Нескончаемый караван ислама… (В Средней Елюзани почтили память Аббаса Бибарсова)

В селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области прошли мероприятия, приуроченные к 23-летию со дня открытия Первой Соборной мечети в новой эпохе и трехлетней годовщине со дня смерти муфтия Единого духовного управления мусульман Пензенской области, шейха Аббаса Бибарсова.

В церемонии установки мемориальной доски и памятника принимали участие председатель Духовного управления мусульман Республики Башкортостан муфтий Нурмухамет Нигматуллин, его первый заместитель Аюп Бибарсов (сын покойного), председатель ДУМ Саратовской области муфтий Мукаддас Бибарсов (сын покойного), председатель ДУМ Пензенской области муфтий Ислям Дашкин, председатель пензенской общественной организации татарской культуры «Якташлар» Равиль Салюков, имамы мечетей села Средняя Елюзань, местные прихожане и иногородние гости.

Участники мероприятий совершили дуа на исторической родине просветителя, который 48 лет посвятил служению исламу в странах СНГ и регионах России. Под его руководством в 1992 году в селе Средняя Елюзань была построена Соборная мечеть с возведением эксклюзивного минарета, где до последних дней жизни он искренне служил муфтием, имам-хатыбом ради обретения довольства Всевышнего Господа и стремления к Его награде.

«Он родился с Аллахом в сердце и отошел к Нему душой. Да возрадует Аллах его в своей вечной обители обширными благами. Аминь», — так начертано на мемориальной доске.

АббасВ тот же день на кладбище села Средняя Елюзань были установлены мемориальные надгробия духовному наставнику и исламскому просветителю Сурского края, а также его сыну Джафяру Бибарсову. На панихиде было произнесено много теплых слов в адрес почившего улема, обращений к потомкам о сохранении вечной памяти об устазах – толкователях Священного Корана. Завершились мероприятия трапезой с участием гостей и прихожан среднеелюзанской уммы.

– Для меня как для любящего сына все события связанные с жизнью и увековечиванием памяти моего отца особенно трепетны и волнительны. К их освещению я готовился практически с того дня, как Аббас хазрат покинул наш бренный мир, — рассказал первый заместитель председателя ДУМ РБ Аюп Бибарсов. – Изначально родилась идея выпустить хорошую базовую книгу, которая бы носила религиозно-философский, назидательный и анализирующий характер. По воле Всевышнего я нашел у наших братьев в Москве десятичасовую аудиозапись – интервью с моим отцом, сделанное в 1998 году известным исламским этнологом и публицистом Ахмадом Макаровым. Оно и легло в основу будущей книги. В ней будет порядка 150 исторических фотографий различного периода прошлого века, которые войдут в историю мусульманской уммы России.

По словам Аюпа хазрата, эта книга готова уже на 95 процентов, остались последние штрихи связанные с размещением информации о последних событиях в Средней Елюзани – установкой надгробного памятника и мемориальной доски на минарете построенной им мечети.

– Это память и долг от имени всех детей, внуков и правнуков, – отметил Аюп Бибарсов. – Я благодарю всех прихожан Средней Елюзани и всех прибывших участников из других регионов, которые приняли участие в дуа-молитве, выслушали проповеди и радушно восприняли приуроченные к важным датам мероприятия.

К важным событиям он отнес вопрос о сохранении личной библиотеки отца, который за свою жизнь собрал много раритетных исламских изданий, имеющих богословскую и историческую ценность. Десять процентов библиотечного фонда уже отсканировано. Сделать скан-копии всей библиотеки, не говоря о переводе отдельных изданий на различные языки, намного сложнее. Чтобы полностью переработать библиотеку, требуются большие интеллектуальные  ресурсы и огромные финансовые затраты.

– Говоря о проведенных мероприятиях, могу сказать, что они носят религиозный традиционный воспитательный характер для будущих поколений. Дело Аббаса хазрата объединяет людей даже после его смерти. Анализ того, что он говорил при жизни, привязывается к сегодняшнему дню: нельзя игнорировать исламские традиции и забывать своих близких, надо делать им дуа, хранить о них память, вспоминать добрыми словами.

Другой сын Аббаса хазрата Мукаддас Бибарсов, муфтий ДУМ Саратовской области, тоже считает, что это событие весьма важно для молодых:

– Это важное напоминание будущим поколениям о том, что нужно хранить память о своих предках. О том, что времена пройдут, но их имена никогда не забудут.

Муфтий Нурмухамет Нигматуллин связал сегодняшние торжества с хаджем, которые выполняют в эти дни миллионы верующих.

– Сегодня, как по заказу, прекрасный солнечный день. И в этот день, когда мусульмане всего мира совершают пятый столп ислама на горе Арафат, мы собрались установить мемориальную доску на мечети, построенной нашим устазом Аббасом Бибарсовым, который внес огромный вклад в дело распространения ислама не только в Пензенской области и России, но и Азербайджане.

Муфтий Башкирии, вспоминая времена своей молодости, отметил, что огромное влияние на него оказал Аббас хазрат:

«В 1971 году он окончил Бухарское медресе и был направлен в Уфу, где стал первым молодым имамом.

Мой отец, окончивший после революции Тюменский педагогический техникум, а после – в Оренбургский педиститут, во время Великой Отечественной войны воевал в дивизии Шаймуратова и был ранен. Из-за этого он не смог работать учителем и пошел в пастухи. Тогда же приобщился к исламу, читал намазы, исполнял все предписания Аллаха. В нашем доме собирались ученые, которые окончили исламские медресе еще до революции. Они читали Коран и внушали детям, что ислам – это образ жизни мусульманина.

Когда я вернулся из армии, то пошел работать шофером. Однажды отец мне сказал, что в Бухаре открылось медресе, и если у меня будет желание, то он поговорит с имамом. Я согласился. Он нашел общий язык с Аббасом хазратом, который даже написал мне небольшое письмо. Учитывая атеистическую атмосферу 70-х годов, его поддержка оказала на меня существенное влияние.

Узнав о моем решении, партийное руководство предприятия всячески меня отговаривало. Мне говорили: «Мы строим коммунизм, а ты собираешься ставить нам подножки». Но я сознательно выбрал путь служения исламу. С тех пор Аббас хазрат стал моим духовным учителем на долгие-долгие годы.

Он был  человеком духовной чистоты, с широкой открытой душой и любящим сердцем, но многие молодые люди в родном селе его не поняли. В последние годы жизни ему было особенно трудно. Возможно, поэтому он и ушел из жизни так рано. Пусть Аллах примет благодеяния Аббаса хазрата и откроет пред ним врата Рая!

Надеюсь, что мечеть, построенная Аббасом хазратом, будет служить символом ислама для будущих поколений, и в ней не будут смолкать призывы к единобожию. Ведь в этом мире, по образному выражению арабского мыслителя и поэта, мы все как путники, бредущие по линии горизонта. Когда скрывается голова одного верблюда, за ней появляется вторая, третья… Один караван сменяет другой, и нет им числа. Вот так же сменяются цивилизации и поколения. Ушли поколения наших дедов и прадедов. Мы тоже приближаемся к горизонту. За нами последуют поколения наших детей, внуков и правнуков на смену которым придут их потомки, хранящие и передающие традиции ислама своим детям.

Ислам – это религия мира, дружбы и созидания, которая находит общий язык со всеми нациями и конфессиями. Российские мусульмане, чьи деды и прадеды стеной защищали родные рубежи, хотят ее видеть страной мира, процветания и созидания. Да поможет нам в благочестивых стремлениях Аллах! Аминь».