Мурат Лукманов: Из журналиста можно сделать хорошего имама

— Приветствую вас! Мурат-эфенди, расскажите, пожалуйста, про историю обоих проектов.

— Телепрограмма «Йома» — один из самых первых исламских телевизионных проектов в России. Его основателем была известный журналист, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств РФ Шаура Габбасовна Гильманова. Именно она в 1994 году сама начала вести эту телепередачу. Однако в нашей республике менталитет не такой, как в Москве, зрители посчитали, что лучше, чтобы эту программу вел мужчина. Ведущим проекта стал Яркей Якшидавлетов. Он был известным журналистом, а со временем благодаря программе стал и хорошим мусульманином, совершил хадж. Он в течение десяти лет вел эту передачу. Тогда передача была в основном студийной – шла пятнадцать минут, камер не хватало, поэтому гостей записывали в студии, порой сам Яркей-хаджи ездил по деревням со своей камерой VHS и снимал сюжеты. Что касается радиопрограммы, то ее тоже в течение десяти лет вел журналист Саляхетдин Сукбаев. Я пришел на телеканал «Башкирское спутниковое телевидение» в 2006 году, у меня была возможность изменить формат обеих программ, но это было бы не по-мусульмански. Зачем разрушать то хорошее, что было сделано предшественниками, это надо только совершенствовать!

— Как вы стали автором и ведущим этих программ?

— У меня два образования — светское и духовное. Я окончил факультет башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета, полгода стажировался в Египте, работал замдиректора и директором в школе, главой администрации Уразовского сельского совета в Учалинском районе. Потом поступил в Российский исламский университет ЦДУМ России, в течение трех лет работал имамом в мечети на улице Г.Тукая, в «Ляля-Тюльпан». А в 2006 году стал вести эти программы. Для меня это жизнь. Как завещал нам наш пророк Мухаммад (мир ему): «Ищите знания от колыбели до могилы, даже если вам придётся для этого отправиться в Китай», благодаря этим передачам я сам постоянно учусь.

— Каков сегодня формат программ, какие рубрики в них есть, какие темы вы поднимаете?

— Программа «Йома» выходит в эфир в пятницу вечером и повторяется в субботу днем. Очень удобное время. Хронометраж программы «Йома» на сегодняшний день составляет 26 минут, можно делать и часовую программу, руководство канала возражать не будет, но времени и сил пока на это нет. Сегодня в нашей передаче есть следующие рубрики: «Манара» — новостная рубрика, в которой мы кратко рассказываем о прошедших за неделю событиях, «Аманат» — рубрика, рассказывающая об исламских традициях и обрядах — никах, имянаречение и т.д., «Хилял» — сюжеты о мусульманах с интересной судьбой, «Насихат» — проповедь, наставление от имама, «Куран Карим» — рубрика, где наши башкирские чтецы Корана радуют зрителей своим мастерством. Обычно программа состоит из нескольких пятиминутных сюжетов, снятых в разных местах Республики Башкортостан, а иногда и за ее пределами. Например, мы делали репортаж о мечетях села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области. Ранее этот населенный пункт назывался Сеитов Посад, в нем до революции было одиннадцать мечетей с работающими при них медресе и мектебами. Если тема очень интересная, иногда мы делаем и десятиминутные сюжеты, это уже получаются мини-документальные фильмы. Проповеди имамов раньше записывали в студии, а сейчас выезжаем в мечети, так получается намного интересней. Радиопрограмма «Иман» строится немного по-другому. Там, конечно, тоже есть радиосюжеты, но их не так много. Она выходит в пятницу утром (с повтором в субботу), поэтому я рассказываю о том, на какую тему сегодня будут читать имамы проповеди в крупнейших мечетях и сам произношу хутбу на актуальную тему. Хронометраж программы – десять минут.

— Скажите, за 18 лет существования телевизионной передачи, остались ли еще в Башкирии герои, о которых вы не успели рассказать, и темы, которые вы еще не успели раскрыть?

— Конечно, их великое множество. Если раньше, в 1990-е годы практикующих мусульман было еще не так много – соответственно героев найти было довольно сложно, то сегодня, слава Аллаху, таких людей очень много. Люди постоянно звонят нам и просят сделать сюжеты о своих знакомых или соседях, которые, будучи верующими мусульманами, имеют интересную судьбу. Так возникла идея сделать несколько новых рубрик: например, рассказывать про наших имамов – не только об их духовном служении, но и о том, чем они занимаются и увлекаются — кто-то занимается спортом, кто-то играет на курае, кто-то собирает картины с мечетями мира. Сейчас мы приступили к съемке цикла сюжетов «Женщина, которая читает намаз…». Интересных людей в нашей республике хватает, поэтому темы для сюжетов никогда не кончатся. Например, в прошлом году делали сюжет про уфимскую мечеть «Асия», что находится в деревне Максимовка. В 1930-е годы жил в Башкирии Мансур-хазрат, хороший, грамотный человек, однако друзья сообщили, что его готовятся арестовать. Он в ту же ночь уехал из Уфы, перебрался в Самарканд, позже туда же вывез свою семью. Всю жизнь мечтал вернуться на родину и построить мечеть. Но волю отца исполнил его сын – Фарид-хазрат. Он приехал, получил в Уфе землю, позвонил своему сыну и сказал: «Срочно приезжай, бери все деньги, если не хватит, займи у друзей. Мы будем строить мечеть!» И сын, который уже сделал карьеру в Узбекистане, все бросил и приехал, потому что в исламе нельзя перечить своим родителям. Так появилась одна из уфимских мечетей. Мы часто обращаемся к истории ислама: еще до того, как стали проводиться масштабные научные конференции и выходить книги, мы делали сюжеты о Зайнулле Расулеве, Ахмед-Заки Валиди, Кариме Хакимове и других выдающихся мусульманах. В этом году уже будем делать целые документальные фильмы, например, о первых хаджиях – людях, которые после долгого перерыва в советское время сумели совершить паломничество. Творческих планов очень много. Может быть, со временем получится сесть за книгу, переработать тексты телевизионных сюжетов и написать книгу об истории ислама в Башкирии в советское время, в начале 1990-х годов, о том, как возникали духовные управления.

— Но ведь такие книги уже есть, они написаны учеными на основе документов?

— В том-то и дело, что на основе документов, это как бы внешний взгляд, а с точки зрения мусульман эта история еще не написана. Мне интересны человеческие взаимоотношения и судьбы людей.

— Кстати, о духовных управлениях. В республике действуют Центральное духовное управление мусульман и Духовное управление мусульман Республики Башкортостан. Насколько мне известно, вы работаете с обеими организациями, хотя отношения между ними не всегда складывались гладко. Отражалось ли это как-то на вас?

— Когда я начал работать на телевидении, были некоторые проблемы, сначала имамы не до конца понимали меня, а сейчас смотрят передачу, все нормально. Я работаю с обоими духовными управлениями, когда замечаю их промахи, по-братски критикую в эфире, когда они что-то заметили в программе, тоже делают замечания. Это нормально, все мы люди. Сейчас работа налажена, проблем нет.

— Расскажите про то, как строится ваша рабочая неделя?

— Я живу этой программой. В выходные я обычно езжу на съемки, из одной поездки привожу по четыре-пять сюжетов. С этой целью заранее звоню в администрацию, имам-мухтасибу, различным людям, чтобы найти героев. Операторы и водители очень любят с нами ездить, потому что в сельской местности очень хорошо принимают, люди у нас душевные, всегда стол накроют, голодными не оставят. Кстати, приятно, что те операторы, что работают с нами более или менее постоянно, благодаря программе тоже знакомятся с исламом, избавляются от вредных привычек. С понедельника по среду я занимаюсь подготовкой программы к эфиру – отсматриваю видеоматериал, пишу сценарий, монтирую сюжеты, записываю подводки в студии. При подготовке передачи мне очень помогают наш режиссер Расима Ихсанова, журналист Фарида Дусалинова. Раньше программу вела журналист Салия Мухаметгалина, сейчас она в декретном отпуске, но мы с нетерпением ждем ее возвращения. В четверг я полностью занимаюсь радиопередачей «Иман», а в пятницу читаю хутбу и провожу занятия в уфимской мечети «Мунира».

— Скажите, разделяете ли вы понятие «мусульманская журналистика»? Сегодня в России витают мысли о создании медресе исламской журналистики. В отдельных университетах уже начали обучать по этой специальности?

— Скажу по собственному опыту: из имама сложно сделать журналиста, а из журналиста можно сделать хорошего имама. Я пытался приглашать молодых имамов для того, чтобы помогать в создании программы, но опыт оказался не очень удачным, поэтому с нами работают журналисты. Мы же ориентируемся на самую широкую аудиторию – на простых мусульман, а не только на ученых или только на имамов, тут требуется говорить простым, доходчивым языком, находить примерам из жизни подтверждение в исламе. Тогда передача будет интересной. Поэтому, наверное, любым делом должны заниматься люди с соответствующим образованием и складом ума.

— Поддерживаете ли вы связи с коллегами из исламских телепередач в других регионах России? Что вы думаете об идеях создания общероссийского исламского телеканала?

— Да, я знаю коллег из Москвы, Казани, Дагестана, Нижнего Новгорода. Знаю, что исламский канал есть в Дагестане, это замечательно. Считаю, что и России собственное исламское телевидение просто необходимо. Мне кажется, структура его должна быть следующей – тем, кто создаст такое телевидение, нужно установить связи с регионами, в которых есть исламские телепрограммы и договориться об обмене сюжетами. Тогда у канала будет широкая география и разнообразные темы. Лично я готов предоставить свои материалы для такого телевидения. Это очень важное и нужное дело.

— Спасибо вам. Желаю дальнейших творческих успехов!

Беседовал Алексей Старостин, IslamRF