Жена пророка
На этот счет остались свидетельства, оставленные нам видными деятелями ислама того отдаленного от нас столетиями периода истории.
С полной уверенностью можно сказать, что духовная мать правоверных Аиша была наиболее сведущей среди жен пророка в вопросах мусульманского права, а также наиболее авторитетной в вопросах религии и нравственно-этических проблемах. И это не случайно. Не следует забывать, что она была самой любимой женой посланника Аллаха, чаще других жен находилась рядом с ним и пользовалась особым вниманием со стороны пророка. Этот несколько специфический статус Аиши в семье посланника, а также, что особо следует отметить, ее незаурядные способности, пытливый ум и цепкая память позволили ей значительно превзойти других жен Мухаммада по количеству переданных хадисов о жизни, деяниях и высказываниях пророка. Авторитетные специалисты считают, что с ее слов было записано две тысячи двести хадисов. В частности, в известных сботниках хадисов «Ас-Сахийен» содержится 297 переданных ею хадисов, среди которых достоверность 174 хадисов подтверждается авторами обоих сборников, 54 – аль-Бухари и 69 – только Муслимом.
Таким образом, Аиша считается одним из наиболее знаменитых передатчиков хадисов. По количеству переданных мусульманскому миру преданий о жизни, деяниях и высказываниях пророка она следует сразу за самыми известными : Абу-Хурейрой и Абдуллой бен Омаром. Кстати, в категорию самых знаменитых включаются лишь те, кто рассказал более тысячи хадисов.
А вот что рассказывает о ней Масрук – один из тех, кто лично встречался со сподвижниками пророка:« Я видел, как наиболее почтенные и солидные сподвижники посланника Аллаха, расспрашивали Аишу о предписаниях ислама».
Другой видный деятель ислама Ата бен Рабах, также один из современников сподвижников посланника и наиболее знаменитых знатоков мусульманского права, сказал буквально следующее: «В вопросах мусульманского права Аиша была наиболее знающей среди людей. К тому же она была и наиболее авторитетной в общих вопросах».
Что касается Урвы бен аз-Зубейра, сына сестры Аиши, то он сказал: «Я еще не встречал человека более сведущего и знающего в вопросах мусульманского права, медицины и поэзии, чем Аиша. Ничего не ускользало от ее внимания, без того, чтобы она сразу же не процитировала стихи на этот счет.
Не вызывает никакого сомнения тот факт, что источником преданий о жизни, деяниях и высказываниях пророка в доисламский период был отец Аиши и корейшитские шейхи, с которыми ей доводилось беседовать.
Как сообщает в своем трактате имам Ахмад, ссылаясь на Урву, который однажды сказал Аише: «Матушка, я не удивляюсь твоим познаниям в области поэзии и истории. Меня поражают твои знания в области медицины. Как понимать? Откуда это у тебя?» Поставив имя Урвы в ласкательную форму, она сказала племяннику: «Ну, вот послушай Урейя! Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в последние годы своей жизни часто недомогал. Со всех концов мусульманского мира к нему приезжали лекари и давали ему различные медицинские рецепты, а я готовила по ним лекарства».
Рассказывают, что Анас бен Малик, подчеркивая авторитет Аиши среди мусульман, сказал: «Кто бранит Абу Бакра, тот заслуживает битья плетьми, а кто бранит Аишу, тому — смерть».
Напомним, что Аиша была дочерью Абу Бакра ас-Сиддика, то есть Правдивейшего, как он и вошел в историю ислама, Абдуллы бен Абу Кухафа бен Амир бен Саад бен Тейм бен Мурра бен Кааб бен Луай из племени курейш. Ее родословная пересекается с родословной посланника Аллаха в шестом поколении на Мурре бен Каабе. Мать Аиши Зейнаб Умм Румман была дочерью Умейра бен Амира бен аль-Хариса из племени кинана. Умм Румман была одной первых мусульманок, совершивших хиджру. Пророк говорил о матери Аиши : «Кому нравится смотреть на женщину с красивыми черными глазами, как у гурии, пусть смотрит на Умм Румман.
Пророк засватал Аишу, когда ей было не то шесть, не то семь лет. Во всяком случае Аиша была среди первых лиц, принявших ислам. Так, ибн Хинтам, касаясь этого вопроса сказал, что она приняла исламскую веру сразу же после первой проповеди, а она, как мы знаем, к тому времени была малолеткой. Вне всякого сомнения, Аиша понимала тогда все, что происходило вокруг нее. Она приняла ислам вместе со своей сестрой Исмой после того, как мусульманами стали ее родители. Близок к такой точке зрения и аль-Аккад, который сказал: « Однако наиболее вероятными и приемлемыми высказываниями по этому поводу представляются те, которые свидетельствуют о том, что она, то есть Аиша родилась за 11или 12 лет до хиджры. Четырнадцатилетнего или близкого к этому возраста она достигла ко дню, когда посланник Аллаха взял ее в жены. Как представляется, небесные силы взяли на себя миссию подготовки этого брака пророка Мухаммада. В этой связи напомним некоторые версии преданий, которые свидетельствуют о том, что Мухаммаду снизошло откровение, в котором ему извещалось об Аише, то есть таким образом подготавливалось его сердце и чувства к женитьбе на ней после смерти его супруги Хадиджи.
Посланник Аллаха говорил Аише: «Ты мне два раза привиделась во сне. Тебя мне подали на куске шелковой ткани. Когда я развернул ткань, то увидел на ней твое изображение. Тем временем мне было сказано: «Это твоя жена». На что я ответил: «Если это исходит от Аллаха, то так тому и быть».
Торжества по случаю бракосочетания Аиши и посланника Аллаха состоялись на первом году хиджры, через семь месяцев после переезда пророка. Жила Аиша под сенью милосердной заботы со стороны посланника Аллаха. Он лишил ее счастливого ощущения юных лет. Поистине, первые годы своей супружеской жизни она играла и веселилась, как остальные ее сверстницы. Но, в целом, не долго веселилась Аиша в доме посланника. Став духовной матерью правоверных, она очень скоро почувствовала возложенную на нее ответственность.