, явные враги Ислама. Тем более, что в хадисе пророка сказано: «Не войдете в рай, пока не уверуете и не уверуете, пока не полюбите друг друга…»
4. Идти своим путем и быть уважительным к тем, кто выбрал для себя несколько иной путь. В чем собственно проблема: разве конечная цель у нас у всех не одна и та же? Каждый человек имеет право на самоопределение и свое мнение.
5. Осознание того, что все мы в одной большой упряжке и что достижение одних являются достижением все уммы в целом, а промах одних наносит урон всему Исламу.
О, Аллах! Веди нас всех верным путем, путем Корана и сунны пророка. Избавь от наущений и искушений шайтана! Огради от зла нафса и шайтана. Аминь.
Ахмад Исхаков