Вспомним татарского просветителя
Сегодня со дня рождения классика татарской литературы, нашего выдающегося уроженца Башкортостана Галимджана Гирфановича Ибрагимова исполнилось 125 лет.
Художник, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы социалистического реализма, критик и теоретик литературы, выдающийся ученый, просветитель, государственный и общественный, в том числе и религиозный деятель, он был пионером новой национальной культуры.
Галимджан Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в семье муллы в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне село Султанмуратово Аургазинского района. До 11 лет учился в сельской школе, затем – в Оренбурге в медресе Вали-муллы. Вскоре Галимджан Ибрагимов переехал в Уфу и поступил в высшее мусульманское учебное заведение – медресе «Галия».
Дебютировал автобиографическим рассказом «Изгнание из медресе Заки-шакирда» (1907). Учительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 года приехал в Казань с намерениями поступить в университет. Но двери «храма науки» для политически неблагонадежного юноши были закрыты. В 1912 году он уехал в Киев, где в качестве вольнослушателя учился в университете.
Затем вновь вернулся в уфимское медресе «Галия», только в качестве преподавателя. С осени 1913 по февраль 1914 года Галимджан Ибрагимов работал ответственным секретарем в татарском литературно-художественном журнале «Разум». В 1917 году совместно с Ф.Сайфи-Казанлы и Ш.Сунчалеем издавал газету «Ирек» («Свобода»). Он становится одним из организаторов и руководителей партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1917-1918 годах избирается депутатом Милли Меджлиса. В 1918 году Галимджан Ибрагимов вместе с Муллануром Вахитовым и Шарифом Манатовым участвовал в организации Комиссариата по делам мусульман, был заместителем председателя Комиссариата. В 1919-1920 годы являлся членом Центральной мусульманской военной коллегии и одновременно руководил редколлегией отдела печати Центральной мусульманской военной коллегии и редколлегией отдела печати Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока, сотрудничал в журнале «Красный Восток».
С 1920 года Галимджан Ибрагимов работал в аппарате Наркомата просвещения ТАССР. В 1925 году возглавил Академический центр и одновременно являлся председателем Татарского бюро краеведения. Пятым съездом Советов Ибрагимов был избран членом Президиума ТатЦИКа и сыграл большую роль в образовании, развитии татарской культуры и народного просвещения.
В 1927 году он уезжает лечиться в Крым. Несмотря на тяжелое заболевание туберкулезом, он продолжает свою литературную и общественную деятельность. В 1928 году Ибрагимов избирается членом Государственной академии художественных наук СССР. 13 августа того же года решением ВЦИК СССР ему присваивается звание Героя Труда.
В 1937 году в Ялте по подозрению в «участии в контрреволюционной националистической организации и проведении вредительской работы, направленной на подрыв народного хозяйства республики», Галимджан Ибрагимов подвергается аресту и под конвоем доставляется в Казань. В скором времени его переводят в тюремную больницу и 21 января 1938 года писатель умирает в больничной палате. Имя его предается забвению, книги изымаются из библиотек. Только в сентябре 1955 года он был реабилитирован.
Галимджан Ибрагимов внес огромный вклад в развитие татарской культуры. Еще в 1910 году вышел первый сборник его рассказов «Начало весны». Огромную популярность получили повести «Судьба татарской женщины», «Старый батрак», «Дети природы», многочисленные рассказы. Творчество Ибрагимова оказало влияние на развитие художественной прозы тюркоязычных и других мусульманских народов.
В советские годы он написал и опубликовал такие произведения, как роман «Наши дни», посвященный первой русской революции, романтическую повесть «Сказание о красных цветах» — о судьбах людей в эпоху революционных бурь, новый вариант повести «Судьба татарки» — о бесправном положении женщины в классовом обществе, роман «Дочь степи» — о сложных процессах в дореволюционной казахской действительности, а также многоплановый роман «Глубокие корни», рисующий острую классовую борьбу за утверждение новых взаимоотношений людей. В 1974-1987 годы вышел восьмитомник произведений писателя. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркских народов и пользовалось большой популярностью. Только за период с 1918 по 1935 годы художественные произведения писателя выдержали 54 издания на десяти языках народов мира. Галимджан Ибрагимов выступал и с многочисленными публицистическими статьями, много времени уделял научной и педагогической деятельности. Увлеченно занимался исследованиями истории татарской литературы и языка. Он является автором трудов «Татарская грамматика», «Теория литературы».
Романтические искания Галимджана Ибрагимова — неотъемлемая страница духовного развития татарского народа. Внутренние монологи как средство психологического анализа в татарскую прозу впервые ввел именно он. Ибрагимов опирался на достижения русской классической литературы, многому учился у Максима Горького, преклоняясь перед мощью его таланта, развивал горьковские традиции. Ибрагимова нередко называли «татарским Горьким».
Тема романа «Дочь степи» подсказана писателю личными впечатлениями. Он работал учителем в казахских аулах и был покорен широтой души, свободолюбием и своеобразием культуры и быта казахского народа. С увлечением записывал казахские пословицы, поговорки, песни. Закончил работу над романом в 1911 году в Казани и представил его в издательство «Вакыт». Однако рукопись романа была конфискована и куда-то исчезла. В 1912-1913 годах писатель по черновикам восстановил текст романа, но во время ареста писателя рукопись вместе с другими бумагами вновь попала в руки охранки. Издать свое произведение Галимджан Ибрагимов смог только после революции, в 1924 году, внеся в текст небольшие изменения и добавления. Роман «Дочь степи» оказал большое влияние на творчество писателей братских народов, в первую очередь среднеазиатских.
Имя Галимджана Ибрагимова не забыто. В Уфе в честь него назван бульвар. В 1993 году на доме №25 по бульвару Ибрагимова установлена мемориальная доска. На стене Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (здание медресе «Галия») размещена памятная табличка о нем. В Казани существуют проспект и гимназия, носящие его имя, установлены памятник и бюст писателя. Имя Ибрагимова носит Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН РФ.