Закят аль-фитр
Закят аль-фитр или саадака аль-фитр это пожертвование причиной которого является праздник разговения Ураза-байрам после поста в месяц рамазан. Выплата закята аль-фитр было вменено в обязанности мусульманам во втором году по хиджре, то есть одновременно с обязанностью соблюдать пост в месяц рамазан. Закаят аль-фитр отличается от других видов закята тем, что выплачивается не с имущества, а с человека.
Все исламские ученые единогласны в том, что выплата этого пожертвования является обязательным для каждого мусульманина. Согласно свидетельству Омара бен аль-Хаттаба, пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, говорил, что выплата закята аль-фитр обязательна в рамазан один са’ (мера объема у арабов) фиников или ячменя с каждого свободного мусульманина и с каждого раба или рабыни.
Согласно разъяснению пророка Мухаммеда, закят аль-фитр является очищением постящегося от случайного или неслучайного сквернословия и злословия, использование которых не всегда избегает постящийся. Также это пожертвование помогает нищим и нуждающимся получить ощущение праздника в этот день и разделить веселье вместе со всеми верующими.
Как уже было сказано, закят аль-фитр должны выплачивать и свободный и несвободный мусульманин, богатый и бедный, взрослый и ребенок. Мужчина выплачивает закят от своего имени и от имени всех, кто находится у него на иждивении. Супруг выплачивает закят аль-фитр за супругу или она может выплатить сама. Не выплачивается закят аль-фитр от имени зародыша в утробе матери, хотя приверженцы ханбалитского мазхаба приветствуют такую выплату и относят это деяние к похвальным (мустахабб).
По единодушному мнению мусульманских ученых выплата закята аль-фитр обязательна для всех, кто имеет запас пищи для себя и своих домочадцев на один день в день праздника Ураза-байрам.
Ученые трех мазхабов маликитского, шафиитского и ханбалитского едины в том, что размер закят аль-фитр составляет один са’ фиников, ячменя, изюма, сыра (из свернувшегося молока), пшеницы или любого другого продукта, распространенного в этой местности. В качестве аргумента они указывают на вышеприведенное свидетельство Омара бен аль-Хаттаба, а ткаже на слова Абу Саида аль-Худри: «Во времена пророка мы выплачивали закят аль-фитр один са’ пищи, или фиников, или ячменя, или изюма, или сыра. Так продолжалось до тех пор пока в Медину не приехал Муавия и сказал: «Полагаю, что один са’ пшеницы из Шама равноценно одному са’ фиников». После этого люди стали поступать в соответствии с его словами».
Согласно ханафитскому мазхабу величина закят аль-фитр составляет один са’ любого продукта, кроме пшеницы. Пшеницей выплачивается половина са’.
Объем одного са’ равняется примерно четырем пригоршням взрослого мужчины, сейчас с появлением точных весов подсчитано, что один са’ пшеницы равняется 2176 граммам, что касается других продуктов то, они могут весить либо больше, либо меньше. Как правило закят аль-фитр выплачивается наиболее распространенными в какой-либо местности продуктами.
Разрешается выплачивать закят аль-фитр в деньгами суммой эквивалентной стоимости одного са’. Для нуждающихся это полезней, а для жертвующих в современное время проще и удобней. Такую практику применяют последователи ханафитского мазхаба, также этой точки зрения придерживались Омар бен Абдельазиз и Хасан аль-Басри.
Время выплаты закят аль-фитр наступает с заходом солнца последнего дня месяца рамазан, согласно шафиитскому мазхабу, и с восходом солнца в день праздника Ураза-байрам в соответствии с ханафитским и маликитскими мазхабами. Необходимо выплатить закят аль-фитр до совершения праздничной молитвы. Шафииты допускают выплату садака аль-фитр с первого дня месяца рамазан, но предпочтительнее выплачивать за два три дня до праздника. Ханафиты допускают выплату закят аль-фитр в начале года, так как это время выплаты остальных видов закята. Ханбалиты разрешают выплату закят аль-фитр начиная со второй половины рамазана.
Мусульманские ученые единодушны во мнении о том, что саадака аль-фитр выплачивается беднякам мусульманам, ханафиты допускают выплату закят аль-фитр беднякам не мусульманам, но находящимся под их покровительством (зиммиям).
В своей основе закят аль-фитр выплачивается беднякам и не выплачивается другим группам людей, которым можно выплачивать закят, но если того требуют обстоятельства и в этом есть польза для уммы, то допускается использование закят аль-фитр в пользу других групп, которым выплачивается закят. Как правило саадака аль-фитр выплачивается в той местности, где собирается, но при необходимости допустимо использовать в другой местности, если того требуют обстоятельства или если там большое количество бедняков.
Нельзя выплачивать саадака аль-фитр нечестивцам, не уважающим исламские принципы, а также родителям, детям или супруге.