Замечания и рекомендации ахундам и мухтасибам
В среду, 19 декабря, в Центральном духовном управлении мусульман России прошел Пленум имам-ахундов и имам-мухтасибов Башкортостана. В нем также приняли участие председатель ЦДУМ России, верховный муфтий Талгат Таджуддин, сотрудники муфтията, председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте РБ Вячеслав Пятков, представители Регистрационной палаты республики, Прокуратуры РБ, юристы.
Как рассказал газете «Рисалят-Послание» источник в муфтияте, одним из главных вопросов повестки дня была проблема регистрации приходов-махалля. Некоторые мечети в регионе функционируют без всякой регистрации. Либо построены на земельных участках, принадлежащих физическим лицам. Это впоследствии вызывает массу сложностей. Например, могут сформироваться «частные» мечети, что недопустимо. Поэтому специалисты настоятельно рекомендовали, чтобы такие приходы были оформлены как религиозные организации, находящиеся в юрисдикции духовного управления.
При плановой проверке культовых сооружений выявились некоторые недочеты, ошибки руководителей приходов, которые необходимо исправить.
Кроме того, в адрес некоторых мечетей было высказано замечание, что они выдают свидетельства об окончании учебных курсов по основам ислама. Как объяснили эксперты, мечети – не образовательные учреждения, а культовые здания. Уроки в них проводить можно, однако выдавать какие-либо документы об образовании они не могут.
По словам нашего собеседника, многие нарекания возникли не из-за злого умысла религиозных деятелей, сколько из-за их юридической безграмотности, простого незнания вопросов регистрации приходов и т.п. Во многом играет роль «человеческий фактор», поскольку процедуры по оформлению, строительству и др. требуют немало времени, сил энергии и нервов.
В свою очередь участники встречи отметили положительную роль комиссий по государственно-межконфессиональным отношениям, функционирующих при главах администраций муниципальных районов и городов Башкирии. Все согласились с необходимостью активного взаимодействия имамов с государственными органами и общественными организациями, позитивного диалога с представителями иных верований.