Испытание добром и злом
Этот вопрос весьма часто звучит при различных встречах, в письмах и книгах. Иногда этим вопросом задаются верующие, а нередко этот вопрос поднимают люди неверующие с тем, чтобы попытаться посеять зерно сомнения в верующие души. Предлагаем вашему вниманию выдержки из ответа доктора Али бен Са’да аль-‘Абиди на этот вопрос.
В самом начале следует сказать все, что происходит в этом мире из добра и зла есть не что иное, как испытание предначертанное Всевышним. В Священном Коране сказано: «В земном мире Мы подвергаем вас испытаниям, искушая вас добром и злом. И к Нам вы возвращаетесь». (аль-Анбия/ 35) Все происходит по промыслу Аллаха без намека на забаву или развлечение. В суре «ад-Духан» сказано: «И Аллах создал небеса и землю, и то, что между ними, только на разумной основе. Мы создали их по Своей мудрости и управляем ими, согласно неизменной системе, доказывающей, что Аллах – Истина. Нет божества, кроме Него, и Он Всесилен! Но большинство в слепом неведении не знают об этом». (38-39) Один из эпитетов Аллаха «аль-Хаким» обладающий мудростью, Он расставляет все по местам согласно своей мудрости и ради благородной цели.
Иногда люди понимают промысел Всевышнего и познают его глубинный смысл в момент, когда происходит действие, а иногда не понимают и осознание приходит только потом по прошествии многих лет, или следующим поколениям. «И не дано вам из знания, кроме малой части» (аль-Исра/ 85)
Также верующим следует иметь твердое убеждение, что Всевышний Аллах превыше проявления любой формы угнетения, насилия и притеснения. «Поистине, твой Господь не обижает никого» (аль-Кахф/49), «Аллах не причинит обиды ни кому на вес пылинки». (ан-Ниса/ 40) говорится в Коране. Поистине все, что исходит от Аллаха Всевышнего суть добро. Все, что люди иногда считают злом, является относительным и субъективным. Иными словами предначертанные Всевышним испытания, в конечном счете, являются добром для нас, но иногда мы не понимаем этого.
Испытания, которые выпадают на долю ребенка, и самое страшное из них смерть, на первый взгляд кажутся злом в чистом виде. Однако на самом деле это не так. Результатом этого зла, как бы жестоко это не звучало, является добро. По велению Аллаха Всевышнего все дети окажутся в раю, независимо от того, кто их родители мусульмане или немусульмане. Посланник Аллаха Мухаммед, да благословит его Всевышний, говорил: «Пророк будет в раю, шахид будет в раю, новорожденный будет в раю». Также пророк говорил: «Я попросил Господа не наказывать детей человеческих, и мне не было отказано». Таким образом, все дети, погибшие или умершие до достижения балягата (половой зрелости) окажутся в раю вместе с пророками и шахидами.
Аллах Всевышний непременно возместит за все тяготы и испытания, через которые прошел ребенок. Компенсация будет либо в этом мире, либо на том свете. Пророк Мухаммед говорил: «В Судный день каждый реализует свои права. Даже комолая овца возьмет свое от рогатой».
К примеру, ребенок слепой от рождения или потерявший зрение в детстве, непременно получит компенсацию в виде вознаграждения раем. Пророк Мухаммед говорил: Аллах Всевышний сказал: Если я испытал Своего раба потерей зрения и он проявил терпение, то Я возмещу ему за это раем».
«В Судный день люди, жившие в благополучии, увидев вознаграждение немощным и обездоленным, возжелают, чтобы в дольнем мире их тело было покрыто струпьями и язвами», — говорил посланник Аллаха, да благословит Его Всевышний.
Таким образом, верующие должны понимать, что и добро и зло есть испытание. И в Судный день будет воздаяние за все наши деяния, за покорность и смирение, и за робщение и недовольство судьбой.